Версия // Общество // Безэкипажное судно «Инспектор» способно патрулировать океан 9 месяцев

Безэкипажное судно «Инспектор» способно патрулировать океан 9 месяцев

2995

Необычные корабли. Беспилотный парусник для контроля над океаном

Безэкипажное судно «Инспектор» способно патрулировать океан 9 месяцев (скриншот: youtube.com/ Topic Daily)
В разделе

Как будут выглядеть боевые действия на море в XXI веке – остается загадкой. По опыту СВО на суше – это, вероятно, будет сплав новых видов вооружений и старой, проверенной тактики. Можно быть уверенным только в том, что морские беспилотные системы будут задействованы в самых разных морских операциях. В этой статье мы расскажем об американских исследованиях в новой для морских беспилотниках сфере применения.

Речь пойдет о парусных беспилотных кораблях, выполняющих роль кораблей гидроакустической разведки.

Морские беспилотники в XXI веке

Беспилотная техника – это символ века. Боевые и разведывательные дроны, беспилотные такси и грузовики, безэкипажные катера и корабли – все это стало реальностью уже сегодня. У морских беспилотников (как впрочем, и у остальных аналогичных систем в воздухе и на земле) одним из важных параметров является дальность применения. Для безэкипажного ударного катера БЭК, или безэкипажного океанского патрульного корабля важным параметром является запасы топлива. Ведь они определяют тактику применения данного боевого средства. Как пример. Опыт СВО показал, что не всегда БЭК, запускаемый из Одесской области, может решить задачу в Крыму или на побережье Тамани. Поэтому их запускают с торговых судов, переделанных в плавбазы безэкипажных катеров из акватории Чёрного моря. Для больших океанских патрульных кораблей количество топлива на борту означает срок патрулирования. О разработке в США океанских патрульных и ударных беспилотных кораблей было известно достаточно давно. Об этом смотри статью «Надводные беспилотники. «Призрачный флот»». В последнее время появилась информация о создании морских безэкипажных кораблей с неограниченным районом плавания.

Парусник XXI века

Все началось с решения компании «Saildrone Inc», расположенной в городе Аламеда в штате Калифорния и занимающейся проектированием и строительством различных безэкипажных кораблей и катеров, систем управления для них и разработкой вспомогательной аппаратуры, заняться тематикой парусного беспилотника с жёстким парусом. Причины понятны. Небольшой парусник без экипажа потребляет немного энергии, восполняемой солнечными батареями, размещенными на борту. Жёсткий парус-крыло позволяет задействовать в управлении парусом автоматику. Начали с наиболее простого варианта. В начале 20-х годов XXI века компания начала испытания первого парусного безэкипажного судна БЭС «Surveyor» – «Инспектор». По сути, это была опытовая платформа, которая должна была доказать реалистичность и работоспособность идеи. Длина «Инспектора» составляет 22 метра. Общая высота – от киля до клотика мачты – 16 метров. Жёсткий парус-крыло имеет высоту 12 метров. У «Surveyor» минимальная высота борта. Водоизмещение БЭС и его полезная нагрузка компанией не раскрывается. Основным источником питания являются солнечные батареи, установленные на борту. Они заряжают аккумуляторные батареи. Предусмотрен и резервный источник питания – дизель-генератор мощностью 78 л.с. Он работает на электродвигатель и предназначен для движения парусника при полном штиле. Энергетическая система может весь поход поддерживать мощность 2 КВт, или кратковременно 4 КВт. Основной вариант – это движение под парусом, со скоростью 6 – 8 узлов (11 – 14 км/ч). Продолжительность такого патрулирования – не менее 8-9 месяцев. Дальность плавания не ограничена. Запасы топлива на борту позволяют обеспечивать движение на 2 500 морских миль – около 4 600 км. Аппаратура, установленная на БЭС, позволяет управлять судном, как из берегового центра, так и автономно. В начале 2022 года «Инспектор» совершил переход из Калифорнии на Гавайские острова, продемонстрировав заявленные компанией характеристики. После первого большого перехода, «Инспектор» завершил испытания вторым походом на Алеутские острова. Во время этих двух океанских переходов были выявлены несколько недоработок, но в целом БЭС «Surveyor» завершил испытания успешно.

По теме

Следующим этапом – он стартовал в 2023-2024 годах – стала разработка варианта «Инспектора» для нужд ВМС. Сфера применения была понятна. Парусник с практически неограниченной дальностью плавания должен был нести некую аппаратуру, которая потребляла бы небольшую мощность, которую могли вырабатывать возобновляемые источники энергии не борту. Такие требования определили назначение БЭС – корабль гидроакустической разведки. Впрочем, компания «Saildrone Inc» не исключает возможности размещения на БЭС и другой аппаратуры в интересах ВМФ. Австралийское отделение французской группы компаний «Thales Group» – «Thales Australia» предоставила гидроакустический комплекс своей разработки «Blue Sentry» «Синий часовой» и провела работы по его адаптации на борту беспилотника.

Американским адмиралам понравился проект корабля гидроакустической разведки с большой дальностью плавания. К этому надо добавить, что парусное судно не «шумит», то есть его не слышат гидроакустики потенциального противника. Это очень ценное качество для корабля гидроакустической разведки. Поэтому Управления военно-морских исследований ВМС США оплатило проведенные работы и взяло на себя организацию будущих испытаний. Высказывалось мнение, что даже в варианте, по сути, опытового корабля, «Инспектор» может поступить на вооружение американского флота.

В мае 2024 года по заказу «Saildrone Inc» американская компания «Austal USA» построила новое опытовое БЭС «Surveyor» в комплектации, определенной американским флотом. На новом «Инспекторе» был установлен гидроакустический комплекс ГАК «Blue Sentry», аппаратура связи и другие необходимые системы. Начались испытания нового беспилотника. В них основное внимание уделялось работе «главного оружия» – гидроакустического комплекса «Синий часовой». Эти испытания подтвердили основные расчетные параметры ГАК. В начале этого года началась подготовка к испытанию «Инспектора» к длительному походу и непрерывной продолжительной работе ГАК. 7 апреля в компании объявили об окончании этих испытаний. «Инспектор» находился в море чуть менее месяца – 26 суток. Беспилотник следовал заданным маршрутом, при этом на борту работал гидроакустический комплекс. Его задача состояла в картографировании морского дна и поиске на нем подводных объектов. ГАК способен работать на глубинах до 7 км. Как сообщили в «Saildrone Inc», 96% рабочего времени аппаратура работала штатно. Об оставшихся 4% скромно умолчали. Но, в любом случае, испытания прошли успешно. БЭС «Surveyor» еще раз подтвердил все расчетные параметры, фоновые шумы от прохождения парусника были нулевые, что позволило ГАК работать без помех. Особо подчеркивалось, что всё время похода между «Инспектором» и станцией управления была устойчивая связь и обмен данными.

Что дальше?

Испытания не закончились, но уже стало известно о месте будущей деятельности комплекса «Surveyor» / «Blue Sentry». Американские адмиралы видят в нем участника коллективной обороны в Азиатско-Тихоокеанском регионе для блока AUKUS. Логика в таком решении есть. Если в будущем страны-участники AUKUS и их союзники закупят достаточное количество относительно дешевых «Испекторов», то они смогут держать под контролем бескрайние акватории Тихого и Индийского океанов. Существующие схемы контроля флотов потенциального противника эффективно работают в замкнутых морях – Балтийском, Чёрном, Средиземном. В открытом океане слежение за боевыми кораблями и подводными лодками затруднено. Есть вероятность, что потенциально важные цели уйдут из-под контроля. Наличие большого количество «Инспекторов» позволит без больших финансовых вливаний контролировать огромные океанские акватории. Эти парусники могут находиться в океане месяцами и постоянно передавать в береговые центры всю информацию о том, что происходит в радиусе действия ГАК. Они же могут выдавать целеуказание при атаке на подводные лодки потенциального противника.

Количество (пусть даже приблизительное) «Инспекторов», необходимых для контроля огромной акватории, неизвестно. Необходимо завершить испытания, официально принять систему на вооружение. Организовать серийное производство. Это большие деньги, но в любом случае гораздо меньшие, если бы задачу решали с помощью традиционных кораблей.

Прибрежные моря тоже под контролем

Наш рассказ о новых американских станциях гидроакустической разведки будет неполным без упоминания «Часового морского дна». Американская компания «Anduril Industries» недавно представила свою новую систему мониторинга и разведки подводной обстановки «Seabed Sentry» – «Часовой морского дна». Она состоит из большого числа универсальных модулей со специальным гидроакустическим оборудованием, которые устанавливаются на морском дне. По своей сути, это дальнейшее развитие известной системы SOSUS, которая в настоящее время уже выведена из эксплуатации. Об этой системе смотри статью «Тихая война. SOSUS» в бумажной версии газеты. «Часовой» благодаря новым решениям, элементной базе будет дешевле и проще в обслуживании своего предшественника. В зависимости от поставленных задач, срок службы модулей системы составляет от нескольких месяцев до нескольких лет. По размещенным в Интернете фотографиям, можно сделать вывод, что длина модуля составляет до 3 метров, а диаметр – 0,6 метра. На торце модуля есть специальная U-образная опора, к которой прикрепляется гидроакустическая станция. Модуль может быть установлен на глубине до 500 метров. «Часовой» позволит развернуть крупные системы мониторинга подводной обстановки как во внутренних морях, так и около океанского побережья.

К настоящему времени «Часовой морского дна» дошел до этапа создания опытных образцов. Если испытания завершаться успешно (то, что компания сразу получит заявленные характеристики – не факт), то, возможно, принятие этой системы на вооружение американского ВМФ, что существенно повысит его возможности в мониторинге подводной обстановки.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.04.2025 16:00
Комментарии 0
Наверх