Версия // Колумнисты // Бесплатные пробки

Бесплатные пробки

189
Константин Поживилко, аналитик
В разделе

С нового года общественный транспорт в Белграде бесплатный. Несколько лет назад он стал таковым в Таллине и Лихтенштейне.

Главная цель этой новации – избавиться от пробок, побудив горожан пользоваться общественным транспортом вместо личного. Есть и другие плюсы. Уменьшение загазованности воздуха, сокращение операционных расходов при продаже билетов и контроле за их покупкой. Безусловно, с воодушевлением воспримут новшество мало­имущие – не исключено, что не без этой задней мысли решение и принималось. Заодно повысится туристическая привлекательность города. Тем более что прежде билет в общественном транспорте можно было приобрести исключительно с помощью местного мобильного номера и далеко не каждый турист покупал для этого сербскую симку. В общем, мероприятие со всех сторон получается выгодное.

Хотя есть и аргументы против. Билет в общественном транспорте стоил 0,43 евро – вряд ли владельцы личных автомобилей согласятся так мизерно экономить. «Подкупить» их можно разве что значительной экономией времени, но для этого надо вводить новые виды транспорта и совершенствовать существующий. В изнемогающем от пробок Израиле запустили скоростные трамваи, метро, строят перехватывающие парковки, делают выделенные полосы для автобусов со своей системой семафоров – так называемые метрониты. В Белграде же только собираются реанимировать строительство метро, заглохшее ещё во времена социализма. Также соединяют железной дорогой вокзал и аэропорт. Однако революционных перемен в транспортной системе не произошло. Поэтому главная цель вряд ли будет достигнута. Стоять в пробке всё равно приятнее в своём автомобиле, нежели в переполненном автобусе или трамвае.

Конечно, жизнь покажет реальные плюсы и минусы проекта. Но что можно определённо сказать уже сейчас – бесплатный проезд отнюдь не главная и далеко не первоочередная мера. Принимать её надо в общем пакете – скорее как вспомогательную. А начинать следует с выработки комплекса мер, не только предусматривающего перепланировку городов и совершенствование транспортной системы, но и учитывающего сформировавшиеся привычки и психологию жителей мегаполисов. И в советское время, а в особенности после него, структура населённых пунктов формировалась хаотично. Хотя в прежние времена личный транспорт был роскошью и не закупоривал улицы. Уменьшить его присутствие на них очень непросто, и «серебряной пули», как говорят американцы, когда одна мера решает сложнейшую проблему, для этого не существует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 18.01.2025 23:45
Комментарии 0
Наверх