Версия // Бизнес // Банкиры решили воспользоваться затруднениями заёмщиков

Банкиры решили воспользоваться затруднениями заёмщиков

91743

Подзаработать на каникулах

Банкиры решили воспользоваться затруднениями заёмщиков (фото: Пётр Ковалёв/ТАСС)
В разделе

Меры поддержки заёмщиков, анонсированные правительством ещё в начале эпидемии коронавируса, по сути, превратились в фейк. Несмотря на наличие федерального закона о кредитных каникулах, многие банки вместо отсрочки платежей предлагают заёмщикам реструктуризацию долга. Её зачастую проводят на таких условиях, что долг клиента перед банком увеличивается.

Напомним, что согласно принятому закону кредитные каникулы – это возможность получить у банка отсрочку платежей сроком до шести месяцев. Грубо говоря, при невозможности обслуживать долг банк предоставляет возможность передышки, допустим на три месяца. Затем пропущенные платежи переносятся в конец кредитного периода, а время выплат продлевается на срок полученной передышки. Но это в идеале.

Вот как описывает ситуацию на банковском форуме клиент Альфа-банка.

«Новые условия после оформления кредитных каникул: срок кредита 7 лет вместо оставшихся 3 лет на оставшуюся сумму. Кредитная ставка увеличивается до 19%, сумма ежемесячного платежа уменьшается на 30%».

Загвоздка ещё и в том, что узнать у банка условия кредитных каникул удалось только после многодневной онлайн-переписки. Впрочем, это ещё везение!

Многие заёмщики узнают о том, сколько они теперь должны банку, постфактум. «Заполнил заявку в Сбербанке, пришло SMS, что одобрено. Потом оказалось, что это фальшивое одобрение, – рассказывает клиент Сбербанка. – Уточнить на сайте или по телефону, сколько придётся переплатить из-за каникул, не смог».

Поскольку сегодня многие подобные истории стали всё чаще появляться в СМИ, на ситуацию отреагировали в Центробанке. Правда, реакция регулятора оказалась скорее формальной отпиской. «Если заёмщика не устраивают предложенные кредитором условия, он вправе от них отказаться, но в таком случае нужно быть готовым вернуться к исполнению обязательств исходя из первоначальных условий кредитного договора», – пояснили журналистам в ЦБ.

А вот тот факт, что многие заёмщики вообще не могут добиться от банка новых условий кредитного договора, в Центробанке, похоже, предпочли вовсе не замечать. Как «не заметили» и того, что большинство банков сегодня не пользуются механизмом кредитных каникул, введённых новым федеральным законом, но предпочитают предлагать клиентам собственные программы реструктуризации. Что интересно, при этом банкиры не гнушаются намеренно запутывать клиента: собственную программу реструктуризации называют кредитными каникулами, а о подключении к этой услуге информируют заёмщика по SMS. «Мы расцениваем рассылку SMS-уведомлений без разъяснения условий рефинансирования и без запроса потребителя мисселингом (недобросовестной продажей. – Ред.) и нарушением 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Это повод для надзорного реагирования», – считает руководитель проекта ОНФ «За права заёмщиков» Евгения Лазарева.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.07.2020 10:05
Комментарии 0
Наверх