// // Авиаперевозчиков хотят заставить снижать тарифы

Авиаперевозчиков хотят заставить снижать тарифы

414

Улётные цены

Проверкой стоимости перелётов должны заняться компетентные органы
Фото: Василий Гулин
Проверкой стоимости перелётов должны заняться компетентные органы Фото: Василий Гулин
В разделе

Высокие цены на авиабилеты заинтересовали Федеральную антимонопольную службу (ФАС). По словам главы ведомства Игоря Артемьева, в ближайшее время предполагается провести соответствующие проверки и выяснить экономическую обоснованность тарифов авиаперевозчиков. «Федеральная антимонопольная служба планирует провести два типа проверок в отношении формирования авиакомпаниями цен на билеты. Все необходимые поручения я подписал», – уточнил Артемьев.

ФАС намерена провести проверки в двух направлениях: с одной стороны, выяснить, насколько обоснованны высокие цены на авиабилеты в условиях снижения цен на керосин, с другой – уточнить сам механизм продаж авиабилетов. Правда, увенчаются ли действия антимонопольного ведомства успехом, ещё большой вопрос. Завышенные цены российских авиакомпаний и жалобы потребителей в последние годы стали уже притчей во языцех, однако по-настоящему «прижать» авиакомпании и добиться заметного снижения цен на билеты не удавалось ещё ни разу.

Надо сказать, что ФАС уже не первый раз проявляет интерес к стоимости авиабилетов. Некоторое время назад ведомство уже приняло соответствующее решение в отношении компании «Аэрофлот – Российские аваиалинии». Проверка проводилась по обращениям граждан, которые пожаловались, что «Аэрофлот» поднял тариф на авиаперевозки по маршруту Красноярск – Норильск – Красноярск. Он был существенно выше действующего предельного тарифа на авиаперевозки по данному маршруту, установленного Минтрансом, который составляет всего 8,5 тыс. рублей. Комиссия ФАС выдала компании-нарушителю предписание о необходимости перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства. Однако о том, было ли исполнено данное распоряжение, ничего не сообщается.

Как бы то ни было, до сих пор подобные расследования были локальными, теперь же антимонопольщики предполагают провести широкомасштабные проверки.

«Цены на авиакеросин упали на 30%, и сейчас мы смотрим, как действовали в этой ситуации авиационные компании», – уточняет Игорь Артемьев. Действительно, стоимость керосина – один из ключевых факторов, влияющих на ценообразование. По оценкам экспертов, 40% цены билета составляет стоимость авиакеросина. «Таким образом, если цена керосина упала на 30%, то нужно, чтобы цена на билет снизилась примерно на 15%. Если же, допустим, цены на керосин вырастут в два раза, то соответственно примерно наполовину может подорожать билет», – подсчитывает Игорь Артемьев.

При разбирательстве с авиакомпаниями в антимонопольном ведомстве надеются применить аналогичную тактику, которая уже была задействована при недавнем расследовании ведомства в отношении нефтяных компаний. «Этими проверками мы хотим послать сигнал авиакомпаниям, что они так же, как и нефтяные компании, должны прямо зависеть от мировых цен на нефть, а не пытаться за счёт потребителя урвать лишние 10%», – заявил Игорь Артемьев. Между тем не стоит забывать о том, что действия ФАС в отношении нефтяных компаний были санкционированы и президентом Дмитрием Медведевым, и премьер-министром Владимиром Путиным, которые неоднократно и в достаточно жёсткой форме заявляли о необходимости срочного снижения цен на бензин в связи с мировым финансовым кризисом.

По теме

: если в начале прошлого года заправка стоила в среднем 1050 рублей за тонну, то в начале этого года уже 2,1 тыс. рублей. Таким образом, падение цен на керосин не привело к существенной экономии. По словам гендиректора оператора сети независимых топливозаправочных комплексов (ТЗК) «Аэрофьюэлз» Владимира Спиридонова, исторически во всех аэропортах стоимость заправки не отражала всех затрат на топливообеспечение, поскольку они автоматически включались в стоимость керосина. Теперь же большинство ТЗК пересматривают свои тарифы, и услуга по заправке приобретает реальную стоимость. Больше всего с начала года стоимость заправки выросла в аэропортах, где ТЗК владеет «ЛУКОЙЛ-аэро». В частности, стоимость заправки в Самаре повысилась с 1,7 тыс. рублей за тонну до 4 тыс., в Волгограде – с 950 до 5,2 тыс., в Нижнем Новгороде с 1,04 до 5,2 тыс. рублей. Интересно заметить, что в самом «Лукойл-аэро» не скрывают, что сейчас ценообразование было приведено в соответствие со 110-м приказом Минтранса, то есть аккурат после того, как ФАС проявила интерес к рынку аэропортовых услуг. Указанный документ Минтранса предполагает включать в стоимость заправки и стоимость хранения топлива, и другие затраты. Ранее же все указанные затраты учитывались в цене тонны керосина. Похоже, что изменение механизма расчёта стоимости услуг окажется идеальным прикрытием для авиакомпаний, не желающих снижать цены. Тем более что авиакомпании не раз заявляли о своём недовольстве услугами авиаобеспечения. В частности, в июне этого года после соответствующего обращения «Аэрофлота» ФАС возбудила дела в отношении организаций, оказывающих услуги по авиатопливообеспечению в аэропортах городов Анапа, Краснодар, Калининград, Минеральные Воды, Красноярск, Хабаровск. А результатом аналогичных расследований, проведённых в прошлом году, стало наложение штрафов на сумму более 5,6 млрд. рублей на компании «ЛУКОЙЛ», «ТНК-BP», «Роснефть». Примечательно, что часть нарушителей в этом году в очередной раз были взяты на карандаш чиновниками из антимонопольного ведомства.

Сами авиаперевозчики пока не опасаются, что расследование ФАС приведёт к сколько-нибудь серьёзным последствиям.

«Мы чуть ли не первыми в стране начали коррекцию цен на билеты. Так, топливные сборы за четвёртый квартал 2008 года по России снизились на 30%, весной были уменьшены в 1,5 раза тарифы бизнес-класса, лето стало сезоном скидок на билеты, а перед началом летнего сезона для партнёров-туроператоров тарифы на билеты снизились в зависимости от маршрута полёта в 1,2-1,9 раза», – рассказывает пресс-секретарь авиакомпании «Трансаэро» Сергей Быхал, отмечая, что при этом тарифы на аэропортовое обслуживание выросли на 54%, на аэронавигацию – на 44%.

«Величина топливного сбора для наших пассажиров снизилась в среднем на 30%. В период с ноября 2008 года по февраль 2009-го средний тариф был снижен на 8%. В результате общая стоимость билетов уменьшилась в среднем на 500 рублей», – констатируют в компании S7.

Между тем, по словам аналитиков рынка, дальнейшего снижения на авиабилеты ожидать не стоит. По мнению руководителя аналитического отдела компании «Авиапорт» Олега Пантелеева, ощутимого падения цен можно добиться только в том случае, если государство будет дотировать все авиаперевозки. «Если же такой возможности нет, то нет смысла искать кошку в тёмной комнате. У авиаперевозчиков нет ресурсов для снижения цен на билеты и, несмотря на значительные усилия антимонопольной службы, они вынуждены закупать большую часть товаров и услуг у монополистов, что никак не способствует снижению тарифов», – уверен Пантелеев.

Ещё одним пунктом будущего расследования ФАС должен стать механизм возможного возврата авиабилетов. «У меня высшее юридическое образование, я не могу понять: почему, если я покупаю билет в последний момент, я плачу в два раза дороже? Получается, что я оказываю услугу перевозчику, так он бы уехал без меня и не получил дохода, а мне продают билет в два раза дороже. Почему? И что такое билеты, которые не возвращаются? Как это можно билет не возвратить?» – такой вопрос поступил Игорю Артемьеву в онлайн-интервью от одного из пользователей Интернета. В ответ глава ФАС обещал разобраться в этой ситуации. Но предположение о том, что расследование в этом направлении едва ли даст какие-нибудь результаты, можно сделать уже сегодня.

Дело в том, что порядок продажи авиабилетов сегодня таков: сначала агентства по продаже билетов и авиакомпании реализуют билеты по более дешёвым тарифам. Оно и понятно: цена – это первое, на что обращают внимание потребители при покупке билета. Таким образом, чем ближе дата вылета, тем дороже билеты. Важно другое: нередко оказывается так, что буквально соседние места в самолёте продаются по разным тарифам. На вопрос о том, на каком основании одна и та же услуга в разный период времени имеет разную цену, в агентствах по продаже билетов предпочитают не отвечать. Хотя очевидно, что на самом деле это происходит потому, что за несколько дней до вылета в свободную продажу поступают билеты, которые не смогли продать турфирмы. При этом цена на них, как правило, не снижается, поскольку блоки мест, выкупаемые турбизнесом у авиакомпаний, оплачиваются заранее.

Опубликовано:
Отредактировано: 03.08.2009 12:54
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх