«Годзилла: Минус один» и «Претенденты» – обзор сетевых новинок кино этой недели

Правильная гигантомания

На днях в сети появились две любопытные премьеры: японский оскароносный драматический боевик «Годзилла: Минус один» и спортивная мелодрама от Луки Гуаданьино «Претенденты».

Годзилла: Минус один

(16+)

Реж. – Такаси Ямадзаки

В ролях – Рюносукэ Камики, Сакура Андо, Минами Хамабэ, Юки Ямада, Такато Ёнэмото, Рикако Миура, Мунэтака Аоки, Майкл Ариас, Юки Такао

Производство – Япония

Японский фантастический драматичный боевик – еще одна инкарнация приключений культового монстра. Режиссером фильма стал малоизвестный за пределами родины Такаси Ямадзаки («Баллада», «2199: Космическая одиссея», «Вечный «Зеро», «Человек по имени Пират» и др.). Лента была удостоена премии Оскар за лучшие визуальные эффекты.

Коичи Шикисима (Рюносукэ Камики) летчик камикадзе, который в последние дни войны столкнулся с Годзиллой на военном аэродроме, расположенный на небольшом островке. То, как монстр уничтожил почти весь гарнизон военной части, оставило глубокую психологическую травму Коичи. Вернувшись в Токио, он страдает посттравматическим расстройством, попутно пытаясь вернуться к мирной жизни. Но его война не закончена: на город нападает Годзилла, отчего погибает несколько тысяч человек. Граждане решают самостоятельно избавиться от монстра, и Коичи принимает в этом одну из главных ролей.

Видео не может быть загружено.

Годзилла как персонаж зародился в 1953 году под впечатлением от просмотра американского «Чудовища с глубины 20 000 саженей». Продюсер кинокомпании Toho Томоюки Танака решил, что Японии не помешает собственный гигантский монстр. Так, уже в 1954 году родился один из крайне популярных культурных феноменов, насчитывающий, помимо всего прочего, только 36 полнометражных художественных фильмов (без учета сериалов и мультипликации). Далеко не каждому киногерою повезло получить столько экранизаций!

Годзилла три десятилетия не спешил покидать границ Японии. Местные киноделы штамповали фильмы с ним в самых разных жанрах: от комедий и приключенческой фантастики до боевиков и хорроров. Лишь под конец 70-х Годзиллой заинтересовались ушлые американцы. Они выпустили на ТВ сериал, который продержался три сезона, после чего в Голливуде забыли про Годзиллу еще на двадцать лет. А там был Роланд Эммерих с провальным проектом. А спустя еще пятнадцать лет стартовала целая франшиза «Монстервёрс», о которой мы много рассказывали.

Но вернёмся в Японию. Несмотря на то что их национальный монстр перебрался в Голливуд, киноделы страны восходящего солнца рук не опускали и продолжали работать над новыми интерпретациями истории огромной радиоактивной ящерицы. Такаси Ямадзаки начал работать над проектом в 2022 году, чтобы приурочить его выход к 70-летию Годзиллы. Режиссер не только успел, но и ознаменовал юбилей японского монстра приятным неожиданным бонусом – Оскаром за лучшие визуальные эффекты. Ранее ни один фильм про Годзиллу Оскаров не получал.

Теперь о самом фильме. Настолько ли он хорош, как о нём говорят? Совсем недавно мы обозревали «Годзилла и Конг: Новая империя», где в конце обзора рекомендовали посмотреть именно «Годзилла. Минус один». Рассказываем, чем он отличается от голливудских поделок и заслуженно ли получил свой Оскар.

Главное отличие голливудского «Годзиллы» от его японского собрата в следующем. В западных фильмах с Годзиллой люди занимают второй и третий план. Они практически не влияют на сюжет, и было бы куда лучше без них. Фильм Такаси Ямадзаки спокойно мог бы обойтись без Годзиллы – замени монстра на что угодно, смысл фильма от этого не исказился бы. Парадоксально, но факт. В японской версии во главе угла стоят люди, их страдания, их лишения, их горе. И когда против них выходит Годзилла, зрителю не остается выбора, чью сторону принять в этом противостоянии. «Годзилла: Минус один» серьезное кино, которое в очередной раз вскрывает больную тему для всех японцев – поражение во Второй мировой войне. А радиоактивные монстры – лишь удачная метафора. Это не тупое зрелище, как огромная ящерица долбит по голове гигантскую обезьяну, нет. Суть этого кино – военная драма, поэтому развлечения здесь ждать не стоит.

Ямадзаки, пожалуй, снял именно то кино, которое должно было ознаменовать семидесятилетие Годзиллы. Дизайн монстра выполнен в классическом виде (в этом они похожи с голливудской версией), отсылая зрителя в те времена, когда его изображал аниматор в костюме. Даже движения ящера в некоторых сценах выглядят намеренно нелепо, будто изображая человеческие. Не забыл режиссер и про Токио. Кадры разрушенного войной города шокируют, особенно на контрасте с тем, как он выглядит сейчас.

Вообще, Оскар за визуальные эффекты – это та награда, которая редко присуждается фильмам не из Штатов. Когда мы посмотрели «Создателя» Гарета Эдвардса, мы были приятно удивлены качеством спецэффектов в совокупности со скромным по голливудским меркам бюджетом в $80 млн. Но это мы еще не видели «Годзиллу: Минус один»! Это кино снято всего лишь за $15 млн. Но при этом картинка практически не уступает лучшим голливудским аналогам. Трудолюбию и упорству японских киноделов можно только позавидовать. Местный Годзилла кажется однозначно куда более реальным, чем его заокеанский брат. А за реализмом тут же следует чувство настоящей опасности, что очень важно для этого фильма. Комбинированные съемки, качественная аниматроника, аккуратная компьютерная графика, детализированные макеты зданий и техники – все это использовали создатели фильма для правдоподобной картинки.

Конечно, подобные дифирамбы стоит воспринимать с оглядкой на крайне скромный бюджет и не считать, что визуал здесь уделывает вообще всех в абсолютной категории. До уровня тех же Вильнёва или Нолана японцам еще придётся много трудиться. Но потенциал их работы высок.

Из актёрского состава вы вряд ли сможете кого-то узнать. Тем не менее актёры играют достаточно эмоционально, чтобы можно было проникнуться драмой этого кино. Персонажи здесь – центр фильма и его душа, а не монстр. Годзилле досталась роль антагониста – жестокого и бескомпромиссного чудовища, которого почти невозможно остановить.

При этом сюжет ленты такой же, как в самом обычном фильме-катастрофе. Здесь нет попыток переосмысления этой истории, выворачивания наизнанку или деконструкции. Напротив, история максимально классическая, именно такая, какая должна быть в фильме про огромного радиоактивного монстра. «Искалеченные войной люди противостоят новой угрозе».

Эпикриз: При бюджете в $15 млн фильм смог собрать по миру более $115 млн и один Оскар, что делает это кино самым успешным среди всех фильмов про Годзиллу. Фанатам монстра и всем киноманам рекомендуем для ознакомления.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Годзилла. Минус один» (2024), реж. – Такаси Ямадзаки.

Претенденты

(18+)

Реж. – Лука Гуаданьино

В ролях – Зендея, Майк Фейст, Джош О’Коннор, Дарнелл Эпплинг, Нада Деспотович, Крис Фаулер

Производство – США

Спортивная драматичная мелодрама от режиссера фильмов «Назови меня своим именем», «Большой всплеск», «Суспирия» и «Целиком и полностью» Луки Гуаданьино.

Фильм рассказывает про двух друзей – Арта (Майк Фейст) и Патрика (Джош О’Коннор), которые посвятили свою жизнь профессиональному теннису. Будучи юношами, они оба влюбляются в Ташу (Зендея), такую же начинающую теннисистку. И если соперничество на корте не привносит разлад между приятелями, то борьба за сердце девушки влечет за собой долгоиграющие последствия.

Видео не может быть загружено.

Для начала отметим самое слабое, что мы увидели в этом фильме – это работа монтажёра. Сюжет подается здесь сразу в двух временных отрезках: настоящем, когда герои вновь сталкиваются на корте, и прошлом, где они встречают Ташу. И всё бы ничего, но прыжки из прошлого в настоящее и обратно здесь слишком хаотичны и сбивчивы. При этом внешность главных героев мало меняется, поэтому, чтобы не упустить что-то важное и не запутаться в сценарных ходах, придется внимательно следить за картиной. Но и с этим фильм может раздражать постоянными флэшбеками и флэшбеками во флэшбеках. Трудно понять, в каком временном периоде находится та или иная сцена. Такого здесь много. Фильм всеми силами старается быть нелинейным. Это, конечно, придаёт динамичности, но легко отпугнёт не очень увлеченного зрителя. В общем, монтаж картины оставляет желать лучшего.

Сам сюжет, если опустить его кривую подачу, достаточно любопытен. Это кино не столько про теннис, сколько про любовь, самореализацию и дружбу. Вместо тенниса здесь могли быть любые другие виды спорта – от дартса до автогонок. Акцент сделан на финальном поединке Арта и Патрика. Фильм поэтапно вскрывает их непростые взаимоотношения, а также рассказывает о роли в них Таши. Её изначальные метания меж двух друзей, загубленная карьера и попытка реализовать свои мечты в муже – обо всём этом рассказывает картина Гуаданьино.

К слову, если брать фильмы про теннис, будь то неплохие байопики «Битва полов», «Корль Ричард» или «Борг/Макинрой», то «Претенденты» на их фоне смотрятся бодрее. Этому способствует не только высокий темп повествования, но и выдуманная основа. Фильм не базируется на реальной истории, поэтому может позволить себе играть с сюжетом и формой его подачи, как ему вздумается, лишь бы держать зрителя в напряжении. Был бы еще монтажёр погуманнее, то картину мы бы назвали без оговорок удачной.

Из безоговорочных достоинств здесь отметим работу оператора. Теннисные матчи показаны с небывалой эффектностью. Масса ракурсов, грамотное использование слоу-мо (даже вне теннисного корта), подвижная камера, быстрые наезды и отъезды в чередовании с крупными планами – все это отлично передаёт настроение фильма. Также достаточно оригинально был подобран саундтрек, написанный в стиле клубной музыки середины «нулевых». Гуаданьино использует музыку нетривиально: не только чтобы подчеркнуть динамику, но и для придания веса эмоциональным сценам. Возможно, музыка не везде смотрится уместно, зато запоминается из-за оригинальности.

Фильм тащит на себе актёрское трио: Зендея, Майк Фейст и Джош О’Коннор. И если Зендея уже успела стать звездой голливудских красных дорожек, то для её напарников этот фильм можно назвать одним из наиболее значимых в карьере. Кроме них троих в повествовании нет практически никого. Весь хронометраж – только три актёра. Здесь отсутствует второй план как таковой, есть ведущее трио и люди на фоне, которые совсем не влезают в историю и не влияют на сюжет. Стоит отдать главным актёрам должное – с этой достаточно трудной задачей они справились.

Рука режиссера видна в тональности этой ленты. Фильм наполнен солнцем, летом, жарой и эмоциями. Итальянские песни лишь подчеркивают этот колорит, хотя действие фильма происходит в США. Во многом атмосфера картины похожа на то, что мы уже видели у Гуаданьино в «Назови меня своим именем». Только здесь на замену итальянской расслабленности и беззаботности пришли спортивные страсти.

Эпикриз: если опустить некомфортный монтаж, то «Претенденты» можно смело рекомендовать всем поклонникам занимательных мелодрам, а также творчества Луки Гуаданьино. Как фильм про теннис, это кино не расскажет что-то новое.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Сергей Чугунов

03.05.2024 17:00

Просмотров: 5068