Версия // Культура // Алена Минулина заворожит пространство оранжереи Павильона «Азербайджан» на ВДНХ 7 июля

Алена Минулина заворожит пространство оранжереи Павильона «Азербайджан» на ВДНХ 7 июля

3404

Коды русалки

3
В разделе

Шорохи трав, ароматы цветов, биение разгоряченного сердца, тонкие нити исторических реминисценций – праздник Ивана Купалы грядет на ВДНХ. Вас приглашают на концерт-погружение в пучину собственных чувств через оригинальную электронно-фолковую музыку в окружении прекрасных растений!

Внимание! Концерт перенесён на сентябрь

Атмосфера таинственной и манящей купальской ночи, бесподобный русский фолк и запоминающиеся авторские песни будут представлены в этно-электронной программе чемпионки России по Live Looping Алёны Минулиной.

На глазах у зрителей рождается яркая звуковая сказка: с помощью голоса и битбокса Алёна создает композиции, которые подхватывают другие музыканты. Музыка ткется буквально из воздуха, волшебно плывет над оранжереей и производит волшебные вибрации, свойственные дню Ивана Купалы.

Организаторы подчеркивают, что для посещения концерта НЕ требуются QR-коды, справки или специальные приглашения! Лишь ваше желание является основополагающим моментом для присутствия на этом вдохновляющем и романтичном событии! Когда вокруг царит уныние и сгущается мрак, у вас есть великолепная возможность расслабиться и прикоснуться к древней мистической истории.

Приведем ряд характерных для события поверий и обычаев. Сам день Ивана Купалы (Ива́нов день, Ива́нщина, Ивана Купалы, Купала) – древний народный праздник восточных славян, отмечаемый 24 июня (7 июля), посвящённый, по мнению ряда специалистов (об этом писали известные историки, в том числе академик Б. Рыбаков в его фундаментальных исследованиях, посвященных язычеству древних славян; Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН и другие источники), летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. По времени и названию совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи, от которого и берёт своё название: так как имя Иоанна – «Креститель», в переводе с греческого буквально переводится «купатель», «погружатель в воду».

Исследователи и собиратели фольклора отмечают определенную связь содержания купальских песен с обрядовыми действиями и мифологическим смыслом праздника. Среди разножанровых текстов купальского цикла немало лирических песен с любовной и семейной тематикой; шутливых припевок-перебранок между парнями и девушками; песен хороводных и игровых; баллад и т. п. Их принадлежность к купальским песням определяется специфическими («купальскими») типами напевов и приуроченностью к конкретному календарному периоду. В другое время исполнять такие песни было не принято.

Ночь накануне праздника по своему ритуальному наполнению превосходит сам день Ивана Купалы. Ночь на Ивана Купалу заполнена обрядами, связанными с водой, огнём и травами. Основная часть купальских обрядов производится ночью. Считалось обязательным к празднику искупаться до захода солнца: на севере – чаще в банях, а на юге – в реках и озёрах. Ближе к закату на возвышенностях или у рек разжигались костры.

Считалось, что с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём. Символом такого соединения являлись костры, которые зажигались в ночь на Купалу по берегам рек. Кроме того, в купальскую ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Молодёжь стаскивала со всего села огромное количество хвороста и устраивала высокую пирамиду, в центре которой возвышался шест, на него насаживали колесо, смоляную бочку, череп коня или коровы и т. п. По мнению Т. А. Агапкиной и Л. Н. Виноградовой, «символ высокого шеста, с установленным на нём колесом, в целом соотносился с универсальным образом мирового дерева».

Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костёр непременно «живым огнём», добытым трением. Кое-где огонь от этого костра несли домой и разводили новый огонь в очаге. К огню должны были выйти все женщины села, так как не пришедшая подозревалась в ведьмарстве…

Источник: commons.wikimedia/Лобачев Владимир

На Украине и в Белоруссии девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака. Молодёжь и дети также прыгали через костры, устраивали шумные весёлые игры: бегали наперегонки, играли, веселились...

Характерная примета праздника Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Зелень использовалась как универсальный оберег: считалось, что она защищает от болезней и эпидемий, сглаза и порчи; от колдунов и ведьм, нечистой силы, «ходячих» покойников; от стихийных молнии, урагана, пожара; от змей и хищных зверей, насекомых-вредителей, червей. Наравне с этим контакт со свежей зеленью осмыслялся и как магическое средство, обеспечивающее плодовитость и успешное разведение скота, домашней птицы, урожайность злаковых и огородных культур.

На Руси считалось, что в этот день лучше всего собирать целебные травы, потому что растения получают от Солнца и Земли большую силу. Некоторые травы собирались ночью, другие – днём до обеда, а некоторые – по утренней росе. При сборе лечебных трав читали особую молитву (заговор). Одним из главных символов Иванова дня был цветок Иван-да-марья, который символизировал магический союз огня и воды.

У славян существовало поверье, согласно которому только один раз в году, в ночь на Ивана Купалу цветёт папоротник. Мифический, несуществующий в природе цветок якобы даёт тому, кто сорвал его и сохранил при себе, чудесные возможности. Согласно поверью, обладатель цветка становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились, а также входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам (и они должны рассыпаться перед ним), владеть нечистыми духами, повелевать землёй и водой, становиться невидимым и принимать любое обличье.

Купальский венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его до праздника из диких трав и цветов. Обрядовое употребление купальского венка связано также с магическим осмыслением его формы, сближающей венок с другими круглыми и имеющими отверстия предметами (кольцом, обручем, калачом и т. п.). На этих признаках венка основаны обычаи доить или процеживать молоко сквозь него, пролезать и протаскивать что-либо через венок, смотреть, переливать, пить, умываться сквозь него. Считалось, что каждое растение добавляет венку свои особые свойства, также символику добавляет способ его изготовления – витьё, плетение.

Источник: commons.wikimedia/Лобачев Владимир

Для венка часто использовали следующие растения: барвинок, базилик, герань, папоротник, розу, ежевику, ветки дуба и берёзы и др. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома, относили на кладбище и т. п. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей от градобития и т.д.

Считалось, что в купальскую ночь оживает и проказит всякая нечисть, что нужно остерегаться «проказ нежити – домовых, водяных, леших, русалок». Для защиты от них следовало использовать различные обереги. К примеру, чтобы защитить себя от нападения ведьм, следует класть на пороге и на подоконниках крапиву. Девушки рвали полынь, так как думали, что её боятся ведьмы и русалки. Согласно славянским поверьям, корень плакун-травы, выкопанный накануне Ивана Купалы, был способен обезвредить чары колдунов и ведьм.

В купальскую ночь, как и в одну из ночей на зимние святки, у восточных славян часто совершались ритуальные бесчинства молодёжи. Например, баловники переставляли дрова и телеги, снимали ворота, затаскивали их на крыши, подпирали оглоблями двери домов, замазывали глиной окна и всячески шалили.

Известно поверье, согласно которому на Ивана Купалу солнце на восходе переливается разными цветами или подпрыгивает, мигает, останавливается и т. п. Чаще всего об этом явлении говорят: солнце играет или скачет; в отдельных традициях – купается, прыгает, танцует, пляшет, гуляет, дрожит, веселится, вертится, кружится, кланяется, меняется, цветёт, красуется...

Как относиться к перечисленным особенностям праздника – дело ваше. На мой взгляд, они помогают ощутить связь с живой историей в становящемся все более оцифрованным и бездушным современном пространстве, где многие люди живут одним днем и забывают о том, что есть вещи, выходящие за рамки наживы, расчета и гламура, игнорируя, к большому сожалению, свои корни.

Напоследок замечу, что темы праздника Ивана Купалы нашли свое оригинальное отражение в классической художественной литературе. На них обратил внимание и талантливо их интерпретировал Николай Гоголь в своей знаменитой повести «Вечер накануне Ивана Купала» из цикла «Вечера на Хуторе Близ Диканьки». Тема Ивана Купалы также занимает особое место в творчестве Сергея Есенина. Этому событию посвящено его стихотворение «За рекой горят огни», написанное в стиле народной купальской песни, с рефреном «ой, купало, ой, купало» и повторяющейся последней строкой куплета.

В современной России есть известная группа «Иван Купала», чьи электронные фолк-обработки, в том числе посвящённые одноименному празднику, имели большой успех среди зрителей. Празднику посвящают свои композиции и другие коллективы, вроде «Отавы Е», «Волги», Пелагеи, Звенты Свентаны, или различные фолк-метал-группы.

В программе концерта Алены Минулиной заявлены следующие, как народные, так и авторские произведения:

  • «Садик» (народная песня);
  • «Водой» (сл. и муз. Алёна Минулина);
  • «Плавится» (сл. и муз. Алёна Минулина);
  • «Слёзы» (народная песня);
  • «Русалка» (народная песня);
  • «Ойся» (народная песня);
  • «Да подумаю» (народная песня);
  • «Северная песня» (сл. и муз. Алёна Минулина);
  • «Думы» (сл. и муз. Алёна Минулина);
  • «Петь вместе» (сл. и муз. Алёна Минулина);
  • «Разбуди» (сл. и муз. Алёна Минулина);
  • «Горела» (сл. и муз. Алёна Минулина);
  • «Забери» (сл. и муз. Алёна Минулина);
  • «Молодой» (сл. и муз. Алёна Минулина);
  • «Твой трек» (сл. и муз. Алёна Минулина).
  • Среди заявленных исполнителей ожидаются:

    Алёна Минулина – солистка, автор и исполнитель песен;

    Дмитрий Стрельцов – бас-гитара;

    Вадим Могулов – гитара;

    Алексей Денисов – ударные.

    Концерты проходят в атмосферной оранжерее. Виноградные лозы, мрамор, парадная лестница, уникальные витражи, интерьеры середины XX века, музей и множество растений – зрители словно попадают в сказочную Страну чудес.

    Павильон «Азербайджан» на ВДНХ: Москва, проспект Мира, 119, ВВЦ строение 14, ВДНХ (пав. «Азербайджан», вход с противоположной стороны от центрального входа в здание).

    Начало: 21.00.

    «Наша Версия» поддерживает музыкальные концерты, проводимые креативной командой Аптекарского огорода, информационно.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 06.07.2021 12:28
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх