Версия // Общество // Абвер и Кригсмарине восстановили систему снабжения рейдеров в 1938 году

Абвер и Кригсмарине восстановили систему снабжения рейдеров в 1938 году

9223

История этаппендинста. Возрождение

4
В разделе

Надежды союзников, что после Первой мировой войны Германия ограничится защитой Северного и Балтийского морей, не оправдались. Идея жила в головах немецких адмиралов, а самое главное, к власти пришли люди, знающие, как создавать этаппендинст. В этой статье мы продолжим рассказ о том, как немецкая военная разведка совместно с ВМФ полностью воссоздала систему снабжения рейдеров.

Воссоздание системы

Надо сказать, что этаппендинст начал восстанавливать не Канарис, а его предшественник на посту главы абвера Патцинг. Именно он в 1934 году утвердил четырехлетний план по превращению этаппендинста в глобальную сеть, охватывающую все моря и океаны. Из бюджета разведки было выделено 20 000 рейхсмарок на проведение так называемых «рекогносцировочных экспедиций» в Великобританию, Скандинавию, Северную Африку и Центральную Америку. Цель – произвести оценку возможности создать ячейки этаппендинста в этих районах. А вот создавались эти сети уже под руководством Канариса. В этом вопросе разведка и флот были необходимыми друг для друга партнерами.

В качестве примера такого партнерства расскажем о Густаве Винтере (1893 – 1971 годы). Он был талантливым инженером. После Первой мировой войны Винтер приехал на Канарские острова и стал местным жителем. На островах Винтер прославился тем, что много сделал для развития островной инфраструктуры – строил дороги и электростанции. Одним из объектов, который построил Винтер, была электростанция в Лас-Пальмасе. Винтер был влиятельным человеком на Канарских островах и имел связи в высших кругах Испании. Для себя он построил на Канарах большую виллу, которая даже сегодня окутана легендами.

Густав Винтер
Густав Винтер
Источник: warspot.ru

Уже после войны ЦРУ установило, что Винтер был руководителем этаппендинста на Канарских островах, хотя сам Винтер до своей смерти отрицал это. На Канарах его личность породила множество легенд. Дело в том, что вилла, построенная Винтером на острове Фуэртевентура, до сих пор волнует исследователей. Местные жители уверены, что вилла – тайная база Третьего рейха. Основания к такому утверждению есть. Во-первых, толщина стен виллы. Она составляет полтора метра. Для Канарских островов это совершенно избыточно. Во-вторых, наличие смотровой башни, которая может служить навигационным ориентиром. В-третьих, современная дорога, проложенная к вилле. И, наконец, в-четвертых, рядом с виллой Винтер построил небольшой аэродром. Местные жители утверждают – вот за это поручиться нельзя – что после окончания Второй мировой войны нашли подземный ход, соединяющий виллу с побережьем. Если отбросить туристический фольклор, то можно утверждать, что Винтер действительно был руководителем этаппендинста на Канарских островах и координировал действия немецких рейдеров и подводных лодок. О Густаве Винтере и его таинственной вилле было снято несколько документальных фильмов и написаны книги. Таких баз сети было создано по всему миру много.

По теме

В мае 1935 года Канарис подключил к работе этаппендинста МИД Германии. Это было важно, так как дипломаты иногда имели преимущества в обеспечении специальных операций. Подготовка к войне шла своим чередом. Для закупки топлива и различного снабжения в нейтральных странах рейхсбанк Германии зарезервировал для этаппендинста 10 миллионов рейхсмарок в разных валютах на счетах в банках нейтральных государств. Канарис возродил структуру, в которой этапы делились на большие зоны, так называемые гросс-этапы. К ним относились:

  • Гросс-этап «Финляндия» – Финляндия, Эстония, Литва, Латвия.
  • Гросс-этап «Скандинавия» - Швеция и Норвегия.
  • Гросс-этап «Англия» - Великобритания и Голландия.
  • Гросс-этап «Бельгия».
  • Гросс-этап «Дания».
  • Гросс-этап «Дальний» - Испания, Италия и их колонии, Черное и Средиземные моря, Персидский залив, Африка.
  • Гросс-этап «Заокеанский» - Северная и Южная Америка, Азия, Индонезия.
  • Отдельно шли так называемые Этапные станции – Коломбо, Мадрас, Калькутта, Бангкок, Сидней, Веллингтон.

    Специальным приказом было запрещено формировать этапы в странах «вероятного противника» - Франции и Польше.

    Отдельно необходимо сделать два уточнения. Так называемым ближним этапам (в европейских странах) не ставилась задача по снабжению рейдеров и подводных лодок. Они был сформированы для ведения разведки в интересах Кригсмарине. В этой «картине мира» не был указан Советский Союз. Сначала, в силу специфики жизни советского общества в 30-е годы, этап в нем решили не сформировывать, а с 1936 года СССР пополнил список стран «вероятного противника».

    Гражданская война в Испании

    Географическое положение Испании делало её важным элементом этаппендинста. Гражданская война заставила создать ещё один Гросс-этап «Испания», которым, предположительно, и руководил Густав Винтер. Первоначально гражданская война затормозила развертывание этапа в стране, но руководство абвера и Кригсмарине отработали задачи, которые должны были выполнять этапы, в боевой обстановке, с реальными, а не учебными целями. Кроме этого, после победы Франко, Германия получила возможность реализовывать все свои планы на территории страны.

    В качестве примера работы этаппендинста можно привести захват вспомогательным крейсером франкистов «Надир» грузового судна республиканцев «Кантабрик», везущего оружие из Европы для республиканского правительства. Республиканский транспорт был потоплен. Информацию о нем франкистам передал этаппендинст «Дания». Правда, через две недели после громкого захвата, почти все сотрудики этапа были арестованы. О подробностях мы расскажем чуть ниже. Потопленные советские торговые суда «Благоев», «Комсомол» и «Тимирязев», с большой степени вероятности были обнаружены силами этаппендинста «Стамбул». Об этом, начальник этаппендинста сообщил слушателям военно-морской академии в Германии.

    Вспомогательный крейсер франкистов «Надир»
    Вспомогательный крейсер франкистов «Надир»
    Источник: warspot.ru

    Последние мирные годы

    Все виды обеспечения этаппендинста по-немецки продуманы. В военное время шеф этапа получал зарплату в 500 рейхсмарок в конвертируемой валюте. Для каждого агента в посольстве или консульстве, в сейфе, хранился полный набор необходимых документов, включавших в себя инструкции, шифры для связи, военно-морские коды и так далее. Первоначально было принято решение об оснащении всех этапов коротковолновыми передатчиками, но в 1939 году от этой идеи отказались – из-за развития средств пеленгации риск «засветить» этап стал велик. Радиостанциями были оснащены только этапы в Панаме, Орта, Санта-Крусе, Лас-Пальмасе, Лиссабоне, Копенгагене и Стамбуле.

    К 1938 году система этаппендинста была, в целом, восстановлена. Общее количество людей, работающих в ней, – разведчиков, военных моряков, местных агентов – составило более 200 человек. Появились первые успехи и провалы. Командиры будущих рейдеров получили возможность осмыслить ценность сети, с которой им придется плотно сотрудничать. Интересная деталь. Сотрудникам этаппендинста категорически запрещалось вести разведку в стране пребывания, чтобы её контрразведка не смогла вычислить этап.

    В конце 30-х годов наличие у Германии такой необычной структуры перестало быть секретом. В начале 1937 года произошло одно происшествие. У берегов Филадельфии потерпел крушение пароход «Гослар». С него были украдены документы, раскрывающие личность руководителя этапа «Восточное побережье США», поэтому его пришлось срочно эвакуировать в Германию. Через некоторое время произошла еще одна утечка. Но доказательств того, что информация о гросс-этапе «Северная Америка» дошла до американских спецслужб, нет.

    Выше мы рассказывали об аресте почти всех сотрудников этапа «Дания». Это был ответ советской разведки за потопление советских теплоходов. В 30-е годы активно работала группа Эрнста Волльвебера. Она занималась диверсиями на морских торговых судах разных стран. О деятельности этой группы смотри статью «Морские диверсии Коминтерна». Именно группа Волльвебера в Копенгагене вычислила этаппендинст «Дания» и передала эту информацию датской контрразведке. Датский этап был полностью разгромлен. Этап в Дании абверу восстановить не удалось, а его сотрудники были освобождены из датских тюрем только после захвата Дании Германией в 1940 году.

    Этаппендинст участвовал в одной схеме по снабжению топливом немецких подводных лодок. В 1938 году была задействована сложная схема со множеством посредников. Целью операции было снабжение кораблей Кригсмарине топливом. Немецкий флот получал топливо из двух источников. Его перевозили норвежские танкеры, которые были зафрахтованы шведской фирмой из Мальме. Второй перевозчиком была компания «Warried tanker shipping company», принадлежавшая американскому капиталу – «Стандарт Ойл», но находившаяся под управлением немецкого менеджмента. Эти танкеры ходили под панамским флагом, но с капитанами-немцами, имевшими инструкции снабжать боевые корабли Германии в случае начала боевых действий.

    Заключение

    В 1939 году началась Вторая мировая война. Гросс-этап «Англия» был упразднен, а его сотрудников передали нелегальной разведке. Этаппендинст был переименован в маринезондердинст – военно-морскую службу особого назначения, хотя старое название тоже продолжалось использоваться. Этапы стали работать по своему прямому назначению.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 22.05.2021 12:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх