Версия // Общество // 90 лет назад родился первый президент России Борис Ельцин

90 лет назад родился первый президент России Борис Ельцин

3802

Ельцин из подземелья


Памятник Б.Ельцину перед Ельцин Центром в Екатеринбурге. Фото: А.. Жестков из книги «Наше дорогое метро»
В разделе

1 февраля исполняется 90 лет со дня рождения Бориса Ельцина. О первом президенте России до сих пор идут споры. Накал страстей особенно силён на его родине – на Урале. Монумент земляку-президенту, открытый 10 лет назад в Екатеринбурге, уже обливали краской и поджигали, а Ельцин Центр, расположенный рядом, стал мишенью для критиков, в то же время он стал самым узнаваемым объектом Екатеринбурга и популярной площадкой для дискуссий.

Впрочем, главный памятник Ельцину находится под землей: под дном Городского пруда проходят тоннели Екатеринбургского метрополитена, который был построен благодаря амбициям и напору Ельцина, когда он занимал пост первого секретаря Свердловского обкома КПСС. 27 апреля исполняется 30 лет со дня пуска подземки.

Сейчас в Москве выходит моя книга «Наше дорогое метро», раскрывающая историю одного из самых дорогих метропроектов в СССР и впервые проливающая свет на роль в нем Бориса Ельцина. Я встречался с участниками событий и обнаружил в архивах и запасниках музеев множество ранее не опубликованных документов и фотографий. Специально для «Нашей версии» хотел бы рассказать о некоторых открытиях, сделанных в ходе работы над книгой.

Резолюция для Брежнева

Разрушение и строительство – этими двумя словами часто характеризуют эпоху Бориса Ельцина: буквально и аллегорически. Снос и стройка стали ключевыми в его работе еще с конца 1970-х. Выпускник стройфака УПИ в Свердловском обкоме сделал стремительную карьеру. Указания выполнял беспрекословно. Самый знаменитый ельцинский снос – дом Ипатьева, где была расстреляна семья последнего русского царя. Ельцин позже писал, что не мог не исполнить решение центра: дом бы все равно снесли, а он бы потерял должность. А она помогала Ельцину строить. Например, он возвел самое высокое в СССР здание обкома и завершил многие долгострои, в том числе, ТЮЗ. Но самый грандиозный ельцинский проект – метро.

В советское время город получал право на подземку, если его население превышало миллион. Но, конечно, метро строили не во всех миллионниках. Появление этого вида транспорта – не только решение проблемы перевозок, это демонстрация особого статуса (metropolitain – дословно с французского «столичный»).

Амбиции города и первого лица совпадали. Нужно было пролоббировать решение в Москве. Борис Ельцин взялся за дело, применяя накопленный аппаратный опыт и хватку. Так, в конце 1970-х он добился встречи с Леонидом Брежневым.

Газ-14, Чайка. Служебный автомобиль первого секретаря Свердловского обкома Б.Ельцина экспонируется в Ельцин Центре.  Фото А.Жесткова из книги «Наше дорогое метро»
Газ-14, Чайка. Служебный автомобиль первого секретаря Свердловского обкома Б.Ельцина экспонируется в Ельцин Центре. Фото А.Жесткова из книги «Наше дорогое метро»

– Резолюции он сам сочинить уже не мог, – вспоминал позже Ельцин. – Говорит мне: «Давай диктуй, что мне писать». Я, естественно, диктую: «Ознакомить членов Политбюро, подготовить проект постановления Политбюро о строительстве метро в Свердловске». Он написал то, что я ему сказал, расписался, дает мне бумагу. Но, зная, что даже при этом документы потом где-то терялись, пропадали, я ему говорю: «Нет, вы пригласите помощника». Он приглашает помощника, и я говорю: «Дайте ему поручение, чтобы он, во-первых, зарегистрировал документ, а во-вторых, официально оформил ваше поручение: "Разослать членам Политбюро"». Он тоже молча все это сделал…

Торжественный митинг, посвященный началу строительства Свердловского метро. Август 1980 г. Музей Екатеринбургского метрополитена. Из книги А. Жесткова «Наше дорогое метро».
Торжественный митинг, посвященный началу строительства Свердловского метро. Август 1980 г. Музей Екатеринбургского метрополитена. Из книги А. Жесткова «Наше дорогое метро».

Система была в таком состоянии, что даже подписи генсека было недостаточно, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Тогда Свердловский горком, без согласования с Ельциным, решил поставить Москву перед фактом. Для этого использовали программу «Время». 28 августа 1980 года провели митинг, посвященный началу строительства метро, на который пригласили собкора Центрального телевидения. Только когда репортаж вышел в эфир, выяснилось, что финансовые документы на стройку не утверждены, но деваться Москве было некуда. Ельцин, впрочем, был разгневан:

– «Почему вы меня обманули и затащили на митинг!» – вспоминал слова Ельцина глава горкома Виктор Манюхин.

Первый секретарь Свердловского обкома Б.Ельцин на строительстве метро. Фото И. Пашкевича. © Ельцин Центр. Из книги А. Жесткова «Наше дорогое метро»
Первый секретарь Свердловского обкома Б.Ельцин на строительстве метро. Фото И. Пашкевича. © Ельцин Центр. Из книги А. Жесткова «Наше дорогое метро»

Когда работа закипела, Ельцин ее возглавил. Постоянно приезжал на стройку, надевал каску, робу, резиновые сапоги и вместе со свитой спускался в строящиеся тоннели. А они были глубокими. Метро в Свердловске отличается от других региональных подземок. Большая часть линии – глубокого заложения. На станциях длинные эскалаторы, как в Москве и Петербурге.

Идеологическое метро

В СССР все метрополитены возводились как идеологические объекты. Даже прохождение трассы, связавшей главную площадь города и знаменитый Уралмаш, по легенде, Ельцин обосновал так: «Уралмашевцы заслужили право возвращаться с первомайской демонстрации на метро…». В Свердловске из шести станций первого пускового участка – пять должны были напоминать пассажирам о вехах и вождях советского государства: «Дзержинская», «Калининская», «Орджоникидзевская»…

Президент РФ Б. Ельцин в екатеринбургском метро. Февраль 1996 г. Фото Д.Донского. © Ельцин Центр. Из книги А. Жесткова «Наше дорогое метро»
Президент РФ Б. Ельцин в екатеринбургском метро. Февраль 1996 г. Фото Д.Донского. © Ельцин Центр. Из книги А. Жесткова «Наше дорогое метро»

Станция метро «Уралмаш» в Екатеринбурге.  Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»
Станция метро «Уралмаш» в Екатеринбурге. Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»

– Поначалу идеологические установки были строгие. Проекты станций начала 1980-х были классическими для своего времени, – вспоминает архитектор Спартак Зиганшин, занимавшийся оформлением метро.

Впрочем, почти все станции открылись с другими именами. После отъезда Ельцина в Москву сроки пуска были сорваны. Последний метрополитен СССР был открыт уже на излете советской власти – 27 апреля 1991 года. В усеченном виде. Всего три станции. А потом долго достраивался.

Барельеф на ст. метро «Уралмаш».  Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»
Барельеф на ст. метро «Уралмаш». Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»

Барельеф «СССР» на ст. метро  «Машиностроителей» в Екатеринбурге.  Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»
Барельеф «СССР» на ст. метро «Машиностроителей» в Екатеринбурге. Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»

Со второй половины 80-х, когда Ельцин попал в опалу в Москве, о его роли в строительстве метро не упоминали. Фамилию бывшего руководителя области вычеркивали из всех публикаций. Зато когда он стал президентом, обитатели бывшего здания обкома, когда-то построенного Ельциным, наоборот, стали писать ему письма: «продолжаем начатое Вами дело».

Эскалатор на станции метро «Динамо» в Екатеринбурге. Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»
Эскалатор на станции метро «Динамо» в Екатеринбурге. Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»

В тоннеле екатеринбургского метро. Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»
В тоннеле екатеринбургского метро. Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»

Станция метро «Площадь 1905 года» в Екатеринбурге. Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»
Станция метро «Площадь 1905 года» в Екатеринбурге. Фото А. Жесткова из книги «Наше дорогое метро»

Борис Ельцин все же прокатился на уральском метро. В феврале 1996-го в Екатеринбурге он объявил о намерении баллотироваться на второй президентский срок. Посещение подземки было символичным: Ельцин снова предстал в образе строителя.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 01.02.2021 07:30
Комментарии 0
Наверх