Версия // Культура // 7-15 фильмов собственного производства ежегодно выходят в прокат в Республике Саха

7-15 фильмов собственного производства ежегодно выходят в прокат в Республике Саха

6947

Якутское чудо на фоне российского застоя

В разделе

«Пока полноценного бренда российского кино в мировом масштабе не существует. А вот в масштабах страны уже есть состоявшийся бренд якутского кино, — рассказал «Версии» директор Ассоциация кинематографистов «Якутская республиканская киносеть» Петр Чиряев. По его мнению, перспективы у регионального кинематографа пока лучше, чем у национального.

14-17 декабря в Москве прошли Дни Якутии, посвященные 385-летию вхождения этой территории в состав Российского государства, 95-летию образования Якутской АССР и 25-летию Конституции Республики Саха (Якутия). А особое упоминание в рамках юбилейных мероприятий заслужил местный кинематограф.

В Экспоцентре прошел круглый стол «Кино Якутии: перспективы развития», на котором секретарь Союза кинематографистов РФ, режиссер и продюсер «Питчинг кинопроектов Якутии — взгляд в будущее» Филипп Абрютин не жалел эпитетов. Творения фабрики грез из республики Саха была названы самыми успешным в региональной кинематографии России, прозвучала даже такая фраза: «Когда мы говорим «региональное кино», мы прежде всего имеем в виду якутское».

И останавливаться на достигнутом якуты не собираются, в ближайших планах — кинофицировать цифровыми кинозалами 96% территории республики. При этом, по данным проектного офиса Минкульта России — организации «Роскультпроект», за два года в республике будет создано 22 DCP-зала (цифровых) и 250 залов с недорогим оборудованием, а долю собственно якутского контента в кинотеатрах республики планируется довести до 50%.

О «якутском чуде» «Версия» поговорила с директором Ассоциации кинематографистов «Якутская республиканская киносеть» Петром Чиряевым.

— Петр Александрович, как такое вообще возможно в нашей стране и отдельно взятой республике?

— Все началось с якутского кинобума в начале 2000-х, когда местные режиссеры стали снимать много и качественно.

Что касается проката, сложность организации кинопоказа в малых населенных пунктах связана с дороговизной DCP-оборудования. Считается, что только с помощью него можно обеспечить безопасность от видеопиратства, и этого требуют кинопроизводители.

В советское время кино было почти во всех населенных пунктах Союза. Тогда была пленка, было сложно производить и доставлять огромное количество кинопленки, но кино было везде. Притом, что «спиратить» ее представлялось делом почти невозможным. Сейчас доставить цифровую копию фильма в любую точку не составляет труда. Но проблема в том, что также легко можно украсть этот контент и закинуть в Интернет. Мы смогли решить эту проблему, защитив файлы от копирования и несанкционированного доступа и организовав показ на более доступном оборудовании. Также мы смогли наладить взаимоотношения между производителями фильмов, теми, кто их показывает и всеми заинтересованными сторонами в рамках кинопроцесса: государством, муниципалитетами, частным бизнесом.

— Кто профинансирует появление этих 250 залов? Якутское правительство настолько богато? Или это местный бизнес, алмазодобытчики, кто-то еще?

— Мы не собираемся строить дворцы. Но откроем кинозалы с недорогим мультимедиа оборудованием во всех населенных пунктах, в которых есть Дома культуры и где проживает больше 500 человек. Таких мы насчитали 250. А во всех населенных пунктах с населением больше 6 тыс. человек и райцентрах независимо от количества жителей, откроем современные кинозалы уже с DCP оборудованием. На все про все в течение двух лет нам необходимо госфинансирование в размере 235 млн рублей. Это стоимость строительства одного достаточно небольшого строительного объекта! Ну и нужно будет небольшое участие муниципалитетов для проведения ремонта и т.д. В открытие точек общепита вложатся предприниматели на местах. Кроме того, Фонд кино в этом году поддержал четыре наших учреждения. Тем самым сумма требуемого финансирования (235 млн) уже даже сократилась.

По теме

— Откуда в «провинциальной» Якутии возникает спрос на эти кинозалы?

— Мы в Якутии очень любим свое кино. Все жители большой республики хотят смотреть его на широком экране. И делать это одновременно с другими городами, где есть кинотеатры. Немалую роль играет и наш климат. Девять месяцев зимы, досуг людей нужно проводить в помещениях, а не на улице… А кино — как ни крути, самый популярный вид культурного отдыха.

— А что скажете по поводу доли в 50% для якутских фильмов? Сколько тогда останется на остальные отечественные? Сколько на Голливуд?

— Начнем с того, что якутские фильмы — те же отечественные. Голливуд пока не хочет давать нам фильмы вне DCP-формата. В глубинке мы пока только второсортные картины можем получить от них на «паблик» правах. Даже якутские картины побаивались давать нам на малые залы. Но со временем мы смогли доказать, что это безопасно и все местные новинки мы уже получаем не только в DCP-формате. В 250 малых залах мы будем показывать, в основном, фильмы якутского производства, потому что на них есть спрос. Но будем не прочь прокатать и любое другое качественное кино. Потому что якутских фильмов все-таки не так уж и много, чтобы удовлетворить потребности всех жителей республики.

— Сколько фильмов снимается сегодня в Якутии? Сколько они зарабатывают?

— Наши фильмы самоокупаемы. Средняя стоимость производства фильма — 2 млн рублей. В прокат у нас ежегодно выходит от 7 до 15 фильмов на протяжении последнего десятка лет. Многие фильмы собирают даже больше, чем нашумевшие блокбастеры. К примеру, «Зверополис» в Якутии собирал 10,3 млн, «Тор» — 10,2, «Человек паук» — 8,2 млн рублей, а наш фильм «Кэрэл. Невидимая красота» — 10,5 млн. «Чувак Уол огото» — 7,6 млн.

— Насколько местное кино конкурентоспособно? На уровне России? Мира?

— Насчет конкурентоспособности вне региона у нашего кино, конечно, еще все впереди. Сейчас сборы наших производителей уперлись в региональный потолок. Уровень кинофикации в республике составляет 60%, потенциал роста внутри региона — 40%. Потом дальнейший рост будет возможен только за пределами Якутии. Уже сейчас есть определенные наработки по выходу в российский и международный прокат для наших фильмов, но подробно об этом я пока говорить не хочу.

— На что похоже якутское кино? В чем его «фишка»?

— Пока полноценного бренда российского кино в мировом масштабе не существует. А вот в масштабах страны уже есть состоявшийся бренд якутского кино. Зрители у нас больше всего любят, как из общероссийских, так и их якутских фильмов: комедии, ужасы и, конечно, фильмы о любви. Мне лично нравится любое качественное кино. Главное, чтобы фильм чем-то цеплял. Хотя бывает и такое, что, к примеру, нравятся исторические фильмы, но многие их них так некачественно сняты, что и смотреть не хочется…

— Можно ли якутский опыт как-то экстраполировать на другие регионы России? Или такого «чуда» уже нигде не повторить?

— Можно и нужно. Если у нас, в очень сложной с точки зрения климата и логистики республике, это получается, наверное, может получиться и в любом другом регионе.

Во-вторых, если модель нашей кинофикации увеличить в пропорциональном соотношении к масштабам страны, то в России, наконец, может появиться кино, которое окупается!

В-третьих, в России есть больше 100 тыс. населенных пунктов и меньше 2 тыс. кинотеатров, да и те расположены, в основном, в крупных городах и селах. Не хочу критиковать программу Фонда кино по кинофикации, это очень хорошая программа, но, открывая по 200 кинотеатров в год, мы никогда не придем даже к 10 тыс. кинотеатров на страну…

Наконец, на мой взгляд, нужно больше внедрять собственные технологии, не зависеть от импорта. Возвращаюсь к начатому — почему в СССР было так много кинотеатров? Потому что кино снималось и прокатывалось на отечественном оборудовании. Мы ни от кого не зависело в этом.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.01.2018 10:10
Комментарии 0
Наверх