Версия // Культура // «Нюрнберг» и «Заговор в Каире» – обзор новинок кино этой недели

«Нюрнберг» и «Заговор в Каире» – обзор новинок кино этой недели

4992

Преступления и наказания

«Нюрнберг» и «Заговор в Каире» – обзор новинок кино этой недели
В разделе

На этой неделе в российский прокат выходит отечественная историческая драма Николая Лебедева «Нюрнберг», а в сети появилась цифровая премьера политического драматического триллера «Заговор в Каире».

Нюрнберг

(12+)

Реж. – Николай Лебедев

В ролях – Сергей Кемпо, Любовь Аксёнова, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Алексей Бардуков, Игорь Петренко, Вольфганг Черни, Шарлотта Харвуд, Лаура Бах

Производство – Россия, Германия, Чехия, Великобритания

Историческая остросюжетная военная драма от постановщика фильмов «Волкодав из рода Серых Псов», «Легенда №17» и «Экипаж» Николая Лебедева. Фильм является экранизацией книги Александра Звягинцева «На веки вечные».

Действие фильма разворачивается на исходе 1945 года, после капитуляции Германии во Второй мировой войне. В городе Нюрнберг начинает работу Международный военный трибунал, чьей задачей становится выявление преступлений и суд над нацистскими преступниками. Процесс Века, как его окрестят позже, приковал внимание всего мира. Игорь Волгин (Сергей Кемпо) – советский разведчик-фронтовик, прибывает в Нюрнберг в составе советской делегации под руководством полковника Мигачева (Евгений Миронов). Миссия Волгина – быть переводчиком. Сам того не понимая, он становится участником тонкой политической игры между странами-победительницами, цель которой – помешать пройти Процессу. Параллельно с этим он знакомится с русской девушкой по имени Лена (Любовь Аксёнова), которую нацисты угнали в Германию в разгар войны. Между молодыми людьми быстро разгораются взаимные чувства.

Работа над «Нюрнбергом» стартовала еще в 2018 году, когда производство фильма было запущено тогдашним министром культуры Владимиром Мединским. Его инициатива была в том, чтобы дать собственный взгляд на те события. Разумеется, объективный. Приурочить картину планировали к 75-летию Великой Победы, но эпидемия коронавируса поставила на этом плане крест. Съемки картины стартовали лишь в 2021 году в Чехии при помощи европейских коллег, а завершились уже в павильонах Мосфильма. На место режиссера рассматривались Константин Хабенский, Никита Михалков и даже Оливер Стоун. Но в итоге кресло постановщика досталось Николаю Лебедеву. Получилось ли у него создать действительно интересное для рядового зрителя кино, которое в то же время претендует на историческую объективность и патриотическую направленность?

Нюрнбергский процесс в картине Николая Лебедева служит лишь сюжетной подоплекой для развития событий, которые происходят вне стен зала суда. А именно это занимает центральное место в фильме, в то время как судебный процесс над нацистскими преступниками проходит практически фоном. «Так, о чем же фильм «Нюрнберг»?» – спросите вы. Это кино рассказывает, главным образом, историю любви главных героев и противостояния недобитым остаткам нацистов, которые хотят сорвать процесс. Миссия Волгина – собрать доказательства, доставить на суд важных свидетелей и найти перебежчика, чему хотят помешать все, кому не лень. К тому же он разыскивает своего пропавшего брата. Всё это делает фильм более похожим на шпионский боевик в антураже послевоенной Германии, чем на серьезную документальную драму.

В отличие от многих современных отечественных фильмов о войне, «Нюрнберг» не старается давить на зрителя патриотической идеологией. Разные герои фильма представляют противоположные мнения, касательно как побежденных немцев, так и победивших советских солдат. Некоторые высказывания в нынешних реалиях ходят буквально на грани.

Как можно понять, фильм создан для широких зрительских масс, он носит развлекательный характер. До хитросплетений Нюрнбергского процесса, многочасовых диалогов, кропотливых документальных изысканий ему не особо-то есть дело. Да, Лебедев никогда не отличался созданием дотошных исторических драм. Его ремесло – снимать зрелищные картины для как можно более широкой аудитории. Примерно таким и получился «Нюрнберг», в котором каждый найдет себе что-то: и любители мелодрам, и поклонники фильмов о войне, и любители блокбастеров. Другое дело, что никакой исторической деконструкции, переосмысления и всего того, ради чего это кино затевалось, здесь нет. Нам спешно показывают главных нацистских преступников – Геринга (и знаменитый поцелуй смерти), Кейтеля, Паулюса, Йодля

Похвастаться картина может солидным актерским составом, значительную часть которого составляют представители других стран. Главную роль исполняет Сергей Кемпо, который до этого был замечен лишь на вторых ролях. Свою первую главную роль Кемпо исполнил неплохо. Его экранную спутницу сыграла Любовь Аксёнова, которая уже успела хорошо набить руку на главных женских ролях в российском кино. Создатели пытались сделать главных героев глубокими, а их судьбы драматичными, но получилось всё немного шаблонно. На втором плане можно заметить Сергея Безрукого, Евгения Миронова и Игоря Петренко. Из зарубежных актеров наиболее знакомым для нашего зрителя является Вольфганг Черни, в чьём амплуа несколько ролей нацистов («Т-34», «Зоя», «Собибор»).

Неплохо смотрится место действия фильма. Зал суда, где проходил процесс был до мельчайших деталей воссоздан в павильонах «Мосфильма». Атмосферно пугающе получились панорамы послевоенного Берлина. Внешне выглядит картина неплохо. Портит всё рваный монтаж, который наталкивает на мысль о том, что создатели изначально снимали многосерийное произведение, а потом на скорую руку собрали всё воедино. Примеров подобных «обрезаний» хватает: «Викинг», «Гоголь», «Союз спасения» и др. Обилие сюжетных линий и действующих лиц зрителям может прийтись не по нраву, а некоторых и вовсе сбить с толку.

Эпикриз: если вам хочется посмотреть динамичное военное кино о советских разведчиках или историю любви под пулями на руинах без претензий на историчность, то «Нюрнберг» вас не разочарует. Зрителям, которые хотят вникнуть в суть Нюрнбергского процесса этот фильм лучше пропустить.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Нюрнберг» (2023), реж. – Николай Лебедев.

Заговор в Каире

(18+)

Реж. – Тарик Салех

В ролях – Тауфик Бархом, Фарес Фарес, Мохаммад Бакри, Макрам Хури, Мехди Дехби, Шерван Хаджи, Рамзи Шукаир

Производство – Швеция, Франция, Финляндия, Дания

Европейский драматический триллер от малоизвестного режиссера Тарика Салеха («Метропия», «Томми», «Случай в отеле «Нил Хилтон»», «Наёмник»). Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале в прошедшем году, где он заработал две награды: за Лучший сценарий и Приз Франсуа Шале. Оригинальное название фильма – «Парень с небес».

Действие фильма происходит в Египте. Когда умирает Верховный имам Мусульманского мира, то за его место начинается борьба. В неё оказывается втянут обычный молодой рыбак по имени Адам (Тауфик Бархом), оказавшийся в Каире для учёбы в местном университете. Когда он становится свидетелем убийства своего знакомого студента, с ним связывается полковник службы безопасности Ибрагим (Фарес Фарес). Теперь задача Адама не только найти убийц, но и напрямую повлиять на выборы Верховного имама.

Как зачастую бывает, локализованное название «Заговор в Каире» искажает суть фильма и направляет зрителя на заведомо ложные ожидания. По существу, никакого заговора нет – фильм рассказывает о глубокой закулисной игре нескольких политических и религиозных сил, каждая из которых заинтересована в победе своего кандидата на пост Верховного имама. Тут сплетаются представители различных течений и доктрин ислама (вплоть до радикальных), а также светская власть, которая сотни лет мечтает взять под контроль Верховного имама. И, конечно же, служба безопасности, для которой интересы государства превыше всего. Вот в таком переплетении интересов и оказывается Адам – молчаливый парень, сын простого рыбака.

Жанровая принадлежность этого фильма больше тяготеет к политическому, шпионскому или даже криминальному триллеру, а не драме. Хотя, драматическая подоплёка здесь есть, но не на первом плане. Некоторые кинокритики сравнивают «Заговор в Каире» с «Пророком» Жака Одиара 2009 года (лента – лауреат Гран-при жюри Каннского кинофестиваля). И мы с ними согласимся – по настроению, некоторым элементам атмосферы, ходу сюжета и манере повествования эти фильмы действительно похожи. Да и у главных героев обоих картин есть что-то общее.

Для разговорного триллера «Заговор в Каире» (уж простите за тавтологию) имеет незаурядный темп повествования. Его интересно и не скучно смотреть, каждый следующий поворот сюжета придает истории чуть больше остроты и увлекательности. Похожим образом работает и антураж – стены мусульманского университета, где обучаются будущие имамы – довольно незаурядное место, согласитесь. Строгие обычаи ислама лишь подчеркивают общую картину.

Главную роль здесь исполняет малоизвестный актер Тауфик Бархом, в задачи которого входило изобразить персонажа с минимумом эмоций на лице. Его Адам максимально скован, весь фильм он ходит себе на уме, ничем не выдавая собственных намерений и послушно исполняя приказы полковника Ибрагима. Роль последнего исполнил довольно популярный шведский актер ливанского происхождения Фарес Фарес (наиболее известен по детективной франшизе «Мистериум»). Именно он отвечает за эмоциональный тон картины, хоть и остается на втором плане. Остальные персонажи занимают обширный третий план, стремительно меняя один другого.

Это кино наполнено серой моралью – здесь нет однозначно хороших и плохих персонажей. Итоговый смысл фильма отражает тонкий баланс между светской и религиозной властью. Между строк авторы обозначают, что может быть, если этот баланс нарушится. Кульминация фильма производит впечатление.

Эпикриз: «Заговор в Каире» отлично подойдет любителям запутанных реалистичных политических/шпионских/криминальных триллеров. Но так как картина берет содержанием, а не визуальной частью, то можно смело смотреть дома. Это не шедевр, но очень крепкая, колоритная работа.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.03.2023 17:00
Комментарии 0
Наверх