Версия // Культура // 22 июля умер легендарный блюзмен Джон Мэйолл

22 июля умер легендарный блюзмен Джон Мэйолл

429

Осиротевший блюз

22 июля умер легендарный блюзмен Джон Мэйолл (фото: Wikimedia Commons/ BetacommandBot)
В разделе

Конец июля выдался не радостным. В своём доме в Калифорнии ушёл из жизни великий блюзовый, джаз-роковый и ритм-энд-блюзовый музыкант Джон Мэйолл (John Mayall). Он известен как основоположник формации John Mayall & The Bluesbrakers, в которой в середине 1960-х годов начинали (и продолжали) совершенствовать свои гитарные умения многие крупные звёзды современной гитарной и ритм-энд-блюзовой музыки. Причина смерти Мэйолла не сообщается. Ему было 90 лет.

Джон Мэйолл играл на гитаре, пианино, органе и губной гармонике, а также был ведущим вокалистом, обладавшим высоким тенором, в своей группе. С давних времён, то есть с начала-середины 1960-х годов, Мэйолл заимел и «шлифовал» репутацию «Отца Британского блюза». Он довольно поздно посвятил себя полностью музыке. Это случилось, лишь, когда он достиг тридцатилетнего возраста (в 1963 году) и перебрался в Лондон, где уже вовсю отжигали коллеги по блюзовой сцене, вроде Алексиса Корнера и Сирила Дэвиса.

Интересно, что в основе репутации Джона лежали не столько собственные музыкальные умения, а его уникальный талант находить и развивать таланты молодых одарённых гитарных гениев. Среди которых ныне широко известны имена: Эрика Клэптона (после ушедшего в Cream и сделавшего впечатляющую сольную карьеру), Джека Брюса (также присоединившегося к Клэптону в Cream), Питера Грина (основавшего Fleetwood Mac вместе с барабанщиком Миком Флитвудом и басистом Джоном МакВи), Мика Тейлора (влившегося в The Rolling Stones), Энди Фрейзера (ставшего членом оригинального состава Free), Айнсли Дунбара (игравшего на ударных у Фрэнка Заппы, в Journey и в Jefferson Starship) и многих других знаменитых музыкантов.

В своей автобиографической книге «Клэптон: Автобиография» («Clapton: The Autobiography»), вышедшей в 2007 году, Клэптон описывал руководство Мэйолла во время своей игры в The Bluesbreakers, как весьма «требовательное, но вдохновляющее», сродни «ощущениям выпускника музыкальной школы». Клэптон присоединился в банде Мэйолла весной 1965 года, после игр в The Yardbirds и был весьма признателен Джону за то, что тот разглядел таланты молодого Эрика и дал ему немало важных уроков в своём доме. «С длинными кудрявыми волосами…он воплощал дух любимого школьного педагога, который умеет оставаться крутым…у него была невероятная коллекция записей…я провёл немало часов, слушая их и совершенствуя свои гитарные навыки…», – вспоминал Клэптон.

Клэптон записал с Мэйоллом один альбом – «Blues Breakers» (1966). Его часто называют «мотором», давшим старт буму электрического блюза 1960-х среди молодых британцев, американцев и их ровесников в различных странах мира. Вместе с наследием Роберта Джонсона, Отиса Раша, Фредди Кинга, Рэя Чарлза и других музыкантов, опус снабдил всех интересующихся электрическим блюзом и ритм-энд-блюзом подходящими аранжировками, репертуаром и ярко выраженным гитарным звуком. Что широко копировалось и самобытно интерпретировалось впоследствии сотнями команд по всему миру. Авторитетный журнал Rolling Stone поставил «Blues Breakers» на 195 место в списке «500 Величайших Альбомов Всех Времён» («The 500 Greatest Albums of All Time»»), составленного в 2003 году!

По теме

Альбом «Blues Breakers» стал для Мэйолла прорывным, так как до поры до времени, несмотря на упорное музицирование Джона, успех и признание «витали» где-то рядом и около. Иногда ему приходилось играть в небольших клубах всего лишь для нескольких десятков человек. «Blues Breakers» и последующий за ним «A Hard Road» (1967) с Питером Грином, существенно расширили музыкальные горизонты, узнаваемость и новые возможности Джона Мэйолла. Он начал ездить в регулярные туры по США и Европе. Двойной альбом «The Diary of a Band», записанный живьём в Нидерландах и ряде других локаций вместе с Миком Тэйлором, был официально издан. Записи его представлений, данных в Fillmore West, в Германии и Италии, разошлись в качестве бутлегов и стали весьма известны среди меломанов. После записи «Blues From Laurel Canyon» (1969), Мэйолл свёл знакомство с культовыми американскими блюзменами из Canned Heat и переехал в Лос-Анджелес, где с тех пор и проживал. Такое событие привело к фундаментальным изменениям в его музыкальных подходах и «саунде», так как стал заметен «крен» в сторону замены британских музыкантов на американских со всеми вытекающими последствиями...

Так, в состав первой «американской» формации Мэйолла вошли гитарист Харви Мандел и Шугаркейн Харрис, игравший на на электрической скрипке. Позже к ним присоединились гитаристы Сонни Ландрет, Уолтер Траут и великолепный Коко Мантойя. Каждый из перечисленных музыкантов сделал впоследствии отличную сольную карьеру. Постепенно Мэйолл стал отходить от блюзовых канонов, играя в стиле, который Клэптон назвал «текстовыми блюзами» («textbook blues»), где стали ощутимо проявляться джазовые, джаз-роковые подходы, с упором на инструментальные импровизации и даже без использования барабанов, как, например, на альбоме «The Turning Point» (1969). В 1970-х годах, Джон стал углубляться во фьюжн. Яркий пример – его пластинка «Jazz Blues Fusion» (1972). Мэйолл всё более плотно работал с джазовыми музыкантами, вроде трамписта Блю Митчелла и саксофонистов Эрни Уаттса и Реда Холлоуэя.

Тем не менее, Джон Мэйолл никогда не отходил слишком далеко от блюзовых корней. В 1980-х он реформировал и заново собрал The Bluesbreakers, c которыми продолжил выступать и записываться в 1990-х, «нулевых» и в 2010-х годах. Иногда к нему присоединялись, чтобы тряхнуть стариной, Тейлор, МакВи, да и сам Клэптон… В общем, Джон Мэйолл выпустил более чем 70 альбомов! Последний из которых вышел в 2022 году под названием «The Sun Is Shining Down». Кстати, известна печальная история, когда пожар, произошедший в лос-анджелесском доме Мэйолла в 1979 году, уничтожил почти всю его огромную и знаменитую коллекцию записей (ту самую, которой наслаждался юный Эрик Клэптон) включая уникальные 45 -ки с блюзовыми синглами и другими живыми записями, которые были сделаны Мэйоллом в 1960-х годах.

Джон Мэйолл был дважды женат. Со всеми жёнами развёлся. От них осталось шестеро детей: Газ, Джейсон, Ред, Бен, Зак и Самсон. В свою очередь отпрыски произвели на свет семерых внуков и четырёх правнуков. В апреле было объявлено, что Мэйолл вместе со своими коллегами по блюзовой сцене в лице Алексиса Корнера и Большой Мамы Торнтон, получил награды от Зала Славы Рок & Ролла за свои огромные влияния и достижения!

В 2014 году Джон Мэйолл посетил с единственным концертом РФ, о чём мы рассказывали. Его выступление было феерическим! Кому удалось на нём побывать, наверняка, сохранили память об этом концерте надолго. Джон периодически выступал до конца жизни, давал интервью и с любовью отзывался о 1960-х годах, называя тот период времени «волнующим и восхитительным»! Он говорил так, что «мы ощущали себя одной семьёй и действительно объединяли людей…». Золотые слова, которых так не хватает многим сегодня в эти странные и страшные 2020-е!

«Наша Версия» скорбит и выражает соболезнования семье и всем поклонникам Джона Мэйолла. RIP!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.07.2024 18:16
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх