Версия // Культура // 2 октября умер легендарный Том Петти

2 октября умер легендарный Том Петти

4850

Свободное падение

В разделе

Начало октября выдалось трагическим. Массовый расстрел зрителей кантри-концерта в Лас-Вегасе, постоянные нападения на улицах Европы и Канады на прохожих и прочие напасти. Они затронули и музыкальный мир. 2 октября пришло сообщение об уходе из жизни Тома Петти – лидера The Heartbreakers и участника знаменитых Traveling Wiburys.

Тому Петти было 66 лет. Он умер от остановки сердца. Когда пришло это сообщение от информационных агентств, то оно как-то затерялось на фоне других мрачных событий осени 2017 года. Но потом вернулось бумерангом и стало понятно, что Тома Петти больше нет! Смерть любого человека – трагедия. Но уход легендарного музыканта вас огорчает по-особому, давая повод к разговору и размышлениям. В частности, о рок-музыке.

Если говорить человеческим языком, то нередко рок-музыку определяют, как внутренний протест против какого-то одного, нескольких или многих компонентов бытия. Такое определение имеет под собой определенные основания, но лишь отчасти. Рок весьма многообразен и загонять его в рамки лишь одного подросткового «протеста» (из какого теста?) было бы не совсем верным.

Да, рок-музыка несомненно характеризуется конфликтом (внутренним или внешним) или даже протестом против самого себя и окружающего мира, выражающимся в виде музыкального, кинематографического, литературного и иного творчества. Но не стоит забывать о том, что рок – весьма энергичен, наблюдателен, дотошен, самоироничен, техничен, мелодичен и, парадоксально, лиричен. В отдельных своих формах он никогда не стремился к совершенству, стараясь упростить все до минимума (панк); в других, наоборот, старался и старается достичь его пределов (инструментальные формы).

Но самое главное, чем характеризуется рок-музыка – это честностью! Не матерым лукавством мастеров «фанерного» звука, скучным «креативом» перепродюсированных «подделок» и макияжной сексапильностью однодневных «поющих трусов», вызывающих лишь зевоту и раздражение, которых немало на музыкальной сцене. А безусловной харизмой и яркостью сценического образа, нередко повторяемого в жизни.

Я говорю об этом потому, что на примере Тома Петти и его знаменитых проектов, мы имеем перед нами образец большого таланта, который, на мой взгляд, сумел переплавить гормональные пляски юности в мелодичнейшие и увлекательные ритм-н-блюзовые баллады, чья протяженность во времени сродни свободному падению или дрейфу космического корабля в невесомости (как в знаменитой композиции «Free Fallin’»).

Его композиции не были насыщены чрезмерно громкими ритмами. Но они вызывали и вызывают в различных людях чувство душевного подъема, желание творить и самовыражаться! Он писал о лузерах и их любви в «Even The Losers», о простых девчонках и их чувствах в «American Girl», об овладении искусством полета в «Learning Tо Fly», о стремлении знать в «I need To Know» или упорстве в достижении цели в «I won’t Back Down».

Конец 1970-х – начало 1980-х стали пиком его музыкальной славы. С тех пор он работал как бы в тени. Его имя вновь громко зазвучало в 1987 году, когда Петти записал ряд отличных музыкальных композиций вместе со своим кумиром Бобом Диланом. «В 1988 году они стали участниками супергруппы The Traveling Wilburys, которую создали Джордж Харрисон, Рой Орбисон и Джефф Линн». Отмечу, что в живых из знаменитой пятерки The Traveling Wilburys в 2017 году остались лишь Боб Дилан и Джефф Линн.

«В 1989 году при поддержке The Heartbreakers и друзей из The Traveling Wilburys Петти выпустил первый сольный альбом — «Full Moon Fever», главным хитом с которого стала песня «Free Fallin'». В 1990-х годах Петти работал с известным продюсером Риком Рубином. Второй сольный альбом («Wildflowers») вышел в 1994 году, третий («Highway Companion») — 12 лет спустя. Все они пользовались успехом». В последнее время Петти был известен своей критикой американского шоу-бизнеса. «Причину кризиса рок-музыки он видит в коммерциализации радиостанций и в исчезновении независимых передающих сетей».

Талантливый человек талантлив во многом. В 1997 году Том Петти сыграл роль мэра небольшого городка в фильме Кевина Костнера «Почтальон». «В фильме главный герой отмечает, что «в своё время он [Том Петти] был знаменит».

Каждая песня Пэтти находила своего слушателя, находила тот самый заветный «ключик», открывающий потаенные «двери» сознания и личного восприятия многообразного мира. Том написал большое количество не то, чтобы гимноподобных песен, но каждая из них, вроде «Here Comes My Girl» или «Something In The Air», цепляла вас своей уникальной мелодикой и давала возможность видеть и чувствовать мир с широко открытыми глазами, как в «Into The Great Wide Opened», где «пределом остается лишь небо…» («the sky is the limit…»).

Наивно было бы полагать, что столь сложную и неоднозначную материю, как рок-музыка, можно описать несколькими словами, впрочем, как и скорбь от ухода великолепного музыканта. Он, к сожалению, так и не доехал с концертами до России. Поэтому, теперь нам остается только включить его песни и под прощальный танец с Мэри Джейн (которую в знаменитом клипе «Mary Jane’s Last Dance» сыграла обворожительная Ким Бэсинджер) или в подражание комично-трагическим персонажам Льюиса Кэррола (воплощенным в психоделической «Don’t Come Around Here Anymore») организовать чаепитие, насладиться Музыкой с большой буквы от Тома Петти и свободно падать, падать, падать в пространстве…

Редакция «Нашей Версии» скорбит об уходе великого музыканта и выражает сочувствие близким и поклонникам музыканта.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.12.2020 16:24
Комментарии 0
Наверх