Версия // Культура // 14 октября ПилОт даст «улетные» уроки на своем 20-летии в ГЛАВCLUB

14 октября ПилОт даст «улетные» уроки на своем 20-летии в ГЛАВCLUB

5264

ПилОт – двадцать лет полет нормальный!

(фото: commons.wikimedia.org/RomanR29)
В разделе

Триумфально отпраздновав «Двадцатничек» на стадионных площадках в Москве и Петербурге в начале 2017 года, группа ПилОт отправилась в самый масштабный тур в своей истории, посвящённый празднованию 20-летия коллектива.

В следующем сезоне, после насыщенного фестивального лета, ПилОт продолжит концертный марафон с юбилейной программой по уголкам России. Однако, из-за столь продолжительных гастролей, у столичных поклонников возникли нешуточные опасения не увидеть выступлений любимой команды в этом году.

Грандиозный аншлаговый концерт на одной из крупнейших столичных площадок продемонстрировал, что коллектив сейчас находится на пике своей творческой формы и по праву является одной из главных рок-групп страны! По многочисленным просьбам слушателей ПилОт назначил дату следующей встречи в столице! 14 октября на сцене московского клуба ГЛАВCLUB GREEN CONCERT коллектив выступит со специальным концертом «Двадцатничек: Довесок».

Илья «Чёрт» сотоварищи обещают изменить программу концерта и добавить в неё песни, которые группа не исполняет в туре «Двадцатничек»! А уютная клубная атмосфера позволит не только исключить обязательный даже для рок-сцены торжественный пафос, но и поспособствует безбашенному отрыву под главные песни группы за двадцать лет!

От себя замечу, что питерскую группу ПилОт, пожалуй, можно отнести к Новой Волне Русского Рока (НВРР). Термином «новая волна русского рока» пишущие о музыке люди для удобства обозначают очень разно стилевые как по духу, так и по музыкальному материалу команды, образовавшиеся и мощно начавшие проявлять себя с середины 1990-х годов ХХ века по середину двадцать первого века. Это: Смысловые Галлюцинации, Танцы Минус, БИ-2, Сплин, Кирпичи, Сансара, Animaljazz, Чичерина, Король и Шут и многие другие группы. Часть из коллективов сегодня распалась, у многих поменялись (и не раз) составы, но некоторые продолжают целеустремленно взбивать своими музыкальными «ластами» тонны музыкальных аккордов.

Образовавшись 11 января 1997 года из проекта под названием Military Jane, ребята отмечают свое двадцатилетие в 2017 году. Двадцать лет – неплохая цифра! Если провести аналогию с человеческим возрастом, то в двадцать лет обычно человек уже отслужил армию или окончил второй курс института, вполне сформировался во всех отношениях. Позади есть некие свершения и достижения (например, более десятка записанных и вышедших альбомов, включая, изданный в 2016 году «Кукушка»). Написано много запоминающихся песен. Прошли сотни гастролей в разных городах страны, мира и на самых разных сценах, включая квартирники.

Отмечу, что постоянно растет и пополняется новыми членами своя «эскадрилья» поклонников. Она сформировалась из ядра старых фанатов Military Jane, новообретенных друзей, проникшихся необычной лирикой и хорошей музыкой ребят, а также частично перешедших из лагеря красно-черной «армии» алисоманов. Начав с утверждения отношения ПилОта к русскому року, нельзя не отметить, что группа стоит несколько особняком от остальных коллективов пресловутой «волны». Повторюсь, что имеется в виду, конечно, не «новая волна» начала – середины 1980-х годов, а термин, созданный и применяемый для удобства обозначения многочисленных команд, появившихся на рок-сцене России в конце 1990-х начале 2000-х годов, связанных определенным стилем подачи музыкального материала и активно ротируемых некоторыми радиостанциями.

По теме

История группы ПилОт интересна как в целом, так и в подробностях. Ведь ребята, поиграв до создания группы в разных роковых, гранджевых, металлических, панковских и даже джазовых составах, пришли именно к современной форме подачи материала. Когда мощные заковыристые умные тексты на русском языке, иногда напоминающие проповеди, иногда вопли души, иногда просто честные и откровенные разговоры со слушателями, сочетаются с интересными музыкальными находками.

Например, введением звучания скрипки, индустриальных примочек, сэмплеров, закольцованных лупов на альбоме «Джоконда». Кстати, музыканты специально отмечают, что на концертах они никогда не используют никаких фонограмм. Все играется вживую!

Интересно обыграно сырое и агрессивное звучание на альбомах «Война» и

«Жывой Концерррт». Или достаточно рок-мейнстримовых и облегченных по звучанию вещей, как «Братишка» в альбоме 2001 года «Сказка о прыгуне и скользящем».

Изначально в группе играли Илья Кнабенгоф («Черт») - вокал, электрогитара, акустическая гитара; Роман Чуйков – гитара (1997—2005; умер в 2013) и Стас («Стасики») Марков (бас-гитара (1997—2013). В 1999 году в группу пришел Максим Юрак («Йорик»), привнесший в музыку звуки таких инструментов как скрипка, различных клавишных и электронных примочек (ушел в 2007 году). В качестве сессионного музыканта для игры на гитаре привлекался в 2004-2005 годах Сергей Смородинский. На барабанах сначала играл Виктор Кузьмичев, потом его в 1999 году сменил Денис Можин («Денс»). С 2000 – по 2013 год на ударных работал Николай Лысов. С конца 2005 года вместо Романа Чуйкова играл Виктор Бастраков, которого потом сменил Андрей Казаченко, играющий на клавишных и электрогитаре. Сергей Вырвич играет на бас-гитаре с 2013 года и Никита Белозёров заведует барабанами также с 2013 года.

Так сложилось, что в группе Илья генерирует идеи. Остальные музыканты их развивают, каждый со своей стороны. Причем, как говорят сами ребята: «все решения в группе принимаются коллегиально. Если все согласны, то песня или музыкальная находка единогласно ставятся в альбом. Если кому-то в группе что-то не нравится, то предложи свое решение, и если оно будет лучше и оригинальнее отвергнутого, то оно, безусловно, пройдет».

Поворот от исполнения песен на английском языке к русским произошел в том числе и с подачи Юрия Шевчука еще в 1996 году. Ему нравилась музыка Military Jane. Единственное пожелание с его стороны состояло в том, что может стоит попробовать сочинять и исполнять песни на русском языке. Потому что одним из условий участия групп в фестивале, проводимым Шевчуком на Петровском стадионе, было исполнение песен группой именно на русском. План фестиваля был такой, что известная группа представляет три молодых коллектива. В случае Пилота такой группой был Объект Насмешек. Помимо ПилОта в тройке групп были представлены также Кирпичи и Джан Ку.

Так сложилось, что Черт, бывший к тому времени вокалистом команды, не очень хорошо знал английский, к тому же у него накопилось достаточно песен именно на русском языке и в итоге еще старым составом Military Jane ребята сделали три песни на русском: «Мама», «Весна в метро» и «Розу ветров» (ранее «Вольную»), неплохо выступив на фестивале. Почувствовав струю и интерес людей к русскоязычным песням, музыканты записали еще несколько песен на русском. К ним пришло понимание, что большинство людей идет слушать именно те песни, которые понимает. В школах России не всегда качественно преподают английский. Люди забывают все, кроме нескольких фраз. Русский язык более доступен.

Переход к исполнению музыки на русском произошел хотя и не сразу, но весьма органично. Хотя и не без трудностей. Ведь в Military Jane все ребята по признанию Ильи, да и знавших их тогда знакомых, были заядлыми металистами и любителями тяжелой музыки. Так что когда Илья в первый раз принес и сыграл пару песен на русском языке в стиле, называемом «русский рок», то все испытали некоторый, так сказать, стресс… Впоследствии ребята нашли для себя некоторый компромисс, исполняя на концертах песни как на русском, так и на английском.

По теме

Интересно, что переход к исполнению песен группой на русском произошел под влиянием не только Шевчука, а и, например, Константина Кинчева, которому удалось передать кассету с записями Military Jane через Рикошета – лидера группы Объект Насмешек.

О первой встрече Черта с Доктором (Кинчевым) ходит несколько занятных историй. Илья пришел в гостиницу к Косте, знакомиться. Поговорили. Выяснилось, что Кинчеву понравился альбом. И он предложил Илье вместе с его командой поработать в туре Алисы технической группой. То есть, настраивать Алисе инструменты, таскать аппаратуру, выступать на разогреве и так далее. Предложение по своей сути заманчивое и интересное для молодой группы. Но Черт, будучи по собственным словам в тот момент «весьма амбициозным парнем», с ходу его отверг. Хотя сегодня по признанию Ильи, если бы он принял предложение Кинчева, то «многое могло бы быть по-другому». В том смысле, что все равно пришлось самим осваивать всю кухню гастролей, только уже потратив на это больше времени и сил. Так что встреча состоялась, но ничего из нее не вышло.

И хотя в текстах песен того периода (1995 – 1996 года) уже чувствуется влияние лидера Алисы, но музыка группы все-таки больше являла собой смесь пост-гранджа и тяжелой альтернативы. Что впоследствии оказалось весьма символично, ибо некоторые вещи из тогдашнего репертуара Military Jane вошли в альбом ПилОта «Жывой Концерррт». Например, «Альтернативный Новый год».

Так, не без творческих мук и депрессий, преодолеваемых капелькой силы воли и музыкальными медитациями, концепция Milutary Jane плавно переросла в проект группы под названием ПилОт. Название которой можно трактовать по-разному: это могут быть «пилоты в соседних истребителях», как однажды сказал БГ о Викторе Цое (то есть, видимо, воины – авт.). Могут быть пилоты-проводники идей или учений по жизни, помогающие в трудных ситуациях людям. ПилОты сидят за рулями скоростных болидов в гоночной «Формуле». Пилотами являются отважные исследователи неизвестных пространств (космический или воздушный корабль «пилотируется» экипажем).

Да мало ли какой еще смысл может быть вложен в слово «пилот». Оно весьма многозначно. Мне кажется, что смысл пилота-проводника наиболее близок к позиции, выражаемой группой в ее текстах и музыке. А каждый человек, наверное, найдет в нем то, что ищет и свое особое значение. В свое время я немало общался с группой. Поэтому специально для читателей «Нашей Версии» предлагаю небольшое интервью с Ильей «Чертом» для ознакомления.

Роман Егоров (далее – Р.): Илья, приветствую. Как идут дела с твоими литературными произведениями?

Илья «Черт» (далее – И.): В свое время у меня вышла повесть «Проводник». После ее выпуска наметилось кое-что еще. К примеру, сказки для детей пишу. По поводу «Проводника» получил запросы от ряда театров для постановки на сцене, также предложили его экранизировать.

Р.: Что тебя может тронуть до слез?

И.: Искреннее переживание человека, воспоминание из детства или хорошая песня. Но в основном видение момента, когда человек срывается с тормозов и выдает то, что у него лежит на душе.

Р.: Когда ты пьян, что хочешь делать?

И.: Хочу спать. Ухожу в себя и становлюсь более интравертным. Хотя это зависит от ситуации. Я практически не бываю пьяным. Могу быть им чисто внешне, но мозги остаются трезвыми. Или просто вырублюсь и усну. Напиток зависит от цели, времени и настроения. Могу с удовольствием выпить хорошего красного вина, конъяка или хряпнуть стакан водки. Не очень люблю пиво. Медовуха – вот та по мне.

Р.: Ты можешь представить себя неуправляемым?

И.: Исключительно в случае, когда вижу несправедливое насилие, направленное на другого человека.

Р.: С чем бы ты сравнил оргазм?

И.: С приходом!..

Р.: Хорошая песня или выступление на сцене может быть сравнимо с оргазмом?

И.: Такое бывает иногда. Когда все совпало: мы хорошо выступили, зрители довольны, сцена нормальная, звук не подвел, аппарат. Ты забываешься на сцене. Голову сносит на какой-то момент.

Р.: Часто?

И.: Не редко и не часто. Просто бывает. Совершенно непредсказуемо. Наверное, звезды должны встать в правильный ряд…

Р.: И «на закуску», «фирменный» вопрос – какая музыка, на твой взгляд, будет звучать в Раю и в Аду?

И.: Наверное, в Раю мне понравилось бы пение Астрид Джильберто. Классическая пляжная боссанова. Под которую в шезлонге надо лежать и потягивать коктейль. Позитивная, солнечная музыка. Жизнь удалась. Все хорошо! В Аду, возможно, будет звучать раннее творчество Коррозии Металла («фабрика кошмаров…»). Еще для меня музыка Ада – это творчество Егора Летова и Янки Дягилевой. Сумрачный, промерзлый Ад. Тоска в одиночной камере…».

Завершая статью, напомню, что ребята выступят в Москве 14.10 в ГЛАВCLUB GREEN CONCERT (ул. Орджоникидзе, 11). Также добавлю от себя пару строк в адрес группы. Я бы назвал пилотов шахматистами особых, эзотерическо-виртуальных шахмат. Они – мастера несовершённых ходов, сражающихся в поддавки со временем по постоянно меняющимся и не ими придуманными правилам. Они скучают, пока не переходят к экзотике собственноручно выстроенных и разыгранных комбинаций. Все вместе пилоты – проводники начала 21 века для заплутавших и брошенных душ. Мифические Дерсу Узалы, шаманы уездного города СПб. в одном лице. Стремящиеся вести свою линию развития тонко. Главное – не навредить!

Они – игроки в тайну по Достоевскому, стремящиеся, если не сбросить, так приподнять покрывало обыденности. Каковое стремление сочетается у них с мечтой максимально отдалить миг, когда точность и простота музыки выходят на коммерческую проверку шоу-бизнесом. Сохранить живые ключи творчества, оставшись при этом не пресытившимися и открытыми – задача непростая, но это их путь или карма.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.12.2020 16:13
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх