// // Министрам ударят по крыльям

Министрам ударят по крыльям

5218
В разделе

Более 30 000 тысяч российских туристов застревают за границей без возможности вернуться домой, иностранные туристы, в свою очередь, "заперты" в России. Нет, это вовсе не очередной привычный политический конфликт с обоюдными капризами властей, из-за которых уже привыкли страдать простые люди. И не последствия какого-либо несчастливого стечения обстоятельств, форс-мажора. Ни ливнев, ни землетрясений, ни ураганов. Просто неожиданное разорение компании "ВИМ-Авиа". Ну как неожиданное...

Вообще, поверить в то, что у одной из крупнейших авиакомпаний России вот так просто внезапно в один миг закончились деньги, очень сложно. Да, рынок сейчас непростой, цены на билеты приходится максимально снижать, чтобы сохранить объёмы перевозок. Однако же по факту: билеты были проданы, деньги получены. Значит что-то не так в самой системе управления и контроля. Но и несовершенство управления компанией - никакой не нонсенс. Может быть, например, ее руководство пошло на большие риски в надежде в будущем усилить позиции на рынке, но ставка не сыграла, а может быть проворачивались незаконные сделки, направленные на вывод средств, а работа авиакомпании была лишь хорошим прикрытием. Однако же с этими вопросами должна разбираться уже прокуратура. В любом случае, бенефициаров в первую очередь всегда волновала и будет волновать только личная выгода, а вот защиту их клиентов, то есть туроператоров и туристов, должно обеспечивать государство. Минтранс, Росавиация, Ростуризм – для чего они вообще созданы, если допустили такой коллапс?

Проблемы туристов с вылетом домой – это, прежде всего, зона ответственности этих ведомств. Ведь проблемы у "ВИМ-Авиа" возникли не в одночасье. Еще в начале лета были тревожные звоночки, причём довольно громкие: три их самолёта не встали в расписание, затем стали появляться затруднения со своевременным техобслуживанием. Уже повод задуматься, а всё ли в порядке у этой компании. Или может пора бы провести аудит их финансового положения и, при необходимости, оказать помощь, хотя бы консультативную? Но нет, стандартные отчёты о том, что у авиакомпании все нормально, полностью устраивали Росавиацию.  

Сейчас Росавиация удивлённо разводит руками, и говорит, что причиной проблем стала слишком агрессивная политика руководства компании по расширению и обновлению авиапарка. Неужели приобретение в лизинг нескольких крупных самолётов и увеличение пассажиропотока на треть в прошлом году - это такая незначительная мелочь, которую наши контролёры смогли заметить только сейчас, когда "почки уже отвалились"? Или же задолженность перед аэропортом Домодедово в полмиллиарда рублей образовалась только сегодня? Кстати, общая задолженность "ВИМ-Авиа" по обслуживанию самолётов насчитывает уже порядка миллиарда рублей! Или долги по выплате зарплаты на 206 млн рублей? Тоже никто не заметил?

Такое странное игнорирование очевидных фактов указывает лишь на то, что ни в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация), ни в Минтрансе не заинтересованы в оперативном решении проблем. 

После разноса, устроенного Путиным, чиновники, как обычно, потихоньку зашевелились, от Росавиации сразу начали требовать выполнения постановлений правительства «О внесении изменений в правила оказания услуг по реализации турпродукта». Вспомнили... Но разве постановления правительства не должны исполняться и без особого приглашения? Росавиация пообещала внимательно изучать бухгалтерскую отчётность перевозчиков. Вот только доверия таким обещаниям нет. Мы уже видели, как развивалась история с Трансаэро. Из-за нежелания нашего правительства содействовать оздоровлению авиакомпании (оздоровление Трансаэро тогда было сочтено слишком долгим) было решено на совещании у самого Шувалова продать 75% + 1 акцию Трансаэро Аэрофлоту всего за 1 рубль. Это примерно тоже самое, как при переломе ноги, сразу же её ампутировать – ведь это быстрее и дешевле, чем заниматься лечением. 

По теме

Так же, как с Трансаэро, и в этой ситуации проблемы не замечали (ну или усердно делали вид, что не замечают) до самого конца. Затем вдруг резко обрушивается беда, люди заперты по всей планете, президент устраивает выволочку чиновникам, владельцы компании удирают, сверкая пятками, за границу, и только лидер авиаперевозок монополист Аэрофлот, словно в образе мудрого старца, вновь призван якобы спасать ситуацию. В истории с Трансаэро Аэрофлот получил их маршруты, вот и сейчас правительство поручило Аэрофлоту перевезти пассажиров "ВИМ-Авиа". Девали безвозмездно. Не исключено, что за такую услугу за Аэрофлотом сохранят маршруты Трансаэро, тем самым укрепив его доминирующее положение на рынке.

Такая монополизация рынка не может проходить тихо и незаметно без попустительства со стороны главы Росавиации Александра Нерадько, главы Минтранса Соколова и курирующего вопросы воздушного транспорта в правительстве вице-премьера Аркадия Дворковича. Пора бы уже не просто высказывать недовольство, но и ставить вопрос об отставке ответственных лиц. Что там кривое - вся система ли, отдельные ли персоналии - пусть выясняют соответствующие органы, но раз ситуация повторяется и грозит перерасти в традицию, очевидно, что нужны более серьёзные кадровые решения, чем просто грозить пальчиком полусонным чиновникам. Это их слабо бодрит. Иначе останемся так с одним Аэрофлотом и совершенно неприемлемыми ценами даже на внутренние перелёты.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.10.2017 07:00
Комментарии 1
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх