Версия // Культура // 10 января скончался Джефф Бек

10 января скончался Джефф Бек

4410

Удар за ударом

10 января скончался Джефф Бек
(фото: Wikimedia Commons/Jean-Luc Ourlin)
В разделе

Знаменитый британский музыкант, 7-кратный обладатель премии «Грэмми» Джефф Бек ушёл из жизни буквально на днях. По сообщениям от семьи причиной его смерти стал бактериальный менингит. Всё произошло очень быстро, притом, что ничто не предвещало столь быстрой кончины Бека. Ему было 78 лет. Широкой публике он известен как один из самых виртуозных гитаристов, чьё имя стоит наряду с именами Джимми Пейджа, Джими Хендрикса, Ричи Блэкмора, Гэри Мура или Пола МакКартни.

В рейтинге самых великих гитаристов всех времён и народов от журнала Rolling Stone он занимает 5 строчку сверху.

Конец 2022-го года дал нам немало поводов для огорчений. Ощущение странных и смутных времен лишь усиливается с приходом новостей о смертях самых разнообразных людей, чьи имена вписаны крупными буквами в современную историю человечества. Так, под самый занавес декабря, ушли из жизни знаменитая модельер Вивьен Вествуд и культовый футболист Пеле. До них скончались вокалистка, клавишница и автор песен, гремевшей с конца 1960-х – до середины 1970-х самобытной команды Fleetwood Mac, Кристин Макви и вокалист группы Faithless – Макси Джаз (Максвелл Фрейзер) и др. RIP!

Возвращаясь к Джеффу Беку, напомню, что «Наша Версия» уже подробно писала о нём и его первом московском концерте. Интересующиеся могут пройти по ссылке и освежить в памяти страницы славного пути артиста. Мы также исследовали один из его знаменитых дисков 1976 года под названием «Wired», ставшего (наряду с опусом «Blow By Blow» (1975) одной из ключевых вех не только в гитарной инструменталистике, но и в развитии такого стилистически изощренного музыкального направления, как джаз-рок и шире (в дальнейшем) – фьюжна.

Чтобы не повторяться, осветим главное. Джефф родился в июне 1944 года. Он с детства проявлял к игре на гитаре недюжинный интерес, сам смастерив свой первый инструмент. Поэтому его дальнейшее обучение владению гитарой в Уимблдонском музыкальном колледже выглядело вполне логичным. По-серьёзному Бек начал играть с 20 лет, став ведущим гитаристом в ансамбле Tridents. Одним из первых он случайно обнаружил и усовершенствовал «фидбэк» – «обратную связь» концертного звука. Впоследствии Бек заменил Эрика Клэптона в Yardbirds, выступая вместе с Джимми Пейджем. Многие критики и меломаны отмечали, что в результате их сотрудничества возник один из самых впечатляющих гитарных дуэтов в классическом роке! Бек проработал в Yardbirds два продуктивных года, которые уже тогда характеризвались его тягой к музыкальным экспериментам, ставшей с тех пор фирменным артистическим отличием Джеффа.

По теме

После своего ухода в конце 1966 года из Yardbirds он некоторое время играл сольно, а к зиме 1967 года уже созрел до того, чтобы сформировать собственный музыкальный коллектив Jeff Beck Group (JBG), куда пригласил таких звезд как Род Стюарт (вокал), Рон Вуд (бас-гитара), ударника Рэя Кука (которого после сменил Мики Уоллер). К концу 1971 года Бек реформировал JBG и привлек к работе знаменитого барабанщика Кози Пауэлла (Rainbow, Rodert Plant, Whitesnake, ELP, Black Sabbath), басиста Клайва Чепмена, клавишника Макса Миддлтона и вокалиста Боба Тенча. Итогом работы новой «реинкарнации» JBG стал «The Jeff Beck Group» (1972), о котором авторитетный музыкальный журнал Classic Rock отозвался как об «очередном разноплановом и талантливом сборнике прифанкованнного металла, записанного одним из самых новаторских, значимых и независимых рок-гитаристов».

Впоследствии Бек менял состав JBG каждые два года полностью, совмещая игру на лид-гитаре с вокалированием, где ему нередко помогал тот же Род Стюарт. В альбомах Бека принимали участие самые различные музыкальные звезды: барабанщик Кармин Эпписи, басист Тим Богарт, клавишник Джен Хаммер, основатель собственной школы, барабанщик Терри Боззио... По сути, вся обширная дискография Джеффа Бека представляет собой собрание отличных проектов-экспериментов с различными течениями, рока, джаза, арта, прогрессива, фанка и даже панк-рока.

В общем, изобретательно наращивая свой уникальный музыкальный потенциал, Бек к середине 1970-х годов сумел весьма широко раздвинуть рамки гитарно-инструментального жанра, что не только укрепило со временем репутацию Джеффа, но и поставило его с тех времён в ряд с одними из самых значительных музыкантов современности, о чём мы писали выше. Многие знаменитые музыканты и продюсеры, вроде Джимми Пейджа или Джорджа Мартина высоко отзывались о виртуозной игре Бека в своих интервью. К примеру, Джордж Мартин отмечал «уникальное своеобразие подхода» Джеффа к гитарной музыке. Известный гитарист-виртуоз Дмитрий Четвергов посвятил на одном из своих альбомов композицию Беку под названием «Привет, Jeff!».

Действительно, в отличие от музыкантов, всю жизнь играющих музыку одного стиля, Бек свободно перемещался по горизонтам хард-рока, джаза, фанка, иногда даже играя музыку из опер. Он не любил играть по современным правилам шоу-бизнеса с его «раскруточными» пиар компаниями. Всегда был подозрителен по отношению к поп-культуре, которую называл «дьявольским бизнесом». Коллекционировал винтажные машины, виски и гитары. Ценил свободу и занимался правозащитной деятельностью. Понятия «звёздность» и Джефф Бек были несовместимы! Скромность артиста вошла в легенду, ибо, несмотря на его очевидное влияние на уже несколько поколений музыкантов, Джефф оставался до конца, как бы «неуверенным» во всем, что касается его таланта, чему, на мой взгляд, стоит поучиться многим нынешним и будущим артистам…

«Наша Версия» скорбит и выражает соболезнования всем близким и поклонникам легендарного музыканта Джефа Бека. RIP!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.01.2023 15:16
Комментарии 0
Наверх