Версия // Бизнес // Жадность соотечественников бьёт по бизнесу сильнее западных санкций

Жадность соотечественников бьёт по бизнесу сильнее западных санкций

5068

Импортозамещение на коленке

Жадность соотечественников бьёт по бизнесу сильнее западных санкций
(фото: Роман Яровицын/Коммерсантъ)
В разделе

Большинство достижений программы по импортозамещению, запущенной ещё в 2014 году, оказались только в отчётах. С приходом новых санкций оказалось, что нам приходится импортировать не только сложные ИТ-технологии или станки, но даже обычную хлорку. Как выясняется, все эти годы проще и выгоднее было ввозить в страну иностранную продукцию и, переклеивая этикетки, выдавать её за отечественную.

Тем не менее бизнес пытается справиться со сложившейся ситуацией, замещая иностранные товары. Пока что приходится действовать едва ли не кустарными способами, вспоминая старую поговорку «голь на выдумки хитра». Однако, казалось бы, найдя решение, предприниматели сталкиваются с новыми проблемами, которые им создают решившие погреть руки отечественные поставщики.

Валютная метла

Так, отельеры уже заявили, что теперь им не по карману покупать дорогие импортные чистящие средства. Но выход всё же нашёлся: дорогие средства оперативно «импортозаместили» обычной мыльной стружкой. «Её разводят водой, добавляют моющее вещество, получается мыльный раствор, который используют для мытья пола, – рассказывает гендиректор ООО «Умная недвижимость» Лина Ткаченко. – Ещё стружку используют для приготовления геля для стирки в стиральной машине». Увы, радовались отельеры недолго. Цены на мыло тоже взлетели на 50% – сегодня 1 килограмм мыльной стружки в оптовом звене обойдётся в 145 руб­лей. «Теперь компании, которые хотят сэкономить, покупают мыло в кусках по 100 рублей за килограмм и трут его сами, – объясняет Лина Ткаченко. – Привычные чистящие средства типа того же «Доместоса» многим сегодня стали не по карману. Цены в уже выставленных счетах могут меняться буквально в течение дня».

Дефицитным продуктом стала даже обычная хлорка. Всё дело в том, что так называемый сухой хлор, используемый для чистки санузлов, несколько лет назад стали импортировать из Китая и Чехии. Теперь, когда логистические цепочки разрушены, достать хлорку стало не так-то просто.

Казалось бы, беспроигрышным вариантом импортозамещения в клининге должны были бы стать берёзовые мётлы – продукт на 100% отечественный, в последнее время дворниками даже немного подзабытый. «Что же вы думаете? Берёзовые веники за последние две недели подорожали аж в 3 раза! Я хочу понять, какие такие «иностранные комплектующие» присутствуют в берёзовом венике, что он внезапно так сильно подорожал?» – поделился с «Нашей Версией» один из владельцев клининговой компании.

Аромат родины

Похожая ситуация складывается и на парфюмерном рынке. Отрасль, где Россия исторически занимала лидерские позиции, в последние 30 лет оказалась убитой – крупные российские предприятия сегодня в лучшем случае заняты копированием зарубежных брендов.

Как отмечают эксперты, в первые недели марта спрос на парфюмерию вырос на 48% по сравнению с объёмами прошлого года. Если исход иностранцев действительно состоится в промышленных объёмах, заменять продукцию западников будет нечем. «Некоторые отечественные производители последние 20 лет заняты тем, что копируют западные бренды и оформляют их как свои. Себестоимость производства одного флакона у них примерно 17 рублей, а цена в рознице прежде была 980 рублей, сейчас – 1500», – поделился с «Нашей Версией» парфюмер Олег Чазов.

По теме

По его словам, ещё в советское время до 80% всех производимых в стране ароматов уходило за рубеж. Более того, в былые времена именно западные компании вдохновлялись идеями наших производителей. Однако начиная с 90-х годов отечественная парфюмерная промышленность сама поставила на себе крест и с тех пор озабочена лишь получением сверхприбылей на продаже скопированных импортных ароматов.

Кстати, парфюмерная промышленность сегодня могла бы никак не зависеть от импорта. «По большому счёту всё необходимое сырьё производится у нас. Правда, многие производители специально сначала вывозили свою продукцию за рубеж, а потом снова ввозили её сюда, продавая уже как импорт», – рассказывает Олег Чазов. Парфюмеры-частники и небольшие фабрики, выпускающие духи на розлив, в теории вполне могли бы составить конкуренцию большим западным брендам. Ценовая политика у них намного привлекательнее, а по качеству они ни в чём не уступают, нередко даже превосходя западных конкурентов. Однако на возрождение отечественной парфюмерной промышленности вряд ли приходится рассчитывать. Сегодня мало кто верит в то, что западные бренды парфюмерии действительно уйдут из нашей страны, ведь до 30% всех продаж у них приходится именно на наш рынок. А значит, скоро всё вновь вернётся на круги своя: львиная доля уйдёт западникам, которые поднимут цены, а качественные российские производители так и останутся в своей весьма узкой нише.

Рыба уплыла в Азию

Получать деньги из воздуха, вместо того чтобы заниматься реальным импортозамещением, хотят и пищевики. По словам основателя сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергея Миронова, сегодня многие российские производители продуктов стали подстраивать цену своих продуктов под импорт. Соответственно растёт цена на продукты в магазинах и ресторанах. На прошлой неделе в Сети появились фотографии из магазинов, где баночка обычной сайры продаётся уже за 300 рублей. Производители консервов на это заявили, мол, это потому, что покупать сайру им приходится за валюту. Как выясняется, у рыбы просто нет шансов доплыть до российского потребителя. «Ставку на импортозамещение мы сделали ещё при открытии наших ресторанов, – рассказывает Сергей Миронов. – Отказались от турецкого сибаса и чилийского лосося, решив перейти на российского палтуса, чёрную треску и чавычу, – рассказывает Сергей Миронов. – Но быстро выяснилось, что чавычу и крупную нерку хорошего качества купить почти невозможно: сразу после вылова она вся уходит в Азию».

Потому, по словам Миронова, рестораторы, которые были ориентированы на импортные продукты, не смогут перейти на российскую рыбу, даже если очень захотят. Причина – рыбаки полностью продают улов иностранцам. «Рыбу ловят ещё в конце лета. То есть российский продукт, которым сейчас можно было бы заменить чилийского лосося, уже продан. Чтобы российская рыба осталась в России, должна быть какая-то логистика, при которой она пойдёт в центральную часть страны, в какие-то склады. И только потом можно будет говорить об импортозамещении».

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 12.04.2022 12:30
Комментарии 0
Наверх