Версия // Общество // Российские торговые сети занялись формированием запасов сахара и гречки на месяц

Российские торговые сети занялись формированием запасов сахара и гречки на месяц

4145

Точно хватит

Российские торговые сети занялись формированием запасов сахара и гречки на месяц
(фото: pixabay/955169)
В разделе

Спад ажиотажного спроса, который наблюдался на некоторые категории продуктов последние полтора месяца, позволил торговым сетям заняться формированием запасов сахара, гречки, макарон, масла и других товаров не на несколько дней, а на более длительные сроки - недели и даже месяцы. Многие россияне закупились этими товарами впрок, поэтому в начале апреля спрос ожидаемо просел, и сейчас он даже ниже, чем в середине февраля.

Российские ритейлеры восполняют запасы сахара, гречневой крупы, масла и других продуктов питания, которые истощились после резкого увеличения спроса в феврале и марте. Запасы ряда продуктов формируются на несколько недель вперёд и больше, сообщается в письме замглавы Минпромторга Виктора Евтухова, направленном в Госдуму. Ранее депутаты рекомендовали министерству принять исчерпывающие меры, чтобы предотвратить возникновение дефицита товаров первой необходимости в российских магазинах.

Как отметил замминистра, нехватка некоторых товаров наблюдалась в российских магазинах в конце февраля – марте, так как многие граждане покупали эти продукты в больших количествах, чем им было необходимо. Евтухов отметил, что в некоторых магазинах всю продукцию, которая пользовалась повышенным спросом, распродавали ещё утром сразу после открытия. Из-за этого остальным покупателям приходилось ждать следующих поставок, сообщают «Известия».

Повышенный спрос на ряд продуктов исчерпался, а объёмы продаж опустились ниже обычного, так как многие граждане закупились про запас. Евтухов приводит данные ФНС на 3 апреля, в соответствии с которыми спрос на самые востребованные в последний месяц товары упал по сравнению с периодом до начала спецоперации на Украине. В качестве эталона считается неделя 12-18 февраля. Выяснилось, что продажи сахара сократились на 23 процента, соли — на 25 процентов, риса и макарон — на 27 процентов, круп — на 29 процентов, растительного масла — на 31 процент, муки — на 32 процента.

В конце марта повышенный спрос по-прежнему наблюдался преимущественно в федеральных сетях, в мелких и несетевых розничных магазинах продажи шли обычными темпами и по рыночным ценам.

На фоне снижения спроса сети могут формировать запасы товаров на несколько недель вперёд. В пик торговли их хватало всего на два дня, теперь магазины могут продавать имеющиеся запасы восемь дней. Запасов соли хватает на 12 дней, гречневой крупы – на 22 дня, а макарон – более чем на месяц. Ведомство ожидает, что вскоре запасы выйдут на обычный уровень: по сахару это 2-3 недели торговли.

Стабилизация спроса

Представители сети «Магнит» в беседе с изданием сообщили, что покупательское поведение действительно стабилизируется. На фоне возвращения в обычный режим компания может делать запасы продуктов в магазинах и распределительных центрах.

Ранее сообщалось, что некоторые сети ограничили продажу определённых товаров в одни руки. Эта мера затронула продукты питания, пользовавшиеся наиболее высоким спросом, например, сахар. Сейчас ритейлеры могут отказаться от подобных ограничений на фоне выравнивания спроса. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов подтвердил, что сейчас повышенного спроса, который наблюдался в марте, нет. Эксперт предположил, что это связано с тем, что покупатели в основном удовлетворили спрос на отдельные товары. Те, кто планировал приобрести вещи и бытовую технику, это сделали. По мнению Соколова, сферу торговли ждёт спад покупательской способности и переход россиян на более дешёвые товары.

По теме

О повышенном спросе на отдельные товары ранее заявляли и производители. Заместитель председателя правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов сообщил изданию, что заказы со стороны торговых сетей значительно увеличились. По его словам, пищевые предприятия более месяца работают в убыток, так как сырьё, расходы на логистику и прочие затраты оплачиваются по более высоким тарифам. При этом расчёт у сетей производители получают по прежним ценам. Сообщается, что торговые сети пока не полностью приняли корректировки цен производителей. Стремление сетей запастись большим количеством продуктов по старым ценам может быть сопряжено с банкротством некоторых производителей. Как отметил Леонов, если сети не пересмотрят отношения с производителями в вопросе цен и штрафов, может случиться так, что полки магазинов опустеют.

Эксперты допускают, что в ближайшее время может наблюдаться небольшое снижение цен на некоторые товары. В связи с наблюдаемым снижением спроса и укреплением курса рубля стоимость продуктов питания может несколько скорректироваться, но это не означает, что цены откатятся к февральскому уровню. Такое мнение высказал доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Аяз Алиев. Эксперт пояснил, что для возвращения цен на уровень февраля необходимо восстановить прежние цепочки поставок либо заняться поиском новых рынков. После этого цены могут скорректироваться, но это произойдёт не сразу.

Найти виноватых

В марте правительство обратило внимание на ситуацию с пустыми полками в магазинах и повышением цен на продукты питания. Так, в соответствии с поручением первого вице-премьера Андрея Белоусова, ФАС приступила к проверкам производителей и торговых сетей. Проверка охватила всю товаропроводящую цепочку.

Первые итоги проверки появились 24 марта: Воронежское управление ФАС возбудило дело в отношении сетей «Пятёрочка» и «Магнит», которых заподозрили в сговоре с целью поддержания цен на сахар. Выяснилось, что на складах товар присутствовал, тогда как полки были пустыми. Представители ритейлеров объяснили это тем, что спрос на сахар остаётся повышенным, и товар просто не успевают привозить в магазины. Схожие дела были возбуждены и в других российских регионах – Кемеровской области, Хакасии и Краснодарском крае.

Директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович сообщил, что 20-25 процентов граждан в кризисный период стараются запасаться необходимыми товарами, опасаясь их нехватки или резкого повышения цен. Как отметил эксперт, эта тенденция проявляется не только в России, но и во всём мире, и просчитать, какого именно товара коснётся ажиотажный спрос в той или иной ситуации, невозможно.

С повышением спроса сети закономерно повышают цены на товар, в дальнейшем такие повышения могут откатиться, и товары снова будут стоить, как прежде. В случае с сахаром на его цену повлиял не только повышенный спрос, но и производители, заводы-переработчики, оптовики и т.д. Остапкович пояснил, что российские производители пытаются застраховать свои риски из-за нестабильной экономической ситуации.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 08.04.2022 19:00
Комментарии 0
Наверх