Версия // Культура // «Заражение», «Телесеть», «Китайский синдром» и другие фильмы, предсказавшие будущее

«Заражение», «Телесеть», «Китайский синдром» и другие фильмы, предсказавшие будущее

7291

Будто в воду глядели


«Заражение» (2011), реж. Дэвид Содерберг
В разделе

На Netflix в середине января вышел фильм «Смертельная зона». Режиссер Микаэль Хофстрём рисует в нём будущее Украины совсем не радужными красками. Страну разрывает на части гражданская война, и, конечно же, в роли миротворцев выступают военные силы США. Цель американцев – свергнуть местного диктатора и предотвратить ядерную войну. Сценарий не из приятных для воплощения в реальность. Но в истории кино есть немало случаев, когда сюжет фильма впоследствии перекликался с реальными событиями.

Фильмы-предсказания периодически появлялись с самого раннего периода становления киноиндустрии и киноискусства, история которого насчитывает порядка 120 лет. В нашей подборке упор сделан на предсказания конкретных событий – как локальных, так и мирового масштаба. Мы намеренно не включаем сюда львиную долю фантастических фильмов, предрекших те или иные изобретения, нововведения или технологии – компьютеры, мобильные телефоны, искусственный интеллект и т.п. (за редким исключением).

Заражение (2011)

(Коронавирус)

Начнем с актуального. В 2011 году в мировой прокат вышел драматический триллер Дэвида Содерберга по сценарию Скотта З. Бёрнса. Критики фильм приняли благосклонно, но сдержанно, а у зрителей он не возымел большой популярности, посему принес создателям весьма скромные кассовые сборы.

Фильм рассказывает о том, как в Юго-Восточной Азии началась эпидемия странного респираторного вируса, крайне заразного, вызывающего поражение легких и имеющего большой процент летальных исходов. Специалисты ВОЗ начали борьбу с новым вирусом, но эпидемию было уже так просто не остановить.

Содерберг десять лет назад с удивительной точностью предсказал современную эпидемию коронавируса. Место первичного очага заражения, основная симптоматика, шумиха в СМИ, меры по предотвращению разрастания пандемии, даже первоначальный источник возникновения вируса – летучие мыши – всё это очень и очень похоже на ту ситуацию, в которой оказался весь наш мир в 2020 году. Это не просто кино о рандомной эпидемии, а поразительно точное в некоторых своих деталях произведение, отражающее нашу действительность.

Мы уже вспоминали о «Заражении» в подборке фильмов об эпидемиях, но для тех, кто ее пропустил, сейчас самое время наверстать упущенное.

Особое мнение (2002)

(Гаджеты, тотальная слежка, персонализированная реклама, дроны, нейроинтерфейс)

Фантастический остросюжетный триллер, поставленный Стивеном Спилбергом по одноименной повести знаменитого писателя-фантаста Филиппа Дика.

Действие фильма происходит в 2054 году в США. Специальный отдел при полиции занимается предсказанием преступлений с помощью специальной программы и трех одаренных людей – провидцев, объединенных нейроинтерфейсной связью. При помощи осознанных сновидений провидцев полицейские могут предугадывать место, время и обстоятельства того или иного преступления, которое должно произойти в пределах их штата. Но однажды сам руководитель отдела Джон Андертон (Том Круз) оказывается главным подозреваемым в еще не состоявшемся убийстве. Теперь он должен скрыться от собственных коллег, чтобы попробовать понять – его хотят подставить, или программа дала ошибку?

«Особое мнение», (2002), реж. Стивен Спилберг
«Особое мнение», (2002), реж. Стивен Спилберг

«Особое мнение» оказалось в этой подборке в большей степени за точное попадание в детали современного мира – сенсорные экраны, сканеры радужной оболочки глаза, электромобили с автопилотом, роботы-пауки, прыжковые ранцы... Это и не удивительно – Спилберг привлек к съемкам 16 экспертов по прогнозированию будущего, и многое из показанного в фильме уже окружает нас в повседневности. Слежка за людьми посредством камер наблюдения, геолокации и дронов сейчас не кажется чем-то фантастическим. Да и пророки, показанные в фильме, отчасти есть и сейчас. В их роли выступают социальные сети, куда пользователи пишут собственные мысли и желания (подчас радикальные, но всё же), за которые сегодня можно получить вполне реальный тюремный срок, на деле ничего не совершив. Именно благодаря такому точному предвидению деталей нашего настоящего фильм достоин упоминания здесь.

Облик грядущего (1936)

(Начало Второй мировой войны)

Британский фантастический эпик, снятый Уильямом Кэмероном Мензиесом.

Действие фильма стартовало в 1940 году в городе Эвритаун. В самый канун Рождества жители беззаботно радуются наступившему празднику, но лишь немногие замечают нависшую над миром опасность. Уильяму Мензиесу в 1936 году удалось предсказать начало самой страшной войны в истории человечества. В его фильме это лишь начало, после чего повествование следует дальше и дальше, показывая новые вызовы, новые конфликты, но также эволюцию общества, его раскол, бурный технологический прогресс, фундаментализм и постоянные политические противоборства.

«Облик грядущего» (1936), реж. Уильям Кэмерон Мензиес
«Облик грядущего» (1936), реж. Уильям Кэмерон Мензиес

В той или иной степени многое из этой картины сбывается и в наше время. В своём повествовании она ушла куда дальше современности, и никоим образом не известно, чему еще суждено сбыться. Но сюда фильм попал именно за предсказание начала Второй мировой войны с ошибкой всего в один год.

Телесеть (1976)

(Развитие телевидения и телешоу)

Американская драма талантливого режиссера Сидни Люмета по сценарию скандального Пэдди Чайефски.

Фильм расскажет о Говарде Били – ведущем новостной программы на телестанции UBS-TV. Когда у престарелого телеведущего сдали нервы в прямом эфире, это должно было стать окончанием его блистательной карьеры. Но зашкаливающие рейтинги передачи привлекли внимание боссов, которые потребовали продолжения работы Били, дав ему полную свободу действий в прямом эфире. Пока Говард рубил правду-матку перед миллионной аудиторией, рейтинги его передачи росли, а руководство получало хорошие прибыли. Но когда отчаянный телеведущий перешел дорогу своим работодателям, было решено отправить его на покой – желательно, в прямом эфире.

«Телесеть» предрекла изменение формата теленовостей. Сухое изложение важных фактов уступило место эмоциональным шоу, которые подстегивают интерес незадачливой публики. В нашей стране этот процесс немного запоздал, но после развала СССР новостной формат исказился до неузнаваемости. Помимо этого, можно сказать, что Люмет этим фильмом также предрек зарождение реалити-шоу, которые получили широкую популярность в конце 90-х - начале «нулевых».

«Телесеть» (1976), реж. Сидни Люмет
«Телесеть» (1976), реж. Сидни Люмет

Фильм имеет четыре Оскара – три в актерских номинациях и один за лучший сценарий. В 2000 году «Телесеть» внесена библиотекой Конгресса США в Национальный реестр фильмов.

Глава государства (2003)

(Первый темнокожий президент США)

Американская комедия, снятая популярным комиком Крисом Роком по своему сценарию (в соавторстве с Эли Лероем).

Посреди предвыборной гонки за пост президента США неожиданно умирает кандидат от Демократической партии. Его в спешке решают заменить на молодого темнокожего кандидата по имени Мэйс Гиллиам. Никто не ждет от нового кандидата ничего хорошего, но тот начинает активную политическую деятельность, что располагает к нему общественность. И, удивив всех и самого себя, Мэйс заполучает президентский пост. Но сможет ли он справиться с отлаженным годами механизмом коррупции?

«Глава государства» (2003), реж. Крис Рок
«Глава государства» (2003), реж. Крис Рок

Крис Рок довольно точно спрогнозировал победу Барака Обамы, который вошел в Белый дом спустя пять лет после премьеры фильма – тоже в качестве кандидата от Демократической партии. Сам по себе фильм является одноразовой романтической комедией, где основной юмор строится на несоответствии – молодой темнокожий парень с улицы оказывается во главе Соединенных штатов, старается навести в правительстве свои порядки. К просмотру рекомендовать не будем, но как факт точного предсказания никак не зависит от качества кинокартины.

Китайский синдром (1979)

(Авария на АЭС Три-Майл-Айленд в Пенсильвании и Чернобыльской АЭС)

Драматичный триллер не очень известного режиссера Джеймса Бриджеса.

Команда журналистов приезжает на атомную электростанцию, чтобы записать рабочий репортаж. Во время съемок на АЭС происходит авария, которая грозит окружающей среде серьезными последствиями. Журналистам удается заснять момент аварии. Но при попытке дать этот материал в эфир возникают серьезные препятствия – большие влиятельные люди заинтересованы в умалчивании причин и последствий аварии.

«Китайский синдром» (1979), реж. Джеймс Бриджес
«Китайский синдром» (1979), реж. Джеймс Бриджес

Фильм, рассказывающий об аварии на АЭС, вышел в прокат за три месяца до реальной аварии на АЭС Три-Майл-Айленд в Пенсильвании. Характер аварии и ее последствия для окружающей среды оказались несущественными, но сам поврежденный реактор восстановить не удалось. Но не в этом заключается суть попадания «Китайского синдрома» в эту подборку. Интересна реакция властей на происшествие и очевидное желание замолчать серьезность аварии, скрыть от огласки, не обнародовать, пока всё само не рассосётся. Именно это роднит фильм и с аварией на Чернобыльской АЭС, которая оказалась куда опаснее и страшнее, чем показано в фильме. Если бы замалчивание продолжилось, если бы мировая общественность не забила тревогу в связи с подскочившим радиационным фоном в Восточной Европе, это могло бы в разы усугубить ситуацию.

Военные игры (1983)

(Угроза начала третьей мировой войны из-за ошибки оборудования)

Фантастический приключенческий боевик из США от режиссера Джона Бадэма.

Молодой хакер Дейв Лайтмен взламывает компьютерную сеть военного ведомства США, где среди файлов находит игру в глобальную термоядерную войну. Но под невинной оболочкой оказывается искусственная интеллектуальная самообучаемая система, призванная автоматически реагировать на возможные ядерные атаки со стороны СССР. Парень неумышленно поднимает уровень военной готовности Штатов к ядерной войне. Когда Дэйв понимает, что дело не шуточное, уровень DEFCON (шкала готовности ВС США) продолжает подниматься до верхних значений. Теперь судьба мира оказалась полностью в руках молодого хакера.

«Военные игры» в современности смотрятся наивно и местами смешно. Но для середины 80-х годов, в эпоху нового витка гонки вооружений и накала холодной войны, такой фильм обрел популярность, несколько раз окупился в прокате и был номинирован на «Оскар» в трех технических номинациях. По его мотивам был создан компьютерный симулятор термоядерной войны «DEFCON», популярный в узких кругах. Удивительно, что всего спустя четыре месяца с момента премьеры похожая история произошла в СССР. Тогда из-за ложного срабатывания системы предупреждения о ракетном нападении «Око» на пульт оперативному дежурному пришла информация о запуске баллистических ракет со стороны США. Ответ на подобную угрозу означал бы начало ядерной войны. Лишь благодаря трезвому уму и героическому характеру оперативного дежурного – полковника Станислава Евграфовича Петрова планете удалось избежать апокалипсиса. Именно он, стремительно проанализировав данные различных источников, пришел к выводу о ложном срабатывании системы оповещения. Отреагируй он иначе...

«Военные игры» (1983), реж. Джон Бадэм
«Военные игры» (1983), реж. Джон Бадэм

Вторым занимательным фактом о «Военных играх», является то, что уровень 1 по шкале DEFCON (наивысшая военная готовность, предшествующая запуску ракет и полномасштабной войне) в реальной жизни был объявлен лишь один раз – на военных учениях осенью того же 1983 – спустя полгода после премьеры фильма.

Идиократия (2005)

(Деградация массовой культуры)

Фантастическая приключенческая комедия из США. Снял фильм Майк Джадж, более известный как актер.

Джо Бауэрс – самый обычный американский военнослужащий. Командование выбирает его для сверхсекретного эксперимента по заморозке людей. И по недоразумению забывает о нем на следующие пятьсот лет. Очнувшись, Джо не сразу понимает, где очутился. Но замечает, что интеллект окружающих его людей крайне примитивен. Таким образом, Джо становится самым умным человеком на планете, которая долгое время находится в глубоком кризисе...

«Идиократия» в крайне гипертрофированной, но весьма доходчивой форме показывает зрителям, каким будет окружающий мир, если не остановить отупение населения. При этом, фильм подает это в шутливой форме под слоем комедии. И если с большинством показанного в «Идиократии» пока что сложно согласиться, то с отупением людей посредством массовой культуры поспорить нельзя. Да, традиции дебильных телешоу были задолго до «Идиократии» (та же «Телесеть» касалась этой проблемы), но с развитием интернета идиотский контент вырвался за пределы федеральных и частных телеканалов.

«Идиократия» (2005), реж. Майк Джадж
«Идиократия» (2005), реж. Майк Джадж

Людям сложно выбрать что-то развивающее, полезное, поучительное. Под предлогом расслабления они намеренно выбирают не самый интеллектуальный, высокохудожественный и нравственный контент. Что ставит крест на развитии культуры большей части населения. Учитывая уровень современных кинокомедий (отечественных и зарубежных), голая, испускающая газы задница на киноэкране уже не кажется такой дичью, какой была даже в 2005 году.

Незнайка на Луне (1997)

(Закручивание гаек, сращивание олигархии и государства, победа капитализма с нечеловеческим лицом, цензура, пропаганда )

Российский мультфильм, снятый Юрием Бутыриным, Александром Люткевичем и Андреем Игнатенко по книге Николая Носова.

Найдя на улице странный камень, Незнайка отдаёт его Знайке, который распознает в нем удивительные антигравитационные свойства. Знайка проектирует ракету, способную отправиться в космос, на основе лунного камня. Принято решение полететь на Луну, чтобы выяснить – есть там жизнь или нет. Знайка хочет отправиться в путешествие вместе с другими коротышами. Незнайка и Пончик в их число не входят. Но они не отчаиваются, тайком пробираются в ракету и улетают на ближайший спутник Земли. Но восторг от встречи с лунными человечками быстро сменяется негодованием от царящих там порядков.

«Незнайка на Луне» с социалистических позиций (книга была написана в 1964-1965 гг.) старается обличить все недостатки кровавого капитализма, процветающего, по мнению советской пропаганды, в странах Запада. Но вряд ли Носов тогда думал о том, что его произведение будет похоже на сегодняшнюю жизнь в социалистических и пост-социалистических странах. Олигархия во власти, преследование независимых политиков и профсоюзов, монополизация отраслей экономики, бандитизм, бедность и безработица населения, активная реклама некачественных товаров, поддержка пропаганды, деградация искусства, тотальная цензура и, конечно же, патологическая склонность к коррупции и процветание последней. Это далеко не всё, что попадает под удар автора «Незнайки», но многое из того, чем сейчас полнится в том числе и российская действительность.

«Незнайка на Луне» (1997), реж. Юрий Бутырин, Александр Люткевич, Андрей Игнатенко
«Незнайка на Луне» (1997), реж. Юрий Бутырин, Александр Люткевич, Андрей Игнатенко

Да, мы здесь обозреваем кино и мультипликацию, но даже вышедший в 1997 году мультфильм куда больше предсказывал наше время, чем старался обличить середину 90-х.

Путешествие на Луну (1902)

(Полет человека на Луну)

Легендарная картина не менее легендарного французского режиссера Жоржа Мельеса – чудом спасенная и собранная по крупицам, является прародителем всей последующей космической фантастики в кино. И, само собой, предсказывает визит людей на свой ближайший спутник, хотя в довольно специфической, сюрреалистичной манере. Конечно, ничего общего между тем, как НАСА отправляла на Луну свои «Аполлоны» и тем, что показал Мельес, нет. Но факт остается фактом – вдохновленный Гербертом Уэллсом и Жюлем Верном режиссер снял фильм о прибытии людей на Луну, что воплотилось в жизнь спустя 67 лет. Обстоятельства разные, исход похожий, только лунатиков пока там не обнаружили. Возможно, последующие экспедиции устранят эту проблему.

В нашей подборке этот фильм представлен не столько за точность предсказания, сколько за новаторство картины, стоящей у истоков киноискусства, которой, несомненно, следует отдать должное.

«Путешествие на Луну» (1902), реж. Жорж Мельес
«Путешествие на Луну» (1902), реж. Жорж Мельес

Творчеству Мельеса в 2011 посвятил свой фильм «Хранитель времени» Мартин Скорсезе. Обе картины можете смело смотреть.

Метрополис (1927)

(Робототехника, глобализация, урбанизация)

Фантастический триллер-драма, предвестник всех последующих фантастических антиутопий и прадедушка киберпанка. Снял фильм великий немецкий режиссер Фриц Ланг.

Действие фильма происходит в 2026 году. Метрополис – город будущего, разделенный на две части. Внизу рабочие поддерживают работу механизмов, которые обеспечивают верхнему городу процветание, благополучие и комфорт. Там живут богачи, во главе которых находится Иоган Фендерсон. Сын Фендерсона, Фредер, не подозревает о том, как тяжело приходится рабочим в нижних кварталах. Однажды, оказавшись там, он приходит в ужас от увиденного.

«Метрополис» – икона немецкого экспрессионизма, одни из лучших фильмов своего времени, и один из влиятельнейших фильмов всех времен и народов. Он стал источником вдохновения для множества именитых творцов не только в киноиндустрии. Умолчать о нем мы не могли и на этот раз, хотя привязать его к конкретному событию нельзя. Тем не менее, полотно Фрица Ланга уже в 20-х годах демонстрировало опасность искусственного интеллекта и робототехнику. Массовая многоэтажная застройка, высоченные небоскребы, затхлые городские трущобы – так в представлении Ланга будут выглядеть современные мегаполисы. Отчасти он оказался прав. Усиленное расслоение общества, показанное в «Метрополисе» – предвестник последующих фильмов-антиутопий. И хотя конкретно «Метрополис» не предсказал ничего, не включить его в нашу подборку мы не смогли. Сюда же можно отнести бесчисленное множество научно-фантастических фильмов, предсказывающих тот или иной аспект современного мира: «2001 год: Космическая одиссея», «Бегущий по лезвию», «Вспомнить всё», «Множество», «Кин-дза-дза!», «Заводной апельсин», «Гаттака», «Разрушитель», «Акира» и многие, многие другие признанные и непризнанные шедевры мирового кино.

«Метрополис» (1927), реж. Фриц Ланг
«Метрополис» (1927), реж. Фриц Ланг

На этом мы закончили нашу разнообразную, разноплановую, межрасовую и многожанровую подборку фильмов-предсказателей. Некоторые из них можно отнести к пророкам лишь косвенно, некоторые прямо предрекли развитие событий, вполне возможно, сами того не ожидая. Это не столь странно, сколь любопытно. Составить даже подобный ТОП-10 оказалось весьма затруднительной задачей даже при условии исключения из подборки кинокартин, предсказавших рядовые технические изобретения (здесь за них всех отдуваются «Метрополис» с «Особым мнением»). Надеемся, что подборка получилась интересной, и вам удалось найти здесь фильм, за просмотром которого скоротаете вечер. Большую часть представленных здесь кинолент мы можем смело рекомендовать к просмотру.

И напоследок об актуальном. Хотелось бы пожелать, чтобы после всеобщей вакцинации от коронавируса в реальность не воплотился сюжет знаменитого фильма «Я – Легенда» с Уиллом Смитом, где чудодейственное лекарство от рака, представлявшееся спасением от смертельной болезни, оказалось вирусом и поставило существование человечества под угрозу. Надеемся, что в перспективе он не пополнит собой нашу подборку!

Приглашаем читателей делиться своим мнением в комментариях. Идеи и замечания также ждём в наших соцсетях и на почте редакции.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 03.02.2021 17:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх