Версия // Общество // Заложенное зверобойной шхуной судно стало флагманом советского научного флота до Великой Отечественной войны

Заложенное зверобойной шхуной судно стало флагманом советского научного флота до Великой Отечественной войны

3332

Необычные корабли. «Персей»

Заложенное зверобойной шхуной судно стало флагманом советского научного флота до Великой Отечественной войны
В разделе

Во флоте каждой страны есть знаковые, легендарные корабли и суда, которые имеют выдающиеся характеристики, или являются родоначальниками в своих направлениях. Судно, о котором пойдет речь в этой статье, стало первым научно-исследовательским судном в истории Советского Союза, и вторым, если принимать в расчет флот Российской империи. После него советский научный флот развивался семимильными шагами, и в 70-х – 80-х годах стал самым большим научным флотом в мире.

Начинала же этот путь небольшая парусно-паровая шхуна «Персей». В этой статье мы расскажем о недолгой, но яркой истории первенца «Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н. М. Книповича» ПИНРО – научно-исследовательского судна «Персей».

Решение Совнаркома, подписанное Лениным

Строго говоря, первое в мире настоящее научно-исследовательское промысловое судно появилось в Российской Империи в 1899 году и называлось «Андрей Первозванный». До 1910 года на нем проводились научно-промысловые экспедиции для определения лучших мест лова и тестирование различных рыболовных снастей в Белом и Баренцевом морях. Потом судно переименовали в «Мурман» и передали в состав Балтийского флота. На советском Севере пароход служил под названиями «Мурман» и «Мгла». После Октябрьской революции в Советской России началась Гражданская война и голод. Проблема обеспечения населения продовольствием, в том числе и рыбой, стояла остро. Поэтому когда в Совнарком поступило предложение основать научный институт по практическому изучению рыбных богатств северных морей, большевики были только «за». Постановлением Совета Народных Комиссаров, подписанным Лениным 10 марта 1921 года, был создан Плавучий Морской Научный Институт – Плавморнин. Руководителем, как сейчас бы сказали, программы был назначен профессор Иван Илларионович Месяцев. Первая экспедиция ученых прошла в том же году на ледокольном пароходе «Соловей Будимирович» Через некоторое время его переименуют в «Малыгин», в честь русского полярного исследователя капитан-командора Степана Гавриловича Малыгина. Конечно, большой пароход был удобен для ученых Плавморнина. Но тогда на русском Севере ледокольных пароходов было мало – во время Первой мировой войны царское правительство закупило в Канаде ледорез и 7 ледокольных пароходов. Они были нужны для транспортных перевозок на Севере.

По теме

Когда было подписано Постановление Совнаркома, кроме Декрета, в Кремле ученым ничего не дали. Но зато разрешили использовать любые недостроенные суда и детали от списанных судов в Архангельске. Месяцев случайно узнал, что в одном из доков, расположенном в притоке Северной Двины реке Лае – так называемый Лайский док, в то время центр Архангельского деревянного судостроения – стоит недостроенная деревянная двухмачтовая шхуна. До революции она принадлежала известному на Русском Севере сибирскому предпринимателю купцу Могучему. Он владел небольшим флотом деревянных рыболовных и зверобойных судов. Перед революцией Могучий заказал в городе Онега постройку зверобойной шхуны, которую при закладке назвали «Персей». После постройки корпуса его на буксире перевели в Лайский док. Могучий предполагал перевести недостроенный «Персей» в Норвегию для установки двигателя и окончательному оснащению, но революция поломала планы купца, и недостроенная, но в значительной степени готовности шхуна «Персей» так и осталась в Лае. 10 января 1922 года Совет Труда и Обороны выпустил Постановление о передаче недостроенной шхуны институту. Ученые должны были достроить и оснастить «Персей» как научно-исследовательское судно. Денег, естественно, не было. Причем не было настолько, что кондукторы архангельских трамваев не брали с ученых за проезд, называя «персиянами». Первое, что они сделали – это прошлись по многочисленным – шёл 1922 год – корабельным кладбищам Архангельска.

Удивительно, но нашлось все, что было нужно для оснащения «Персея», тем более, что у Плавморнина было разрешение демонтировать со старых судов все необходимое. Паровую машину мощностью 360 л.с. и котел было решено взять с буксира «Могучий» Но… он был затоплен в Северной Двине. Буксир подняли, и почти все его оборудование было смонтировано на «Персее». В ход шло всё. Из стальных листов обшивки буксира были сделаны танки для воды на шхуне. С одного из миноносцев Флотилии Северного Ледовитого океана была снята рулевая паровая машина, с яхты «Горислава» (одной из яхт американских миллионеров, купленных для службы сторожевыми и посыльными судами) сняли иллюминаторы в медной окантовке и корабельный паровой свисток в три тона – будущая гордость «Персея». С линейного корабля – эскадренного броненосца – «Чесма» (в русско-японской войне он участвовал как «Полтава») сняли динамо-машину, еще одну сняли с миноносца. Кроме этого, с разных кораблей взяли брашпиль, якоря, якорные цепи, дефлекторы, навигационные приборы, судовую мебель и прочее оборудование. Достроенный и укомплектованный таким способом «Персей» вышел в первый научный рейс 19 августа 1923 года. Что любопытно. Молодые ученые придумали флаг «Персея» и Плавморнина. На синем полотнище семь белых звезд показывали созвездие Персея. У крыжа флага вертикально были буквы ПМНИ. Все советские гражданские корабли в обязательном порядке имели на трубе красную полосу с золотым серпом и молотом. «Персей» был единственным исключением. На его трубе была белая полоса и голубой флаг со звездами созвездия Персей.

Научные экспедиции и гибель

По теме

Плавморнин, в дальнейшем «Государственный океанографический институт СССР» ГОИН, после Великой Отечественной войны «Полярный научно-исследовательский институт морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н. М. Книповича» ПИНРО в 30-е годы имел несколько научно-исследовательских судов – парусно-паровая шхуна «Персей», парусно-моторные боты «Николай Книпович», «Савва Лошкин» и «Исследователь». «Персей» был самым большим – водоизмещение шхуны составляло 550 тонн, длина 42 метра, скорость хода 7,5 узлов. Экипаж «Персея» состоял из 24 моряков, на борт можно было брать 16 ученых. Для них на борту было оборудовано 7 лабораторий. Здесь нужно сделать небольшое отступление. В 30-е годы на борту многих кораблей находились ученые, например, в рейсах знаменитых пароходов «Александр Сибиряков» и «Челюскин» по Северному морскому пути на них были группы ученых, которые проводили исследования по маршруту пароходов. Но это не были научно-исследовательские суда, работающие по специальным научным программам. Плавморнин – ГОИН – ПИНРО был первым специализированным отраслевым институтом страны, который проводил научные исследования в северных морях в интересах развития рыболовной промышленности. «Персей» был не только самым первым судном института, но и самым крупным, поэтому на нем выполнялась львиная доля научных исследований на Севере. Точной информации, почему то нет, но известно, что с 1923 по 1941 годы на «Персее» было осуществлено от 80 до 99 научных экспедиций по всем северным морям – от Шпицбергена до Новой Земли и Земли Франца-Иосифа. На «Персее» проводились гидрологические и научно-промысловые исследования, в том числе и по программе «Второго Международного полярного года», который проходил в 1932 – 1933 годах. В 1928 году «Персей» участвовал в поиске пропавшей экспедиции генерала Умберто Нобиле на дирижабле «Италия». Шхуна входила в группу советских кораблей, возглавляемую ледоколом «Красин». На «Персее» была мощная радиостанция, которая координировала работу советских ледоколов. Именно на «Персее» была основана школа советских ученых, изучающих Мировой океан, которые уже после войны работали на научно-исследовательских судах самого большого научного флота в мире, а Плавморнин стал образцом для создания морских научных институтов на западе, юге и Дальнем Востоке страны.

В 1939 году ученые ГОИН-а впервые провели эксперименты по обнаружению косяков рыбы с помощью гидроакустических станций. О.Н. Киселев и И.Г. Юданов на «Персее» с помощью английского эхолота MS-12 английской компании «Kelvin Hughes» обнаружили на глубинах от 10 до 70 метров косяки сельди и записали их шумы. Сегодня промысловые эхолоты стоят на всех без исключения рыболовных судах.

После начала Великой Отечественной войны «Персей» не был мобилизован в состав Северного флота СССР, но участвовал в военных перевозках. 10 июля 1941 года шхуна доставляла боеприпасы и снабжение для наших войск на полуострове Рыбачий. Ударом немецкой авиации в губе Эйна Мотовского залива она была потоплена. Бомба не попала в «Персей», она упала рядом с бортом. Но от взрыва разошлась обшивка старой шхуны и «Персей» затонул. Его корпус использовали во время войны в качестве причала.

Последователи

О «Персее» не забыли. После войны по репарации на Север были переведены несколько немецких вспомогательных судов, в том числе два тральщика. Один из них, получивший название «Треска» РТ-26 использовался в качестве опытового судна для экспериментальных работ в области промышленного рыболовства, второй был переоборудован в научно-исследовательское судно НИС «Персей II». С этого момента «Персеем» стали называть флагманский НИС института. Второй «Персей» прослужил науке до 1967 года. В конце 60-х годов ХХ века страна стала строить научно-исследовательские суда серийно. На базе больших рыболовных морозильных траулеров БМРТ типа «Владимир Маяковский» проект 394 на Херсонском судостроительном заводе была построена серия из пяти НИС типа «Академик Книпович» проект 399. В 1968 году флот ПИНРО пополнил такой НИС, названный «Персей III», который, согласно традиции, стал флагманским судном института. На нем было 14 лабораторий, он был способен опускать и поднимать гидростат «Север-1» . Судно долго работало на Севере. Списан «Персей III» был только в 2007 году. Сегодня северные моря бороздит «Персей 4». Это переделанный в научное судно траулер проекта «Атлантик-333», построенный в ГДР в 1983 году.

Память

О «Персее» на Севере помнят. Первый памятник шхуне в виде стелы был поставлен в 1979 году в городе Онега, где «Персей» был построен. Долгое время останки знаменитого судна находились у берега. Часть из них выступала над водой. С него даже сняли штурвал. Но постепенно они погрузились в воду. В мае 2023 году гидрографическая экспедиция Северного флота и русского Географического общества «Помни войну» обнаружила в Мотовском заливе останки «Персея». На полуострове Рыбачий в районе гибели был установлен второй памятник научно-исследовательскому судну «Персей»

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 19.02.2025 20:16
Комментарии 0
Наверх