Версия // Конфликт // Законопроект депутата Госдумы станет удавкой для наружной цифровой рекламы

Законопроект депутата Госдумы станет удавкой для наружной цифровой рекламы

5211

Монополизация наружки

Законопроект депутата Госдумы станет удавкой для наружной цифровой рекламы
(фото: legalreader.com)
В разделе

В пятницу, 15 июля, Госдума планирует рассмотреть поправки в закон «О рекламе». Рынку наружной рекламы, по сути, грозит тотальная монополизация. Передел многомиллиардной отрасли цифровых экранов цинично прикрывают заботой о безопасности. Подобный механизм уничтожения конкуренции мы уже видели на примере ряда регионов. Нам предлагают наступить на старые грабли?

Поправки предполагают создание в России «единого оператора цифровых рекламных конструкций» и объявлений.

Всё пропустить через одни руки?

Новая организация будет согласовывать с регионами схемы размещения таких конструкций, а также контролировать их содержимое. Насколько можно понять, она же будет администрировать единую электронную площадку по размещению рекламы на уличных экранах. Однако речь вовсе не идёт о создании новой госкорпорации и национализации «наружки». Всё выглядит так, что гигантские денежные потоки будут сосредоточены в руках конкретной частной компании – «кормушки» для своих.

Разрушение основ под предлогом защиты

Что предлагает депутат Госдумы Артем Кирьянов в своих поправках? Любопытно, но необходимость создания единого оператора цифровой наружной рекламы мотивируется заботой об интересах национальной безопасности – мол, все диджитал-конструкции уязвимы перед угрозой взломов и хакерских атак. При этом в самом законопроекте ничего не говорится о том, каким критериям должен отвечать софт и сколько времени потребуется на его разработку. Почему? Потому что реальная цель у этих поправок явно иная.

Выбрать организацию-оператора планируется в течение месяца после принятия нового закона. Повторим, предполагается, что это будет частная компания, которая, согласно закону, может сама владеть рекламными конструкциями и вести предпринимательскую деятельность. А если так, то другие компании в этой сфере просто потеряют смысл своего существования. Как они будут конкурировать с единым оператором на его же площадке?

Предлагаемая конструкция явно разрушает сам рекламный бизнес. Законопроект порождает чуть ли не «монстра», притом искусственного, который забирает самый рентабельный рекламный инвентарь в виде цифровых конструкций, оставляя рынку архаичные форматы размещения уличной рекламы. Не хочешь делиться с кем надо – пользуйся щитами 3 на 6 м, на которые уже никто не смотрит, так получается? А это – прямой удар по малому бизнесу, об интересах которого, особенно в нынешних непростых экономических условиях, сегодня так печется государство.

Безопасность на последнем месте

За скобками остается и вопрос соответствия цифровых конструкций под эгидой единого оператора безопасности дорожного движения – из чего следует вывод, что эти конструкции будут размещаться без какого-либо надзора с этой точки зрения, на любых перекрёстках и мостовых, загораживая знаки дорожного движения и мешая видимости обзора водителей. Отсюда – повышение рисков на дорогах. Но разве это не мелочь, если кто-то нацелился на ежегодную выручку в размере не меньше 20 млрд рублей?

Как новый порядок скажется на российских городах – вопрос отдельный. До последнего времени роль регулятора наружной рекламы принадлежала муниципалитетам, которые и проводили торги на право размещения рекламы на уличных билбордах. В некоторых регионах, к слову, пытались создать собственных «единых операторов» – как всей для «наружки», так и в отдельных её сегментах. Результаты, мягко говоря, не превзошли ожидания.

По теме

Например, создать единого оператора наружной рекламы ранее пытались в Республике Коми. До 2017 года рекламные агентства работали напрямую с местными властями: оформляли разрешения на установку конструкций и платили деньги за аренду земли. Однако затем в администрации региона решили, что отрасль следует «подрегулировать». В качестве единого оператора было создано ГКУ «Коми реклама», которое должно было разработать новые схемы размещения щитов во всех городах и районах республики, установить новые тарифы. Местные предприниматели чуть ли не открыто называли это переделом рынка республиканскими чиновниками и аффилированными с ними компаниями. Каков результат для региона?

Хватит ломать то, что работает!

В 2018 году прокуратура выявила в деятельности ГКУ «Коми реклама» масштабные нарушения. Республиканский прокурор Сергей Бажутов даже высказал мнение, что передача полномочий в сфере наружной рекламы с муниципального на региональный уровень поставила такой бизнес вне закона. Судите сами, высказывалось мнение, что спустя полтора года после начала работы ГКУ лишь 300 из 811 рекламных конструкций в Коми имели разрешительную документацию, срок действия которой не истек.

В 2019 году претензии к ГКУ «Коми реклама» высказала Контрольно-счётная палата республики. Деятельность единого оператора в 2017-2018 годах принесла региональному бюджету 22,5 млн рублей при расходах на содержание этой «конторы» в 16,7 млн рублей. «Анализ деятельности ГКУ РК «Коми реклама» показал, что учреждением в проверенном периоде не было проведено ни одних торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций, а порядка 69% (15,5 млн. рублей) полученных доходов поступило на счет республиканского бюджета на основании договоров с истекшим сроком действия», – сказано в отчёте КСП.

Вы спросите: чего ещё ждать от чиновников, которых поставили регулировать чисто коммерческую отрасль? Мы спросим в ответ: а чего ждать от частной компании, которую предложено наделить, по сути, государственными полномочиями?

На памяти одного поколения рынок наружной рекламы в России прошёл длинный путь – от хаотично расставленных билбордов до современной высокотехнологичной отрасли. Многим странам для этого потребовалось куда больше времени. И вот теперь мы видим, по большому счёту, попытку перечеркнуть весь прогресс, достигнутый кодами конкуренции операторов. Если это не вредительство, то что это? «Версия» будет следить за движением поправок в закон «О рекламе» с тем, чтобы рассказать читателям о конечных бенефициарах этого законопроекта.

Самый лакомый кусок

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) за 2021 год, объем рынка наружной рекламы составил 45 млрд руб. К концу года доля цифрового сегмента в общем объеме реализации превысила 45%. Именно процесс цифровизации позволил показателям наружки вырасти относительно 2020-го (на 40%) и 2019-го (на 3%). В январе-феврале 2022 года доля выручки «цифры» в наружной рекламе составила более 40%. Наиболее крупными игроками на рынке цифровых рекламных щитов в стране являются компании Russ Outdoor и Gallery.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 14.07.2022 23:02
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх