Версия // Общество // Зачем России новый одномоторный истребитель?

Зачем России новый одномоторный истребитель?

2761

Взлетит – не взлетит

2
В разделе

Российская оборонка разрабатывает проект лёгкого одномоторного истребителя. Однако наши ВВС давно отказались от подобных машин. Откуда тогда возникла идея возродить их производство и что на самом деле могут означать подобные сообщения?

Сюжет: Армия

Компания «Сухой» разрабатывает первый в России лёгкий многоцелевой истребитель пятого поколения с одним двигателем. Об этом сообщило агентство «РИА Новости» со ссылкой на анонимный источник в авиастроительной отрасли. Не зря функционер из оборонки, сливший информацию в СМИ, пожелал остаться неизвестным. Поскольку оценки этого новшества могут быть очень разными. Есть немало поводов и для критики.

В погоне за популярностью

Сейчас одномоторные истребители широко используются в армиях разных стран. Пожалуй, самая известная машина этого класса – американский F-16. Однако для себя CША уже разработали новую модель – F-35 «Молния». Его особенность – технология невидимости для радаров. Так что пилот «Молнии» во многих регионах планеты может не опасаться, что его единственный двигатель будет повреждён в бою. Однако в мире пользуются спросом и самолёты попроще. Например, шведский Сааб JAS 39 «Грипен». Китайцы используют сами и продают в Пакистан J-10.

Известно, что в лёгких одномоторных истребителях заинтересованы и традиционные покупатели российского вооружения, например Индия. Любопытно, что эта страна до сих пор эксплуатирует устаревшие одномоторные МиГ-21. Индусы даже пытаются построить свой истребитель такого класса – Tejas. И если бы у России сейчас были аналогичные самолёты, велика вероятность, что индийцы купили бы их.

Надо отметить, что основное конкурентное преимущество одномоторных самолётов на мировом рынке – их невысокая цена по сравнению с двухмоторными аналогами. Причём экономия ощущается не только при закупке, но и во время эксплуатации. Что касается боевых характеристик – тут вопрос спорный. Электронная начинка и манёвренность у самолётов с одним и двумя моторами примерно одинаковая, а вот по уровню боевой мощи и живучести тяжёлые двухмоторные машины впереди. Есть мнение, что лёгкие дешёвые самолёты хороши во время продолжительных интенсивных воздушных боёв. В таких условиях истребитель всё равно живёт недолго, так что цена выходит на первый план. Однако вряд ли вооружённые конфликты ближайшего будущего будут проходить по такому сценарию. Видимо, не случайно Минобороны РФ ещё в конце прошлого века отказалось от закупок новых однодвигательных истребителей. Впрочем, о поставках в Российскую армию нового лёгкого истребителя пока и речи нет. Идея преподносится как возможность создать ходовой товар для экспортного рынка.

Без мотора

Понятно, что обещанному лёгкому самолёту нужен новый надёжный и экономичный двигатель. Но вот его-то у российской промышленности пока и нет.

Сообщается, что при создании нового лёгкого истребителя будет широко использоваться технический задел первого российского истребителя пятого поколения двухмоторного Су-57. Для него создали новый двигатель – «изделие 30». Первый полёт с его использованием состоялся в 2017 году. Однако до серийного производства энергетическая установка так до сих пор и не доведена. Су-57 пока оснащают модернизированными двигателями от самолётов предыдущего поколения. Их нельзя назвать плохими, но они не раскрывают потенциал новой машины по динамике. К тому же от нового двигателя ждут большей экономичности и повышенного ресурса. Устанавливать «изделия 30» на Су-57 планируется только с 2023–2025 года. Тем же двигателем в перспективе предполагается оснащать и потенциальный одномоторный истребитель.

В связи с этим возникает вопрос: к чему сейчас объявлять о создании нового самолёта, если двигатель для него ещё не готов? Возможно, проблема в том, что Су-57 оказался не очень-то востребован как со стороны Российской армии, так и на международном рынке. Индия, на которую изначально рассчитывали, отказалась от закупок. Армия Перу хотела приобрести две-три машины, но дело застопорилось. А между тем авиастроителям нужно как-то оправдать новые расходы на доведение до ума «изделия 30». Когда им оснастят Су-57, машина станет ещё дороже – а значит, менее интересной покупателям. Так что идея нового дешёвого самолёта возникла как раз вовремя. Удастся ли теперь «продать» её Минфину и высшему руководству страны?

Валерий Горбенко, бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО, Герой России генерал-лейтенант

– Все последние главкомы ВВС, а сейчас и ВКС, являются сторонниками двухдвигательных истребителей. Нужно отметить, что большинство ранних реактивных истребителей в Советском Союзе имели одну силовую установку. Однако затем военные лётчики пришли к выводу, что два двигателя значительно увеличивают живучесть самолёта в бою. Например, известны случаи, когда фронтовые штурмовики, потеряв один из двигателей, долетали до аэродромов вылета. Самолёты с одним современным экономичным двигателем тоже могут найти свою нишу: они будут легче, что значительно увеличит радиус действия.

Справка

Последние однодвигательные самолёты – истребители и штурмовики МиГ-23, МиГ-27 и Су-17М были сняты с вооружения в начале 90-х годов. С тех пор основу истребительной авиации России составляют тяжёлые машины семейства «Су» с двумя двигателями, а в качестве лёгкого истребителя используется тоже двухмоторный МиГ-29.

Новый одномоторный истребитель пятого поколения, по словам источника в отрасли, будет обладать скоростью более 2 Махов (это примерно 2,5 тыс. километров в час) и малой радиолокационной заметностью. Анонсирована взлётная масса в пределах 18 тонн (у Су-35 – 25,3, МиГ-29 – 15,1 тонны).

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.06.2021 10:00
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх