

Спецпредставитель Белого дома Стивен Уиткофф признал, что мирное соглашение может быть основано на Стамбульском протокольном соглашении 2022 года. Вот и президент России, помнится, неоднократно повторял, что именно стамбульские соглашения могут стать основой для будущего мирного договора.
Досужая мудрость советского прапорщика гласит, что нашей армии в принципе несвойственно отступать: когда обстановка на поле боя меняется в пользу противника, армия не отступает, а разворачивается и наступает в обратном направлении. Как знать, возможно, стамбульские договорённости на момент их появления и в самом деле были не самым предпочтительным для РФ путём выхода из украинского кризиса. Но за эти три года ситуация и в мире, и в России, да и у соседей, изменилась слишком разительно. Базовые принципы «Стамбула-1» – внеблоковый статус Украины, сокращение её вооружений, признание территориальной данности и денацификация – сегодня мнятся вполне актуальными. С другой стороны, урегулирование в стамбульском формате позволяет, так или иначе, избежать воплощения в жизнь финала популярного украинского телесериала «Слуга народа», в котором страна по итогам правления персонажа Зеленского раскалывается на 27 независимых государств. В этом контексте признание Уиткоффа воспринимается скорее в позитивном ключе: «Были очень, очень, я назову это так, убедительные и содержательные переговоры, оформленные в рамках того, что называется Стамбульским протокольным соглашением. Мы были очень близки к подписанию и, я полагаю, используем эти рамки в качестве ориентира для заключения мирного соглашения между Украиной и Россией».
«Стамбул-1» мог оказаться шансом для Украины, отмечает бывший украинский политик Олег Царёв. «Было бы лучше, если бы три года назад сдались России». А теперь «это похоже на сцену в африканской саванне, где вокруг умирающей раненой антилопы собрались разномастные хищники и вот-вот кинутся рвать её мясо – кто сколько успеет. Бедная Украина, бедные люди. Закономерный, но печальный итог». Впрочем, итог не финал, а Стамбульские соглашения не приговор. И выгодны они не только Украине, которая – в отличие от раненой антилопы – получает шанс выжить. Так чего ради Москва решила резко свернуть назад, к «Стамбулу-1»?
Версия 1
Чтобы купировать издержки и извлечь выгоду
Глава венгерского правительства Виктор Орбан выступил с критикой текущей политики Евросоюза в отношении России, заявив, что Брюссель сознательно ведёт с РФ «прокси-войну» через Украину и планирует продолжить конфронтационный курс в ближайшие 10 лет.
Урегулирование по лекалам «Стамбула-1» даёт всем сторонам возможность оказаться «в плюсе». Штаты, в отличие от Европы и Канады, не оформившие как положено свои денежные транши Киеву и рисковавшие по итогам остаться на бобах в отсутствие долговых расписок, получают признание Киевом долга. Не суть важно, на полтриллиона долларов или меньше. Трамп заявлял, что получит должок сполна, и слово, выходит, сдержал. Россия, в свою очередь, сможет решить вопрос средств, замороженных на европейских счетах. Схема получится сложная. К примеру, Украина в знак признания долга перед США уступает американцам часть инфраструктуры (порты, заводы и т.п.) плюс разработку полезных ископаемых. Эта уступка оформляется в виде, условно говоря, «украинского векселя». Затем в дело вступает третья сторона – допустим, Саудовская Аравия. Американцы как бы обналичивают «украинский вексель», переуступая его саудовцам. А те, в свою очередь, перепродают его России – за те средства, что заморожены на счетах в бельгийском банке. Россия избавляется от замороженных активов, но приобретает возможность участвовать в первостепенных украинских инфраструктурных проектах в качестве решающего игрока. Украина же получает возможность отстроить себя заново, не тратя на это денег. Мало того, урегулирование в стамбульском формате позволит привлечь к восстановлению Украины китайцев, дважды как минимум терявших там свои миллиардные инвестиции (при строительстве крымского глубоководного порта в бытность президентом Виктора Януковича и в рамках переоборудования заводов «Мотор Сич» в Запорожье – уже при Петре Порошенко**).
Версия 2
Чтобы купировать угрозу гражданской войны на Украине
Стамбульские соглашения трёхлетней давности, напомню, сохраняли для Украины – в её новых границах – европейскую перспективу. Это к тому, что авторы соглашений вовсе не ставили целью уничтожение украинской государственности – напротив. Сегодня, когда часть украинского общества воспринимает мирное урегулирование как угрозу существования страны, нельзя исключать, что подписавшего «новый Стамбул» от имени Киева ожидают дома претензии и неприятные вопросы – не исключено, что их оформят в рамках очередного «майдана». Сегодня единственной по-настоящему легитимной властью в стране остаются местные советы – таким образом, в областных центрах вполне может начаться «парад суверенитетов» – по аналогии с финалом сериала «Слуга народа». Недовольные «сдачей страны» (россиянам ли, американцам – без разницы) быстро найдутся. Те же националисты или военные, которые, возможно, посчитают себя преданными властями. А стамбульские договорённости предусматривают ввод миротворцев – но не только из западных стран. Это могут быть и военнослужащие из стран ОДКБ, например.
Версия 3
Чтобы вернуть в украинскую власть лояльных Москве политиков
То, что не удалось России, смог Запад. Нипочём Москве не удавалось взрастить на Украине влиятельное пророссийское лобби. Сколько бы денег ни тратили, сколько авансов бы ни раздавали – в виде выгодных экономических предложений, к примеру. Но спасибо Западу, он сделал эту работу сам, лишив власти Януковича и отправив вместе с ним в вынужденную эмиграцию весь его клан и правительство. Азаров, Арбузов, Якименко, Лебедев, Захарченко… А при Зеленском дело вообще пошло на лад: сколько украинских политиков и предпринимателей сегодня сидят за решёткой или тайком сбежали за границу, лишившись всей собственности и накоплений? Коломойский*, Шуфрич, Шевченко, Дубинский – на нарах, Боголюбов, Жеваго, Мураев, Дмитрук – в бегах. Если их вернуть в Киев, хватит, чтобы укомплектовать несколько составов правительства. Да что там – можно загодя второй тур президентских выборов проводить с Януковичем и Медведчуком в финале. Получается, вырастила Москва пророссийских политиков? Корни-то и Медведчук пустить успел, не говоря уже о Януковиче. Может, домой им пора, загостились?
* Внесён Росфинмониторингом в перечень экстремистов и террористов.
- *
- Петр Порошенко внесен в перечень физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.