У федерального ретейлера «Светофор» начались неприятности. Проверки Роспотребнадзора выявили массовые нарушения: просрочка, антисанитария и прочее. Инициировал эти проверки депутат Госдумы Сергей Лисовский. «Светофор» и раньше уличали в чём-то похожем, но каждый раз сети удавалось отбиваться.
Продажа просроченного мяса без ветеринарных документов, антисанитария, мухи, тараканы, грызуны, фальсифицированная продукция и так далее. Всё это, безусловно, не делает чести ни одному продовольственному магазину, и формально Роспотребнадзор поступает правильно. К «Светофору» и раньше возникали претензии, но по большому счёту похожие вопросы можно задать многим российским ретейлерам, особенно тем, которые, чтобы поддерживать низкие цены, стараются на всём экономить, иначе сама бизнес-модель работать не будет. После проверок магазины закрывают. И не в каком-то одном или двух регионах, а по всей стране. А ведь ещё недавно казалось, что всё у «Светофора» в порядке.
Купить подешевле, продать побыстрее
Первый «Светофор» открыли в Красноярске 15 лет назад. Основали сеть братья Сергей и Андрей Шнайдеры, чьё состояние по последней оценке составляет 1,4 млрд долларов. Они создали жёсткую бизнес-модель, при которой экономят на всём, в том числе на персонале. Например, охранник может быть одновременно кассиром, а кассир – мыть пол. На этом же полу стоят паллеты, прямо с которых и продаются товары. Их ассортимент довольно узкий. Не потому что магазины так презирают покупателей, отказывая им в разнообразии, а потому что так обеспечивается скорость оборота. То есть быстро закупил, быстро продал, снова закупил и так далее.
Благодаря всему этому сеть могла держать цены на 10–30% ниже, чем у конкурентов. И она начала активно развиваться. В 2021 году у «Светофора» было уже больше 1100 магазинов, уступал он по этому показателю только лидерам рынка: «Магниту» и X5 Group. Причём почти 200 из всех торговых точек – в самом «вкусном» Московском регионе. 2023 год стал очень удачным для компании: выручка превысила 9 млрд рублей. В следующем году она немного снизилась, видимо, это объясняется тем, что у граждан повысились доходы и они поняли, что могут позволить себе такую роскошь, как поход в более дорогие магазины.
Не мельтешите, «Светофор» и «Маяк»
В январе Роспотребнадзор заявил, что проведёт внеплановые проверки «Светофора», а также ещё одной сети, принадлежащей Шнайдерам, – «Маяк». Поводом послужило обращение депутата Госдумы Сергея Лисовского. Он указал, что на сеть давно поступают жалобы от поставщиков из-за нарушений закона о регулировании торговой деятельности. В частности, магазины не соблюдают сроки оплаты за скоропортящиеся товары, задерживая её до полугода, хотя на это законодательством отведён лишь месяц. А ещё торговые точки заставляли производителей самим забирать товар с истекшим сроком годности, хотя никто на рынке так не поступает. А делал это ретейлер потому, что заключал договоры с поставщиками от имени своих логистических компаний, на которые закон о торговле не распространяется. Хочется оговориться: а что, производителей под дулом пистолета заставляли так делать или же им просто хотелось реализовать свой товар? Всё-таки они прекрасно знали, на что идут.
Стало известно, что в консервах с печенью минтая обнаружили личинки червей. Торговые сети «Дикси» и «Пятерочка» начали проверку по данному факту и сняли испорченную продукцию с продажи.
Сергей Лисовский – фигура в российском бизнесе приметная. После перипетий начала и середины 90-х годов он занялся сельскохозяйственным бизнесом, основав производителя курятины «Моссельпром». Потом продал компанию, ушёл в политику, где приобрёл репутацию «борца с торговыми сетями». Чего только стоят его неудавшиеся попытки запретить магазинам работать круглосуточно и по воскресеньям. Видимо, в душе сохранилось некое острое и щемящее чувство, которое практически все производители испытывают к торговым сетям. И с ними плохо и без них нельзя. В этот раз действия Лисовского можно назвать более чем успешными. Он, конечно, как депутат, больше не может заниматься бизнесом, и хотя бы намекать на его личную заинтересованность в атаке на «Светофор» не повернётся язык.
Маска, я тебя знаю!
Предположим, «Светофор» нарушает закон и наплевательски относится к своим клиентам, не соблюдая элементарные санитарные нормы. Вполне вероятно, что в этом есть истина или её доля. Не секрет, что за атаками на ту или иную компанию может стоять конкурент, хоть в России, хоть в любой стране мира. За примерами ходить далеко не надо. Недавно своего актива лишился уже бывший владелец зернотрейдера «Родные поля» Пётр Ходыкин. Компания перешла в госсобственность, и вполне возможно, что в будущем её продадут другому участнику рынка. Так вот, по данным СМИ, Ходыкин говорил, что за атакой на его компанию может стоять некий конкурент из столицы. И, мол, вряд ли для кого-то в отрасли это тайна. Что касается ретейла и конкретно «Светофора», то пока ни намёков, ни даже каких-то косвенных свидетельств в открытых источниках не приводилось. Но есть подозрения, что на этом рынке отмечается активность и кое-какой передел. Например, «Лента» Алексея Мордашова недавно приобрела сеть «Улыбка радуги», а сейчас, по данным СМИ, ведёт переговоры о покупке «Азбуки вкуса». Возможно, грядут перемены и у других крупных игроков. Можно ли предположить, что кто-то решил усилить свои позиции и выбрал для этого в качестве мишени «Светофор»? Почему бы и нет? Тем более что у сети имеются значительные логистические мощности, а в России как раз не хватает складов.
Заметили, что в последние недели россияне стали как-то подозрительно часто травиться продуктами питания? То в одном ресторане съедят что-то не то, то рабочих потравят обедом, то слойки с ртутью попадутся (хотя позже выяснилось, что ртуть подложили не в общепите), то металлические стружки в зефире находят. А кто у нас стоит на страже здоровья граждан? Правильно, Роспотребнадзор. Тот самый, что и начал неожиданно проверять «Светофор» и закрывать магазины. Да и всеми другими резонансными случаями занимается, конечно, тоже он. И всё бы ничего, когда бы не один любопытный комментарий по поводу последних событий очень статусного бизнесмена, имеющего право говорить от целой отрасли, главы Федерации рестораторов и отельеров Игоря Бухарова. Он, правда, высказался по поводу конкретного случая с ртутью, но речь в целом, как нам представляется, может идти о деятельности Роспотребнадзора. «За последнее время мы наблюдаем очень много ярких и распиаренных случаев, с ртутью – это вообще очень сложная история, очень похоже на то, что Роспотребнадзор просит вернуть ему возможность проверять предприятия. К таким случаям и подключаются депутаты Госдумы. Убеждают, что необходимо дать полномочия Роспотребнадзору. И вот это всё навевает какие-то мысли о том, что это делается специально», – заявил Бухаров в эфире радиостанции BFM.
Казалось бы, при чём здесь «Светофор»? Очень просто. Дело в том, что в России действует мораторий на большинство плановых проверок бизнеса вплоть до 2030 года. Только внеплановые. А если в результате их выявляется много нарушений, то пора возвращаться в прежний режим? Можно предположить, что в истории с торговой сетью «Светофор» сошлись сразу все звёзды. И ретейлер допустил чересчур много нарушений, и производители решили нажаловаться, и депутата что-то задело за живое, и конкурентам неймётся, и Роспотребнадзор скучает по былому величию. Это тоже вполне возможно. Более того, обычно в жизни так и бывает, и кое-кто в такой ситуации не упустит возможность получить свою выгоду.
Конкретно
В 2024 году на рынке продуктового ретейла случилось несколько крупных поглощений. X5 Group приобрела 295 магазинов под брендами «Покупочка», «ПокупАлко» и «Га-Га» в Южном федеральном округе и Ставропольском крае; 118 магазинов «Виктория» и «Дёшево» в Москве, Московской и Калининградской областях; 71 магазин «Амба» в Хабаровском крае. Также X5 получила право аренды более 100 магазинов сети «Гвоздь» в Саратовской области.
«Магнит» купил долю в компании, управляющей 291 магазином на Дальнем Востоке. «Лента» приобрела сеть под названием «Монетка» – 2120 магазинов на Урале и в Западной Сибири.
Увеличение доли крупных ретейлеров явно не пойдёт на пользу рынку. Крупным сетям будет проще задирать цены на продукты. Почему ФАС продолжает согласовывать такие сделки, не ясно. В некоторых городских кварталах уже не осталось выбора, в какой супермаркет сходить.