В ВМФ произошла самая большая смена руководящего состава за последние несколько лет. По мнению экспертов, главнокомандующий ВМФ адмирал Владимир Королёв уволен за то, что не смог повысить статус флота и решить проблемы с вводом в строй новых боевых кораблей. О других деталях кадровых перестановок – в материале «Нашей Версии».
Возможное решение об отставке адмирала Владимира Королёва и назначении главкомом ВМФ командующего Северным флотом Николая Евменова во флоте обсуждалось уже несколько месяцев. Основной причиной называется следующая: дескать, флот растерял свой статус и значимость. Также адмиралу Владимиру Королёву в упрёк ставят то, что он затянул решение ряда важных для флота задач. Например, не смог обеспечить ввод в строй новых боевых кораблей, а также плановый ремонт и модернизацию имеющихся. Кроме того, затянул обновление инфраструктуры вузов Военно-морского флота, которые из исторического центра Санкт-Петербурга должны перевести под одну крышу в Кронштадт.
Сдача полномочий
Деградация военного флота началась ещё при Анатолии Сердюкове, когда в Главкомате ВМФ были серьёзно порезаны штаты, а сам он по надуманным причинам перебазирован в Санкт-Петербург. В итоге большая часть полномочий Главного командования ВМФ плавно перетекала в Генеральный штаб. Постепенно изменилась и система управления ВМФ – армейского и сухопутного начальства стало больше, чем флотского, и оно бесцеремонно вмешивалось в дела флота, что только ухудшило положение военных моряков.
Также в последнее время обострились отношения флота с промышленностью. Специалисты обращают внимание на низкие темпы ввода в строй и срыв сроков ремонта боевых кораблей. В частности, сильно затянут ремонт корабля «Адмирал Чабаненко» и фактически сорвана программа модернизации подводных лодок проекта 949А «Антей». Со стороны промышленности звучат претензии к флоту по поводу некорректных формулировок технических заданий, изменение которых затягивает сроки строительства.
Не случайно новому главкому поручено обратить именно на это самое пристальное внимание. Особенно в части ремонта кораблей, сроки которого регулярно срываются. И здесь видится обоюдная вина флота и промышленности, которые не могут достигнуть консенсуса. Наиболее амбициозная задача для флота – развёртывание боевого дежурства носителей стратегического ядерного оружия, в том числе подлодок с крылатыми ракетами «Циркон» и беспилотными аппаратами «Посейдон». Плюс быстрейшее освоение и постановка в боевой строй кораблей малых проектов, которые были сданы, но не включены в состав ВМФ.
Однако, по всей видимости, из-за отсутствия кораблей океанской зоны ВМФ на несколько десятилетий придётся забыть о выполнении боевых задач в дальней морской зоне. Основной задачей станет охрана прибрежных морских рубежей. Чтобы создать эффективную оборону, потребуется взаимодействие с береговыми силами. Для организации такого взаимодействия как раз подходит новый главнокомандующий адмирал Николай Евменов. Под его руководством Северный флот значительно расширил и усовершенствовал военную инфраструктуру, получив статус пятого военного округа. Боевые возможности сил и средств, особенно размещённые на арктических островах, продолжат наращиваться, а сам регион остаётся приоритетным направлением деятельности. Возможно, за счёт своих личных качеств адмирал сможет повысить авторитет Главного командования ВМФ.
Житель Северной столицы Николай Конашенок был задержан в аэропорту Пулково, откуда через Москву намеревался покинуть территорию России, отправившись в Армению.
Впрочем, эксперты обращают внимание на тот факт, что Владимир Королёв и Николай Евменов являются подводниками, которых раньше никогда не назначали на должность главкомов ВМФ. Считалось, что это достаточно узкие специалисты, которые не способны эффективно управлять флотом в целом. Так что не очевидно, что новый главком будет успешнее.
При этом для самого Королёва предусмотрена почётная отставка. Вероятно, он станет заместителем президента АО «Объединённая судостроительная корпорация» (ОСК), утверждают источники в Минобороны. Экс-главком ВМФ будет отвечать за взаимодействие промышленности с Минобороны. Переход экс-главкома ВМФ в ОСК, возможно, также поможет решить проблемы с ремонтом кораблей. Таким образом Королёву дают шанс реабилитироваться перед флотом.
Секретная небоеготовность
Новому главкому придётся непросто. Специалисты считают, что во флотах сегодня сложилась весьма и весьма тяжёлая ситуация. Как рассказал «Нашей Версии» один из офицеров Тихоокеанского флота, состояние многих кораблей таково, что командиры выходят в море на свой страх и риск. Наглядно продемонстрировала положение дел во флоте ситуация трёхлетней давности. Так, в 2016 году было уволено практически всё руководство Балтийского флота. Более 50 человек сняли с должностей за пренебрежение должностными обязанностями, а командующего флотом адмирала Виктора Кравчука вообще уволили из армии. В первый раз в новейшей истории России командиры таким образом лишились своих постов. Вскоре выяснилось, что флот находится в удручающем состоянии: персоналу не хватает подготовки и дисциплины, а строения, находящиеся в собственности Балтфлота, приходят в упадок. Ко всему прочему, руководство скрывало истинное положение вещей, когда представляло доклады Министерству обороны. Эксперты утверждают, что последней каплей стало то, что командование флота утаило факт аварии на подлодке. Кроме того, резкую критику вызвала работа с военным персоналом. В частности, была установлена нехватка служебного жилья, отчего 70 офицерских семей в Калининграде были вынуждены жить в бараках без горячей воды.
Можно однозначно говорить, что Россия достаточно серьёзно отстала от ведущих мировых держав, в первую очередь это касается океанского военного флота. Было упущено достаточно много времени, отчего сегодня предпринимаются попытки компенсировать его в течение ограниченного временного интервала. Российскому флоту ставят амбициозные задачи, которые в нынешнем состоянии он просто не способен выполнить, поэтому ему предстоит меняться. Для этого нужны нестандартные решения – способен ли на них Николай Евменов?
Примечательно, что адмирал стал по-настоящему знаменитым после появления в Сети в 2014 году видеоролика, на котором слышно, как, судя по всему, именно он рассказывает офицерам-подводникам о недопустимости управления транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Даже бывалых моряков поразило то, что в его выступлении через каждое слово звучали «крепкие выражения». Запись, которая собрала сотни тысяч просмотров, была сделана ещё во время его службы на Тихоокеанском флоте.
Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель Центра военного прогнозирования:
– Отставка главнокомандующего ВМФ скорее всего связана с тем, что он не смог вписаться в команду министра обороны. Возможно, на этой должности потребовался более решительный и имеющий опыт работы с военными округами руководитель. Также это может быть знаком того, что флот ждут серьёзные изменения.