Каждый пятый ролик, который алгоритмы YouTube рекомендуют новым пользователям платформы, представляет собой низкокачественный контент, созданный искусственным интеллектом. Такие выводы содержатся в исследовании компании Kapwing, специализирующейся на создании цифрового контента. Этот тип материала в англоязычной среде называют «AI-slop» или «ИИ-помои».
Аналитики изучили топ-100 каналов в 150 странах и обнаружили 278 полностью ИИ-ориентированных каналов. Их совокупное количество просмотров превышает 63 миллиарда, а число подписчиков составляет более 221 миллиона человек. По оценкам экспертов, такие каналы ежегодно генерируют доход порядка 117 миллионов долларов. Как показал эксперимент с новым аккаунтом YouTube, из первых 500 рекомендованных видео 104 были созданы искусственным интеллектом. При этом примерно треть контента относится к категории так называемой «умственной гнили» (англ. – brainrot), основная цель которой – фарминг просмотров любыми способами.
Подобные каналы приобрели глобальную популярность. Например, в Испании на них подписано около 20 миллионов человек (почти половина населения страны). В Египте число подписчиков достигает 18 миллионов, а в США – 14.5 миллионов.
Как пояснил в интервью The Guardian журналист Макс Рид, долгое время исследующий эту проблему, производство некачественного ИИ-контента стало повсеместным явлением. В основном оно сосредоточено в англоязычных странах со стабильным интернетом, где средняя заработная плата ниже потенциального дохода от монетизации на YouTube.
По словам журналиста, это в основном страны со средним уровнем дохода. Очень много создателей такого контента в таких странах как Украина, Индия, Кения, Нигерия, Бразилия и Вьетнам – то есть в регионах с относительной свободой доступа к социальным сетям.
Анализ The Guardian также показал, что для 10% самых быстрорастущих каналов YouTube видео создавались с помощью ИИ. Эти ролики набирали миллионы просмотров, несмотря на анонсированные платформой усилия по борьбе с недостоверным контентом.
Изученные каналы публикуют абсурдные сюжеты, сгенерированные нейросетями. Например, сингапурский канал Pouty Frenchie, набравший два миллиарда просмотров, рассказывает о приключениях французского бульдога в конфетном лесу или поедании хрустальных суши. По оценке Kapwing, годовой доход этого канала может достигать почти 4 миллионов долларов. Пакистанский канал The AI World регулярно размещает сгенерированные ИИ короткие ролики о катастрофических наводнениях с названиями вроде «Бедные люди» или «Кухня во время наводнения», сопровождая их аудиодорожкой «Расслабляющая атмосфера дождя, грома и молнии для сна». Эти видео собрали 1.3 миллиарда просмотров.
Самый популярный в исследовании индийский канал Bandar Apna Dos с 2.4 миллиардами просмотров публикует истории об антропоморфной макаке, которая летает на вертолете из помидоров и сражается с демонами. Его потенциальный годовой доход оценивается в 4.25 миллиона долларов.



