Это индустрия с многомиллионными оборотами. А её основные игроки – создатели контента и их семьи. Давайте теперь разберёмся со всем этим поподробнее. УДАЛИЦ
Есть кидфлюенсеры. Это дети до 13 лет, которые снимают для сверст-ников видео типа «в конце ролика расскажу, почему наша Златочка расплакалась» или «24 часа ем только мороженое». И в этом деле есть свои звёзды – Мирослава и Злата Быковы, Милана Стар, Милана Хаметова, Ева Маш и другие. Самые успешные кидфлюенсеры зарабатывают десятки миллионов долларов в год.
Есть взрослые блогеры и студии. Самый известный в этой категории – Влад А4, который снимает «100 часов в школе» или «24 часа с няней инопланетянкой». Это смотрят миллионы детей. И все они хотят быть блогерами, чтобы, как они думают, не работать, но иметь миллионы.
Кому ещё нужен детский контент? Рекламодателям и брендам – они инвестируют во «влиятельный маркетинг» через детей-блогеров для продвижения игрушек, одежды и других товаров. Платформам и медиахолдингам – это YouTube (включая YouTube Kids), Rutube, VK Видео, Дзен, «Кинопоиск», Wink, ivi, Start, Premier. Они предлагают легальный детский контент через подписку. Как отмечают психологи, малыши до 8 лет часто не отличают рекламу от развлечения и безоговорочно доверяют сверстникам на экране. Алгоритмы видеоплатформ, предлагающие похожий контент, усиливают данный эффект. Но у этой индустрии есть и теневые стороны.
Скрытая реклама и гиперпотребление: детям-блогерам могут платить за упоминание бренда или приучать аудиторию к определённому продукту. Влияние на психику: некоторый контент (треш-стримы, опасные челленджи) может негативно влиять на его потребителей. Эксплуатация детского труда: ребёнок становится «брендом», его образ тиражируют. Возникают вопросы о согласии, распределении доходов и праве на обычное детство.
И цена экранной жизни может оказаться слишком высокой.
1. Эмоциональное выгорание. Изначальное увлечение съёмками быстро превращается в работу с жёстким графиком. Ребёнок живёт в режиме нон-стоп: школа, съёмки, монтаж, участие в рекламных интеграциях, обязательные эфиры. Постоянная необходимость быть «в образе» – весёлым, энергичным, идеальным – приводит к хронической усталости, потере мотивации и апатии. Детская психика не приспособлена к такому профессиональному давлению, что может проявляться даже в психосоматических заболеваниях.
2. Потеря приватности. У ребёнка-блогера стирается грань между личным и публичным. Каждая прогулка, ссора с другом, школьная оценка или неудача потенциально может стать контентом. Он лишается права на ошибку, на плохое настроение, на обычные детские эксперименты и глупости – всё это происходит под прицелом камер и оценивается аудиторией. Такая жизнь в «аквариуме» мешает формированию здоровой самоидентификации: ребёнок начинает воспринимать себя не как личность, а как продукт, который должен нравиться публике.
Медиа «КазТАГ» неустанно нападает на разные компании
3. Хейт и кибербуллинг. Публичность делает ребёнка мишенью для агрессии. Хейтеры, тролли и завистники оставляют под видео и в личные сообщения потоки критики, оскорблений и даже угроз. Для детской психики, которая ещё формируется, такая массированная негативная оценка крайне разрушительна.
4. Ловушка идеального образа. Аудитория и родители-продюсеры часто ждут от ребёнка-блогера постоянного соответствия созданному на экране образу – успешного, счастливого, обладающего модными вещами. Страх разочаровать подписчиков, потерять их любовь и, как следствие, доход, создаёт колоссальное внутреннее напряжение. Ребёнок боится взрослеть, меняться, проявлять характер, если это не вписывается в его «бренд».
Что делать? Запретить регистрацию детям в соцсетях? Без проблем, мама даст ребёнку свой телефон, чтобы он не мешал ей делать свои дела. Мы можем быть за или против детского блогинга, но он уже есть и никуда не денется. Я пишу сейчас, как мама блогера-подростка. Ведение блога помогает в самовыражении, это творчество.
Из добрых новостей по теме – недавнее создание Института поддержки детского блогинга. Он помогает талантливым ребятам создавать контент, за который не стыдно. «Замысел нашего дела прост и сложен одновременно: нужно сделать добро и образование модными. Когда дети говорят с детьми о важных вещах на понятном языке, это работает лучше любой лекции. Это может стать самой эффективной политикой при работе с детьми», – считает руководитель института Наталья Локтева.
Нельзя отобрать у поколения альфа гаджеты, но можно наполнить их ленты смыслами.



