Российское низковольтное оборудование всегда отличалось надежностью, и при более низкой рублевой цене станет конкурентоспособным. Девальвация рубля дает российским предприятиям уникальный шанс расширить свою долю рынка, потеснив западных и восточных электротехнических гигантов.
Для большинства крупных российских производителей электротехнического оборудования повышение эффективности производства является одной из главных задач. Предприятия решают эти проблемы разными способами: так, в 2008-2009 годах наиболее популярным методом преодоления финансовых трудностей было сокращение зарплат и увольнения. Сейчас многое изменилось. Кризис 2014 года показывает - данный метод выживания наименее эффективен, и существуют другие пути повышения эффективности.
В кризисной ситуации заметна любая мелочь: например, стоит задуматься о том, так ли нужны предприятию выросшие в цене зарубежные комплектующие, и не лучше ли их производить в России. Этап развития отечественного сборочного производства на основе западных комплектующих должен закончиться, и многие российские компании это понимали еще до кризиса. Но текущая ситуация такова – без импорта пока обойтись нельзя. В этом плане импортозамещение, как государственная стратегия, может способствовать более тесной кооперации российских предприятий.
Ряд специалистов считают, что понятие "импортозамещение" не совсем верно, и гораздо правильнее не замещать товары, а выпускать более конкурентную, российскую продукцию, отказываясь от непрофильных направлений. Тем более что на рынке электротехнической продукции все отчетливее заметны тенденции разделения по отраслям и более узкая специализация производства – те же автоматические выключатели выпускаются для тяжелой и атомной промышленности, железной дороги и ЖКХ. Как правило, один завод не занимается всем спектром оборудования.
На первый план выходит методика повышения производительности труда за счет оптимизации производства. Показателен пример Курского электроаппаратного завода, сумевшего с 2005 по 2014 год увеличить производительность труда в 5,5 раз. Для этого предприятие создало отдел управления внешних коммуникаций, который стал искать более дешевые комплектующие, чем выпускаемые на заводе. Оптимизация производства привела к конкуренции между цехами завода и внешними поставщиками. Дав начальникам цехов почувствовать себя предпринимателями, Курский электроаппаратный завод (КЭАЗ) сумел добиться снижения себестоимости производства на четверть и отказаться от предложений посредников.
Предприятие пошло навстречу инициативе и стало доплачивать работникам за идеи. В результате рационализаторство стало приносить дивиденды – не последнюю очередь сыграла простота подачи рацпредложения рабочими. Предприятие избавило рядовых работников от заполнения бумаг, этим занимаются специальный сотрудник, который есть в каждом цехе.
Чтобы выжить в условиях кризиса, нужны шаги в правильном направлении. И в первую очередь это изменение системы управления производством и отношение к персоналу.