Версия // Власть // Японцы на Курилах, изъятие земли у граждан – какие угрозы таят территории опережающего развития?

Японцы на Курилах, изъятие земли у граждан – какие угрозы таят территории опережающего развития?

5535

Россия офшорная

Японцы на Курилах, изъятие земли у граждан – какие угрозы таят территории опережающего развития? фото: Вова Жабриков/URA.RU/ТАСС
В разделе

За последние 13 лет государство потратило почти 400 млрд рублей на создание и развитие так называемых внутренних офшоров – особых экономических зон, расположенных в разных регионах страны. Однако вернуть в бюджет в виде налоговых и таможенных платежей удалось лишь 10% от этой суммы. Похоже, что нынешнее правительство не только собирается повторить этот опыт, но и готово пойти дальше.

До конца августа Минэкономразвития оработает проект «Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года». В документе идёт речь о повышении экономического потенциала регионов, в которых по планам правительства должны появиться новые «центры роста». Сейчас таковых всего два десятка, лидирующие позиции среди них занимают Москва и Петербург. К 2025 году таких центров в России должно быть 35–40, а к 2035-му они должны обеспечивать 65% экономического роста страны. Стратегия пока не обнародована, но её авторы делают большую ставку на так называемые территории опережающего развития (ТОР). Скептически настроенные экономисты считают, что история с ТОРами закончится очередным пшиком. При этом она создаёт почву для масштабных злоупотреблений в регионах и может обойтись государству в десятки миллиардов рублей.

Курильская схема

Правительство намерено не только раздавать налоговые льготы, но и строить инфраструктуру. До 2020 года на создание ТОРов планируется потратить из бюджета более 50 млрд рублей, в 2020–2025 годах – ещё 111 млрд рублей.

Первые территории опережающего развития были созданы на Дальнем Востоке, в Калининградской области и ряде моногородов ещё в 2015–2016 годах. Государство уже потратило на них 4,5 млрд рублей, а значит, пора смотреть на результаты. Сами чиновники сопровождают работу ТОРов победными отчётами. Так, буквально на днях Минвостокразвития сообщило, что новый рыбоперерабатывающий завод, который строится в границах ТОР на Камчатке, заработает на два года раньше запланированного срока. Кроме того, полным ходом идёт возрождение рыбокомбината «Островной» на острове Шикотан – того самого, рабочие которого в 2016 году позвонили на прямую линию с президентом и пожаловались на многомиллионные долги по зарплате.

Правда, есть нюансы. После случившейся шумихи прежнего гендиректора «Островного» посадили за хищение 113 млн руб­лей, предназначавшихся для уплаты налогов. На предприятие вошёл крупный дальневосточный инвестор, который вроде как возобновил производство и начал рассчитываться по обязательствам. Однако, если верить телеканалу «360», задолженность комбината по налогам не только не погашена, но и увеличилась на 250 млн рублей. Инвестор просто открыл новую фирму, которая за копейки арендовала производственную базу у старого юрлица, оставив его с грузом долгов. По сути, комбинат «Островной» был инициатором создания территории опережающего развития «Южные Курилы». Компания пообещала в будущем построить на Шикотане консервную фабрику и два морозильных завода за 7,4 млрд рублей. Новые объекты ещё не появились, зато сама компания уже пользуется налоговыми льготами ТОР и, вполне вероятно, собирается развивать бизнес совместно с японскими партнёрами.

Кстати, о японцах. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» позволяет резидентам таких территорий получать землю в аренду на 70 лет и без всяких квот завозить иностранную рабочую силу. Нетрудно представить, как в результате деятельности совместных российско-японских предприятий может измениться к концу века состав населения и сам облик Курильских островов. Впрочем, давайте вернёмся на материк, ведь именно там в ближайшее время может быть создан первый прецедент стирания российской государственной границы внутри ТОР.

По теме

Искусство зарывать деньги

В начале 2018 года Минвосток­развития анонсировало создание совместной с Китаем территории опережающего развития, которая должна вобрать в себя больше 200 гектаров с российской стороны и 180 гектаров с китайской. Предполагается, что внутри этой зоны будут действовать беспошлинный и безвизовый режимы, а российские и китайские резиденты трансграничной ТОР смогут без ограничений поставлять продукцию на рынки обеих стран. Понятно, что в КНР будут рады упростить сбыт продукции своих предприятий, но заработает ли на этом Россия?

Некоторые эксперты считают, что ситуация вокруг территорий опережающего развития уже напоминает то, что происходило вокруг российских особых экономических зон (ОЭЗ). Впервые «внутренние офшоры» появились в нашей стране в 2005 году. Спустя 11 лет Счётная палата РФ констатировала, что эти зоны не сыграли заметной роли в поддержке национальной экономики. Общий объём инвестиций, которые осуществили резиденты ОЭЗ в 2005–2016 годах, едва превысил 200 млрд рублей – примерно треть от объёма, который прогнозировали чиновники. Государство потратило на создание зон 383,2 млрд рублей и получило всего 38,8 млрд рублей налоговых и таможенных платежей.

В особых зонах тогда было создано чуть более 20 тыс. новых рабочих мест. В среднем на создание одного рабочего места было потрачено около 20 млн рублей, 9 млн рублей из этой суммы приходилось на государственные инвестиции. Из 66,7 тыс. гектаров земли, выделенной резидентам ОЭЗ под создание новых производств, неиспользованными оказались 65,5%. По состоянию на начало 2016 года в России действовали 33 особые экономические зоны, причём 10 из них правительство решило закрыть досрочно.

Несмотря на то что территории опережающего развития начали создаваться недавно, к ним уже есть претензии со стороны Счётной палаты. Осенью 2017 года государственные аудиторы пришли к выводу, что бюджетные деньги для ТОРов простаивают, строительство инфраструктуры отстаёт от плана, регионы тянут с выделением земли. На Дальнем Востоке для большей части территорий опережающего развития не были разработаны документы по планировке земельных участков. Впрочем, волоките с землёй есть вполне рациональное объяснение – чиновники в регионах ещё не успели её поделить.

«Берите сколько дают»

В Минэкономразвития говорят: одной из причин провала ОЭЗ стало то, что во многих случаях зоны создавали в приказном порядке, сверху. Как следствие многие из них пытались открыть там, где вовсе не было почвы для масштабной деловой активности. Этот опыт был учтён при разработке закона о территориях опережающего развития – ТОРы создаются под конкретных инвесторов по заявке региона. И вот тут наряду с заманчивыми экономическими перспективами возникает благодатная почва для коррупции.

В границы территории могут быть включены земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц. Согласно пункту 2 статьи 28 № 473-ФЗ, «решение о принудительном отчуждении земельных участков (изъятии земельных участков) и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества на территории опережающего социально-экономического развития принимается уполномоченным федеральным органом по ходатайству управляющей компании». Управляющая компания в данном случае – акционерное общество, которое принадлежит государству и управляет созданной ТОР. Обязанность такой компании провести публичные слушания по поводу изъятия земельного участка в законе не закреплена, а размер компенсации владельцам участка де-факто может определять нанятый ею оценщик.

При вольной трактовке закон о территориях опережающего социально-экономического развития может позволить крупным компаниям изымать землю у граждан и организаций и выплачивать им за это минимальные компенсации. И если создание ТОРов на Дальнем Востоке прошло без конфликтов вокруг изъятия земли у граждан, то в новых «офшорах» на европейской части России такие конфликты вполне могут возникнуть.

Александр ИВАШКИН, председатель некоммерческого партнёрства «Лига финансовых институтов»:

– Выведенные когда-то из РФ капиталы пока не очень-то стремятся вернуться на родину. Как вы знаете, в марте этого года в России началась вторая волна амнистии капитала. Первая волна амнистии, которая проходила с июля 2015 года до июля 2016-го, привлекла, по данным Минфина, всего 7,2 тыс. человек. Но почему-то есть уверенность, что результаты второй волны могут оказаться лучше первой. Вовсе не потому, что мы такие хорошие, а потому, что вокруг все такие «плохие» – просто возросла угроза состояниям богатых россиян за рубежом. Если улучшить регуляторную среду хотя бы в ТОРах, то возможности для инвестиций из офшоров резко улучшатся. Но я не открою сейчас Америку, если скажу банальность о том, что самый лучший способ возвратить капитал на родину – создать условия для нормального и выгодного ведения бизнеса, включая защиту собственности и независимый суд, тогда необходимости в проведении амнистий и создании офшоров не будет в принципе.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.08.2018 12:53
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх