Илья Глазунов - один из самых популярных художников России. Его работы, наполненные идеями консерватизма, патриотизма и необходимости появления в России нового дворянства, коснулись миллионов. Он считает демократию мошенничеством и регулярно говорит о преступлениях большевизма.
Пересечь языковые барьеры
В настоящее время многие говорят о возрождении консерватизма в Европе и Америке. Феномен "новых правых" широко обсуждается в СМИ и социальных сетях.
Западным консерваторам, несомненно, будет интересно узнать, что эти темы активно обсуждаются в России в течение последних 30 лет после развала СССР.
Одним из наиболее громких и последовательных консерваторов России является популярный художник Илья Глазунов. То, что его творчество лежит в визуальной плоскости, имеет большое значение, поскольку так его идеи, теоретически, могут пересечь языковые барьеры, хотя до сих пор они этого и не сделали. Кроме того, они способны объединить миллионы русских так, как написанные и произнесенные слова не могут.
На самом деле, 86-летний Илья Глазунов гораздо больше, чем просто видный художник. Он является уникальной личностью, имеющей заметное влияние в мире искусства, истории, политики, коллекционирования и научных кругах.
После распада СССР Глазунов неизменно был одним из самых красноречивых и влиятельных сторонников глубокого политического консерватизма, который предполагает возвращение в прошлые века. Благодаря влиянию и ресурсам художника его идеи серьезно и широко обсуждаются в российском обществе.
В течение многих лет он предупреждал о негативных последствиях миграции по Европе, которая, по его мнению, умирает. В 2003 году эта тема стала предметом крупной картины под названием "Смерть Европы".
Консерватизм с большой буквы "К"
Следует сразу сказать, что Глазунов - монархист, и считает, что демократия является аферой, с которой пора кончать. Он утверждает, что самые большие достижения России во всех областях - географическом расширении, экономическом росте, военном деле, архитектуре, литературе, живописи, декоративно-прикладном искусстве, росте населения, общественной нравственности, международном влиянии и гармоничном отношении с весьма разнообразной многонациональной империей и многочисленными соседями - были достигнуты во времена монархии. Большая часть того, что произошло с тех пор, является настоящей катастрофой, убежден художник.
Кроме того, он считает, что Россия должна вернуться к уникальной системе социальной организации (сословиям), которая достигла своего апогея в середине 19-го века.
Система сословий давала людям чувство гражданской гордости и единства в служении своему государю. Главным, как считает Глазунов, является то, что она мобилизовала гражданское население, наполняла их жизнь благородным смыслом и давала цель. Она позволяла гармонично сотрудничать, смещая акцент с конкуренции и личного обогащения - движущих сил в чистой меритократии. Данная система сильно отличается от марксистской концепции классов, где подчеркивается конфликт между социальными слоями, а также от индийских систем каст, которые являются более жесткими.
Он снова и снова заявляет публично, что Россия страдает из-за нехватки элиты, которая действительно радела бы об интересах страны, а не о своих собственных. По его мнению, эта элита должна быть титулованной знатью.
Как обманывает «Русское лото», и можно ли перехитрить алгоритмы лотереи?
Он свысока смотрит на Соединенные Штаты, которые считает вульгарной страной мужланов, не способных создать ничего более глубокого, чем Микки Маус, и живущих в плену тупой потребительской одержимости деньгами и торговлей.
Глазунов призывает ставить на первое место не ценности рынка, а духовные и политические идеалы. Он считает, что патриотизм, служение обществу и монарху, гораздо важнее, чем презренный металл.
Он - набожный российский православный, признающий значительную историческую роль церкви в правящей дуополии временной и духовной власти.
За пределы музеев
Казалось бы, что все это лишь эксцентричные размышления человека искусства, и их не следует принимать всерьез. На самом же деле, у Глазунова миллионы сторонников. Он доносит до людей свою точку зрения не только через картины, но и через книги, фильмы, телевизионные и публичные выступления.
Глава Русской Церкви - Патриарх Кирилл – во время визита в музей Глазунова заявил, что художник заслуживает особой похвалы, потому что "зрительная память" является более мощным эмоциональным стимулом, чем слова, и, следовательно, Глазунов стоит тысячи писателей и болтунов, потому что он напомнил в своих картинах о славе ортодоксии, военных и духовных триумфах России, ее величии.
Несмотря на то, что Глазунов известен прежде всего как художник, на самом деле его феномен выходит далеко за пределы стен музеев и выставочных залов.
Глазунов также опытный автор, который собрал свои политические, религиозные, исторические и социальные идеи в двухобъемном двухтомнике под названием "Россия распятая". В книге автор рассказывает историю своей жизни и страстно приводит аргументы в пользу консерватизма. Это увлекательная и убедительная книга, затрагивающая невероятно широкий круг вопросов - в первую очередь, историю, но и политическую философию, археологию, литературу, мифологию и религию.
Кроме того, он опытный оратор и шоумен. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть его выступления. Благо, таких роликов в интернете предостаточно.
И, наконец, он был выбран в качестве руководителя реставрационных работ Большого Кремлевского дворца в конце 1990–х. Дворец был построен в середине девятнадцатого века, чтобы отметить величие русского самодержавия, достойное назначение для Глазунова - убежденного монархиста.
Битва добра и зла
Так что рисование является лишь частью жизни Глазунова, который, следует отметить, в мире искусства является весьма спорным и имеет множество недоброжелателей. Критики говорят, что он является посредственным художником, но искусным сетевиком и политиком. Его полное неприятие к любому виду современного искусства также не добавляет ему популярности в творческой среде.
Свою нелюбовь к современным видам искусства он начинает объяснять, давая свое определение искусства. Оно, в понимание художника, должно состоять из трех вещей: 1) содержать понимание битвы добра и зла в этом мире, 2) демонстрировать красоту этого мира и любовь, которая лежит в его основе, 3) отражать красоту и тайны духовного мира.
Он цитирует одного из своих любимых русских художников – Васнецова, - который объяснял: "Мое искусство - свеча перед лицом Бога". Также он любит вспоминать слова Врубеля, который утверждал, что цель искусства - пробудить большие возможности человеческого духа.
Примерами деятелей искусства, как он его понимает, Глазунов считает Михаила Нестерова (Россия), Арнольда Беклина (Германия), Джеймса Уистлера (США), и Джона Сарджента (США / Великобритания). Импрессионистов он не признает, потому что они не отражают реальности мира. Глазунов утверждает, что искусство, существующее отдельно от реального мира, по существу является сатанинскими фантазиями.
Он считает, что мы живем в эпоху суровой битвы между добром и злом, и что если люди понимают этого, они ничего не понимают.
Где-то в 80-е я ходил в Новосибирске на его выставку. Мистерия ХХ века меня потрясла!