После того как выборы губернаторов в четырёх регионах прошли не по сценарию Кремля, тут же пошли разговоры о необходимости изменения избирательного законодательства. Причём – не поверите! – не в сторону закручивания гаек, а либерализации. Для чего же власти понадобилось смягчение электоральных процедур? И что она может сделать, чтобы вернуть контроль над выборами?
Казалось бы, сложно говорить о полном провале региональной политики Кремля и кризисе «Единой России», когда в 22 регионах из 26 всё-таки победили предложенные и согласованные властью кандидаты. Однако за последние годы она, похоже, отвыкла от того, что где-то первое место может взять чужак. Тем более если речь идёт о губернаторских выборах. Потому хотя победа жириновцев Сергея Фургала и Владимира Сипягина на выборах в Хабаровском крае и Владимирской области и не представляется большой проблемой для власти (курица – не птица, ЛДПР – не оппозиция), имидж, как говорится, всё. А ну как теперь народ привыкнет к тому, что кандидатов от «Единой России», оказывается, вполне возможно продинамить на выборах. Привычная система дала сбой, а значит, нужно сделать выводы и внести коррективы в её работу.
Заградительный барьер
После единого дня голосования многие политологи – кто в шутку, а кто и всерьёз – стали говорить о том, что губернаторские выборы теперь наверняка опять отменят. Слишком непредсказуемыми они становятся. Однако вскоре стали звучать совсем другие идеи. В частности, смягчение избирательного законодательства.
В конце прошлой недели на площадке Центризбиркома состоялся круглый стол. Участники – депутаты Госдумы и эксперты – обсуждали возможные изменения в закон о выборах. Одно из них касается пресловутого муниципального фильтра – пожалуй, самой спорной нормы в избирательном законодательстве. Она была введена в 2012 году. Тогда, вернув прямые выборы губернаторов, власть создала заградительный барьер для несистемной оппозиции, введя условие: перед выдвижением кандидат должен собрать от 5 до 10% нотариально заверенных подписей депутатов всех уровней минимум в двух третях муниципалитетов региона. Понятно, что в условиях подавляющего присутствия во власти депутатов-единороссов случайные люди на выборы попасть просто не могут. В связи с этим муниципальный фильтр постоянно критиковали. И вот теперь звучат предложения о его полной отмене либо об освобождении парламентских партий от обязанности собирать подписи в поддержку своего кандидата. Возможно и снижение, особенно в тех регионах, где планка составляет 10%.
Кстати, глава ЦИК Элла Памфилова также неоднократно критиковала эту законодательную норму. «Мы видим недостатки применения на выборах высших должностных лиц субъектов РФ пресловутого муниципального фильтра в действующем виде, из-за дефектов которого в избирательные бюллетени не был включён ряд уважаемых кандидатов», – говорила она. Чем же выдуманный властью барьер перестал её устраивать?
«Муниципальный фильтр ввели, когда был контроль над муниципалитетами, – вспоминает политик и экономист Юрий Болдырев. – Сейчас брожение внизу так велико, что есть возможность потерять контроль над муниципалитетами. И тогда кандидаты, предложенные властью, не будут проходить».
Политолог Андрей Колядин считает, что решение всё же будет принято: «В каком-то виде муниципальный фильтр будет ослаблен в ближайшем обозримом будущем. Эта ситуация уже назрела».
Помимо муниципального фильтра обсуждается идея повышения прозрачности досрочного голосования. Та же Памфилова назвала эту процедуру «серым пятном» в избирательном процессе. По её словам, это один из самых противоречивых институтов, имеющих высокий риск быть подверженным влиянию административного ресурса. Тем не менее ожидать каких-либо кардинальных перемен тут вряд ли стоит – процедура досрочного голосования, конечно, может быть изменена, однако суть её останется прежней. Слишком уж она удобна в сложных ситуациях.
Управление изменениями
Может сложиться впечатление, что кураторы внутренней политики поняли: гайки закручены слишком крепко, и поэтому люди от безысходности огорчают власть протестным голосованием – за кого угодно, лишь бы не за кандидата от «Единой России». Потому в ход пошла ревизия избирательного законодательства. «Умная власть всегда ищет, как использовать критические ситуации, которые позволяют ей меняться, – говорит политолог Алексей Чеснаков. – Или создаёт их сама, для того чтобы отреагировать на них. Власть так устроена, что не может меняться, если таких поводов нет. А меняться нужно всегда, если хочешь как можно дольше остаться у власти».
«Гайки и так закручены довольно сильно. Сейчас мы наблюдаем срыв резьбы», – отмечает, в свою очередь, Юрий Болдырев.
Вполне вероятно, что на федеральном уровне мы будем наблюдать либерализацию избирательного законодательства, зато регионы начнут вводить практику выборов губернаторов местными парламентами.
Сейчас такой порядок действует в 10 субъектах: в республиках Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия, Крым, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком и Ненецком автономных округах. В остальных 75 регионах пока прямые выборы глав. Почему бы не распространить удобный и необременительный порядок избрания губернатора силами парламента и на другие регионы? Тем более это сэкономит деньги. Если разъяснить, что вырученные средства пойдут на повышение пенсий, может быть, народ ещё и спасибо скажет.
«Может быть, сделают так, что губернаторов станет выбирать некая комиссия, – предполагает Болдырев. – Принцип может быть таким же, как и с мэрами: нужен хозяйственник, поэтому нанимается профессионал».
Что ж, возможно, власть всерьёз рассматривает такой вариант, раз уж выборы губернаторов нельзя отменить. Главное – провести эти решения на региональном уровне поэтапно, не вызывая лишнего шума. Однако Кремль может побояться пойти на такое решение. Кто поручится, что в критической ситуации местные депутаты проголосуют так, как надо федеральному центру, если даже на муниципальном уровне уже идёт брожение?
Политолог Татьяна Становая* считает, что по итогам прошедших выборов на рассмотрение Владимира Путина будут предлагаться разные варианты, начиная от самых жёстких вроде отмены выборов и заканчивая более либеральными – реформа партийной системы, ротация в руководстве системных партий и даже допуск внесистемной оппозиции. И вопрос будет лишь в том, какой вариант он предпочтёт.
- *
- Татьяна Становая внесена Минюстом в реестр иностранных агентов