Версия // Общество // В январе 1968 года в Средиземном море погибла израильская подводная лодка

В январе 1968 года в Средиземном море погибла израильская подводная лодка

1907

Неразгаданная тайна «Дакара»

В январе 1968 года в Средиземном море погибла израильская подводная лодка
В разделе

Каждая эпоха хранит свои тайны. Во времена «холодной войны» исчезли несколько подводных лодок США, Советского Союза, Франции. В список стран, потерявших свои субмарины, входит и Израиль. Израильтяне нашли погибшую субмарину спустя 30 лет. В этой статье мы расскажем о подводной лодке «Дакар», которая исчезла в Средиземном море во время перехода из Великобритании.

Пополнение флота

После окончания Второй мировой войны странами-победительницами было принято решение о создании на Ближнем Востоке двух государств – еврейского и палестинского. Государство Израиль было создано 14 мая 1948 года, палестинское не создано до сих пор. Отвлекаясь от темы статьи, скажем, что по большому счету это является причиной всех последующих войн в регионе. После создания Израиль стал формировать свои вооруженные силы, покупая оружие и боевую технику там, где это было возможным. В состав ВМФ страны был включен даже ледокол. Об истории этого корабля смотри статью «История одного ледокола». На первом этапе основным поставщиком боевых кораблей выступала Великобритания, продававшая эсминцы и подводные лодки и Египту, и Израилю. Вначале, в 1955 году в состав ВМФ Израиля вошли две бывшие английские субмарины, которые в израильских ВМС получили обозначение 71-צ «Танин» и 73-צ «Рахав». Эти лодки воевали еще во Вторую мировую войну. В израильском флоте они также использовались весьма интенсивно, поэтому к середине 60-х годов ХХ века их ресурс был выработан полностью, и их вывели из боевого состава флота. Но «шестидневная война» 1967 года заставила вернуть старые корабли в строй. Правда, из-за плохого технического состояния воевали они своеобразно. Подводная лодка «Рахав» уже не могла погружаться, поэтому использовалась как надводный сторожевой корабль, благо на подводных лодках эпохи Второй мировой войны устанавливались артиллерийские орудия. Наверное, это был единственный случай использования субмарины как надводного сторожевика в истории военно-морских сил всех стран.

Понимая это, в 1965 году командование израильского флота купила в Великобритании три подводные лодки, которым дали новые названия 75-צ «Ливьятан», 77-צ «Дакар» и 79-צ «Долфин». Количество лодок было определено исходя из классической пропорции – одна лодка в море, вторая – в базе в готовности к выходу, третья – в плановом ремонте. В ВМБ Портсмут были направлены израильские экипажи для обучения на новой технике.

Подводные лодки типа Т

Все три купленные Израилем субмарины относились к третьей группе подводных лодок типа Т. В ВМФ Великобритании их иногда называли тип «Тритон», по названию головной подводной лодки. Они были разработаны к середине 30-х годов. Всего было построено 53 субмарины типа Т, относящихся к большим дизель-электрическим подводным лодкам. Надводное водоизмещение составляло 1 300 тонн, подводное – 1 600 тонн, скорость хода надводное 15 узлов, подводное 9 узлов, дальность плавания 11 000 миль (около 20 000 км) при надводной скорости 10 узлов. Вооружены были лодки 10 торпедными аппаратами, 100-мм артиллерийским орудием и 20-мм зенитным автоматом. После войны, первую и вторую группы пустили на слом, а третью – восемь уцелевших во время войны лодок модернизировали. Модернизированные лодки получили обозначение «Super T» и находились в строю до конца 60-х годов. Израиль купил три лодки – HMS «Turpin», HMS «Totem» и HMS «Truncheon». Модернизация лодок заключалась в удлинении прочного корпуса на 4 метра, изменении формы легкого корпуса и рубки, установке дополнительных двух электромоторов для увеличения скорости подводного хода и демонтажа артиллерийского вооружения. А самое главное, на модернизированных лодках был установлен шнорхель, позволяющий им идти в подводном положении при работающих дизелях. После покупки 75-צ «Ливьятан» и 77-צ «Дакар» прошли ремонт в Портсмуте, а для третьей лодки, 79-צ «Долфин», ремонт провели в израильском порту.

По теме

Герой нашего рассказа INS 77-צ «Дакар» (в переводе с иврита рыба-меч) после предпродажного ремонта вышла в море в район Исландии для проведения контрольных погружений. Они прошли благополучно, и в конце 1967 года лодка вернулась в Портсмут. 9 января 1968 года «Дакар» начал переход в Израиль. Утром 15 января субмарина зашла в английскую военно-морскую базу Гибралтар. Пробыла там недолго, совершив только дозаправку. Ночью 16 января она вышла из базы. Предстоял переход в Средиземном море до израильской Хайфы. Лодка должна была идти под шнорхелем. Тогда в Средиземном море ВМФ Израиля должен был соблюдать осторожность – переход новой субмарины в надводном положении был нежелателен.

Исчезновение

Переход из Великобритании лодки совершали без торпед (это по официальной версии). На борту «Дакара» находился только экипаж – 69 офицеров и матросов. Командовал лодкой Яаков Ранаан (в некоторых источниках фамилия пишется как Раанан). 24 января в 10-00 по местному времени лодка прошла мимо острова Крит. Ранаан сообщил об этом в базу в Хайфе. В радиограмме, естественно, указывалось и место лодки – 34 градуса 16 минут северной широты и 26 градусов 26 минут восточной долготы. Эта точка восточнее острова Крит. После ремонта скорость лодки позволяла идти быстрее графика, и 25 января в 00-02 командир радировал в базу, что идет быстрее графика, и что он может зайти в Хайфу на день раньше – 28 января. Из штаба ответили отказом, так как 29 января была намечена церемония торжественной встречи лодки, и перенести её на день раньше было невозможно. Дело в том, что в церемонии встречи субмарины планировалось участие премьер-министра Израиля Леви Эшколь, а он свои планы не менял. Следующий сеанс связи с лодкой должен был быть через 6 часов, но лодка на связь не вышла.

Естественно, был организован поиск пропавшего «Дакара». В нем принимали участие военные корабли Израиля, США, Греции, Турции, Великобритании, Ливана. Англичане сообщили, что лодка пропала в 100 морских милях (около 160 км) к западу от Кипра. Поиск продолжался два месяца. Кроме военных кораблей и авиации, в нем принимали участие и торговые суда. Работу подстегнуло то обстоятельство, что 27 января радиостанция в Никосии (остров Кипр) приняла сигнал бедствия на частоте аварийного буя «Дакара». Но это было единственное, чем можно было руководствоваться в поиске. Правда, самолет морской авиации Израиля обнаружил в районе поиска маслянистое пятно, а недалеко от него проходящий греческий сухогруз. Греков попросили найти пятно и взять из него пробы. Греческое судно вернулось, прошло несколько раз нужный квадрат, но следов пятна не обнаружила. Лодка исчезла. Официально поиск прекратили 6 марта 1968 года. В Израиле был объявлен траур. Через год, 9 февраля 1969 года, рыбак из Хан-Юниса, расположенного в секторе Газа (тогда эта территория контролировалась Израилем) обнаружил на берегу кормовой аварийный буй с подводной лодки. Буй отвезли в Великобританию на экспертизу, которая установила два обстоятельства. Во-первых, на буе нашли морские организмы, которые обитают только в определенном районе в северной части Средиземного моря, а, во-вторых, было установлено, что буй всплыл с глубины 300 метров. Эта информация позволила сузить район вероятной катастрофы. Поиски лодки возобновили, но опять ничего не нашли. Дело в том, что английские эксперты в своих выводах ошиблись.

По теме

Немного отвлекаясь, скажем, что две остальные лодки достигли берегов Израиля без происшествий. 75-צ «Ливьятан» пришел в Хайфу 12 июля 1967 года, а 79-צ «Долфин» – 5 февраля 1968 года.

Версии и предположения

С самого начала расследования рассматривали три версии.

Атака противолодочных сил советской 5-ой (Средиземноморской) эскадры. Дело в том, что в январе 1968 года в Восточном Средиземноморье проходили совместные учения 5-ой Оперативной эскадры СССР и ВМФ Египта. Основой этой версии было предположение, что командир «Дакара» решил использовать свободные сутки для проведения разведки у берегов Александрии – порта, враждебного тогда Израилю Египта. Более того, в Египте была обнародована информация, что 23 января 1968 года египетский фрегат «Ассиут» вышел из базы в Александрии и в двух морских милях от неё – около 3,5 км – обнаружил перископ подводной лодки, на которую были сброшены глубинные бомбы. Забегая вперед, скажем, что после обнаружения корпуса лодки и его осмотра от этой версии отказались.

Столкновения с морской плавающей миной. Версия при подобной ситуации обязательная, но и от неё отказались после обнаружения лодки.

Техническая неисправность, или ошибка экипажа. Наиболее вероятная, но до сих пор не доказанная версия. Дело в том, что «Дакар» на момент продажи находился в составе флота 25 лет, и его техническое состояние, не смотря на предпоходный ремонт, могло быть не очень хорошим. Вторая часть версии подразумевает, что израильские моряки не успели как следует пройти обучение на новой лодке, и во время похода кто-то из экипажа совершил роковую ошибку.

Уровень страстей был настолько велик, что из Голландии (!) сообщили, что власти страны сотрудничают с неким экстрасенсом, который успешно помогает в расследовании морских катастроф. Этот экстрасенс в ответ на вопрос о судьбе «Дакара» заявил, что лодка потоплена торпедой к западу от Крита. Информацию проверили, но ничего не обнаружили.

30 лет спустя

Нельзя сказать, что Израиль смирился с гибелью лодки по неизвестной причине. 30 лет после катастрофы в стране пытались найти погибшую лодку. За эти годы работали 25 поисковых экспедиций, отрабатывающих различные районы поиска. Израильский флот объявил о награде в $300 000 тому, кто представит информацию о месте гибели «Дакара». Но все эти меры не помогли. Чтобы более не отвлекать на поиск силы флота, в стране приняли решение обратиться за помощью к частной фирме, занимающейся поиском затонувших кораблей. Американская компания «Неотикус» владела необходимым количеством современного оборудования (гидролокаторы бокового обзора, телеуправляемые подводные аппараты и так далее), а самое главное – имела опыт поиска затонувших кораблей. Американцы запросили полтора миллиона долларов. В 1999 году был подписан контракт между «Неотикус» и ВМФ Израиля, и после этого компания начала поиск лодки. Было решено просмотреть дно по курсу следования «Дакара». За несколько недель, с помощью гидролокаторов бокового обзора поисковики просканировали район длиной 150 км и шириной 10 км. 29 мая 1999 года между островами Кипр и Крит на глубине около 3 километров был обнаружен объект, который можно было классифицировать как лежащую на дне подводную лодку. Спущенный на воду телеуправляемый подводный аппарат подтвердил – на дне лежит субмарина. Было сделано много фотографий. Израильские специалисты подтвердили – на дне покоится 77-צ «Дакар». Именно во время подробного осмотра лодки телеуправляемым аппаратом были отвергнуты гипотезы торпедирования лодки и взрыв плавающей мины – корпус «Дакара» повреждений не имел. В 2013 году Госархив Израиля рассекретил 16 документов, связанных с исчезновением подводной лодки. В них рассказывалось об удивительной коллизии. Определенный период времени израильтяне считали, что лодка потоплена советскими военными кораблями – случайно или целенаправленно, было не важно. Они обратились к США с просьбой оказать им помощь в поиске «Дакара». Американцы отказали (!), так как тоже считали, что советские корабли атаковали израильскую лодку. Но при этом США категорически не хотели начинать войну с СССР из-за израильской субмарины.

Израильтяне подняли с глубины в 3 километра фрагмент рубки и часть легкого корпуса субмарины. Сегодня он является экспонатом Музея Военно-морского флота Израиля в Хайфе. Каждый год, 25 января, рядом с рубкой лодки проводится траурная церемония памяти. В 1971 году памятник лодке и экипажу был установлен в Саду пропавших без вести на горе Герцля в Иерусалиме. В 2018 году ВМФ предложил назвать новую подводную лодку «Дакар». Родственники погибшего экипажа выразили решительный протест, и лодка получила название «Dragon». Причины гибели 77-צ «Дакар» не определены до сих пор.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 27.10.2023 16:00
Комментарии 0
Наверх