Советник американского Белого дома по торговым и экономическим вопросам Питер Наварро выступил с критикой политики Индии в отношении закупок российской нефти.
В своей колонке для Financial Times он прямо заявил, что действия Нью-Дели фактически финансируют российскую спецоперацию на Украине. Наварро подчеркнул, что если Индия действительно хочет рассматриваться Соединёнными Штатами как стратегический партнёр, она должна вести себя соответствующим образом, а не выступать в роли посредника в торговле российским нефтяным сырьём.
По данным Наварро, до февраля 2022-го доля российской нефти в индийском импорте составляла менее 1%, однако сейчас этот показатель превышает 30%. Такой резкий рост объясняется не увеличением внутреннего потребления, а тем, что индийские нефтеперерабатывающие заводы покупают российское сырьё с существенными скидками, перерабатывают его и экспортируют готовые нефтепродукты в Европу, Африку и Азию. При этом, как отмечает советник Белого дома, Индия использует для этих закупок доллары, полученные от торговли с Соединёнными Штатами.
Особое недовольство Вашингтона вызывает тот факт, что Нью-Дели одновременно вводит «одни из самых высоких в мире» таможенных пошлин, что привело к росту торгового дефицита США с Индией до 50 миллиардов долларов. Наварро обвинил предыдущую администрацию Джо Байдена в том, что она закрывала глаза на эту ситуацию, в то время как нынешний президент Дональд Трамп занял более жёсткую позицию. Недавнее решение о введении дополнительных 25-процентных пошлин на индийские товары (что увеличило общую ставку до 50%) было, по словам советника, принято именно из соображений национальной безопасности.
Индийская сторона, в свою очередь, отвергает претензии Вашингтона. В МИД Индии заявили, что вынуждены закупать российское сырьё, поскольку традиционные поставщики перенаправили свои объёмы в Европу. В Нью-Дели также указывают на лицемерие западных стран, которые продолжают покупать российскую продукцию, утверждая, что в отличие от Индии, их торговля не продиктована жизненно важной необходимостью.