Многие эпизоды «холодной войны» были очень напряженными. Иногда, достаточно редко, но всё же, это заканчивалось гибелью корабля и части экипажа. Нервы выдерживали не у всех. В этой статье мы расскажем, как в июне 1971 года вследствие неосмотрительного маневрирования командира французского корабля эсминец «Surcouf» D-621 был протаранен советским танкером «Генерал Бочаров» в Средиземном море.
Танкеры типа «Сплит»
В 60-е – 80-е годы ХХ века советский торговый флот развивался буквально, «семимильными шагами». Судов самого различного назначения строили много, большими сериями. Серьезно стал вопрос о подготовке кадров моряков торгового флота. В стране их готовили многочисленные мореходные училища и техникумы. Поскольку верфи Союза были заняты строительством боевых кораблей, торговый флот, за очень небольшим исключением, заказывался за границей. Там же иногда и покупали суда. В пополнении советского морского и речного торгового флота активное участие принимали верфи из ФРГ, ГДР, Польши, Финляндии, Швеции, Дании, Австрии, Чехословакии, Венгрии, Великобритании, Франции, Японии, Болгарии Румынии. К этому списку обязательно нужно добавить и Югославию, на верфях которой спускались на воду самые разные торговые суда для СССР. На двух югославских судостроительных заводах в Сплите и в Риеке строили и танкеры типа «Сплит». Это была большая серия из 23 судов. Дедвейт танкера составлял 22 600 тонн, длина 186 метров. Они входили в состав флота Новороссийского морского пароходства и были настоящими «рабочими лошадками» советского торгового флота – ходили на Кубу, в Индию, в Исландию, в страны Юго-Восточной Азии, снабжали рыбаков топливом и водой во всех океанах планеты. Один из танкеров серии получил название «Генерал Бочаров», в честь генерал-майора Леонида Порфирьевича Бочарова, члена Военного совета 57-й Армии, освобождавшей Белград. «Генерал Бочаров» был передан Новороссийскому морскому пароходству в 1966 году. Капитаном танкера был Э.Д. Пасечнюк.
Эсминец «Surcouf» D-621 типа Т-47
После окончания Второй мировой войны французский ВМФ находился в плачевном состоянии. Флот понес большие потери. Пришлось использовать корабли, доставшиеся Франции по репарации, что-то передали союзники. Но все равно, флот пришлось восстанавливать практически «с нуля». Первым типом послевоенных эсминцев во французском флоте стал тип Т-47. Всего по этому проекту было построено 12 кораблей. «Сюркуф» был головным эсминцем проекта. Что интересно. Назван корабль был в честь капера и работорговца Робера Сюркуфа. К моменту ввода в строй в 1955 году эсминец стал четвертым кораблем с таким именем во французском флоте. Стандартное водоизмещение кораблей типа Т-47 было 2 800 тонн, длина 129 метров, скорость хода 34 узла – около 63 км/ч. При постройке каждый корабль был вооружен шестью 127-мм орудиями в трех двухорудийных башнях, шестью 57-мм зенитными орудиями в трех двухорудийных башнях, четырьмя 40-мм зенитными автоматами и двенадцатью (четыре трёхтрубных) торпедными аппаратами под торпеды калибром 550 мм. Эсминцы были оснащены французскими гидролокаторами DUBV-1 и DUBA-1. Команда состояла из 347 человек. Получился классический эсминец с учетом опыта Второй мировой войны. Но поскольку задач для такого класса кораблей во французском флоте было много, то уже в 60-х годах корабли тип Т-47 стали модернизировать. Три корабля («Сюркуф», «Кассар» и «Шевалье Поль») были переоборудованы в флагманские корабли флотилий. Часть зенитных орудий и торпедных аппаратов были демонтированы, а на их месте появилась дополнительная надстройка для офицеров штаба и аппаратуры связи. Эти эсминцы должны были заменить списываемые легкие крейсера довоенной постройки. На «Кассаре» появилась вертолетная площадка. На четырех кораблях был установлен зенитно-ракетный комплекс «Тартар» и противолодочный реактивный бомбомет. Эти корабли предназначались для противовоздушной обороны. Пять эсминцев были переоборудованы в корабли противолодочной обороны. Они были полностью перевооружены. Главным оружием стали французские ракето-торпеды «Малафон». Все корабли (кроме «Сюркуфа) прослужили до конца ХХ века.
У Вашингтона пассажирский самолёт Bombardier CRJ 700 столкнулся с военным вертолётом Sikorsky H-60 Black Hawk. Инцидент произошёл, когда самолёт подходил к посадочной полосе аэропорта имени Рейгана.
«Сюркуф» сразу включился в активную службу. Его портом приписки стал Тулон. Корабль участвовал в маневрах НАТО. С октября по декабрь 1956 года «Сюркуф» входил в состав французских кораблей, участвовавших в операции «Мушкетер» во время Суэцкого кризиса 1956 года. С 1959 года базой эсминца стал Брест, и «Сюркуф» вошел в состав 10-й Дивизии эсминцев. «Сюркуф», наверное, построили всё-таки под несчастливой звездой. 26 марта 1960 года эсминец столкнулся с сухогрузным теплоходом «Léognan» недалеко от острова Гройс. Корабль получил повреждения, у него был серьезно помят правый борт. К счастью, без человеческих жертв. После модернизации во флагманский корабль, которая происходила в 1960-1961 годы, «Сюркуф» стал флагманским кораблем адмирала, который командовал 1-й эскадрой. В марте 1962 года, на излете Алжирской войны, «Сюркуф» участвовал в сражении при Баб-эль-Уэде, обстреливая вместе с однотипным эсминцем «Maillé-Brézé» D-627 этот алжирский город, который удерживали силы OAS. Обстрел был недолгий – французское командование признало его нецелесообразным, но эсминцы оставались недалеко от берега как элемент устрашения. Потом они участвовали в доставке войск в Алжир. В 1967 году эсминец прибыл с визитом вежливости в Ленинград. В июне 1971 года «Surcouf» D-621 находился в охранении французского легкого авианосца «Arromanches» R-95 (бывший английский HMS «Colossus»)
Столкновение в Средиземном море
Надо сказать, что начало 70-х годов в Средиземном море было жарким. Противодействие кораблям советской 5-й Оперативной эскадре ОПЭСК со стороны флотов государств-членов НАТО усиливалось. За год до столкновения «Сюркуфа» в 1970 году у острова Крит столкнулись английский авианосец HMS «Ark Royal» R-09 и советский эсминец «Бравый» проекта 56К. Об этом смотри статью «Таран у острова Крит».
Сразу оговоримся. Известны только факты. Причины, приведшие к столкновению, засекречены во французских и советских архивах. В Советском Союзе о произошедшем не говорили совсем. Французская пресса высказывала только свои соображения. Поэтому ограничимся только версией французских СМИ. Журналисты утверждали, что в июне 1971 года в нейтральных водах Средиземного моря, к юго-востоку от испанского побережья, корабли 5-й ОПЭСК проводили учения, одной из составляющих которых была дозаправка дизель-электрических подводных лодок. Причем, что важно, дозаправка субмарин должна была производиться с гражданских танкеров Министерства Морского флота СССР. Справедливости ради, нужно сказать, что подобная практика, когда гражданские танкеры передавали топливо боевым кораблям в море, в то время практиковалась достаточно широко. 5 июня 1971 года Морское командование НАТО сообщило, что в Средиземном море находится от 12 до 14 советских дизель-электрических субмарин. Мы уже говорили о том, что, не смотря на то, что Средиземное море была ареной противостояния флотов СССР и НАТО, гражданское судоходство во всех его проявлениях (регулярные пассажирские и грузовые линии, круизы, работа рыбаков и т.д.) осуществлялось в обычном режиме. В те годы Испания еще не входило в НАТО, поэтому слежение за учениями советского флота вела авианосная группа в составе легкого авианосца «Arromanches», кораблей охранения и вспомогательных судов.
6 июня эсминец «Сюркуф» вышел на перехват танкера «Генерал Бочаров». Достоверно неизвестно, участвовал ли наш танкер в маневрах 5-й ОПЭСК, или просто его курс был проложен в том районе. Факт в том, что танкер шел курсом через район учений, а французы заподозрили его в бункеровке советской подводной лодки. Какое-то время эсминец осуществлял слежение на расстоянии 15 морских миль – около 28 км – а потом «Сюркуф» пошел наперерез курса «Генерала Бочарова». Зачем был предпринят этот маневр – не ясно. Французские СМИ предполагают, что танкер на ходу заправлял лодку, находящуюся под водой! Абсурдность такого предположения даже и комментировать не нужно. Но тогда совсем не ясен смысл маневра эсминца. Пересечь курс перед носом танкера, который в загруженном состоянии в семь раз тяжелее эсминца и менее маневренней, чем он – чреват большими неприятностями. Опять же французские СМИ предполагали, что таким маневром командир «Сюркуфа» хотел сорвать бункеровку подводной лодки, а капитан танкера намеренно пошел на таран. Оставим эти заявления на совести журналистов.
Совладелец и президент группы компаний DNS Дмитрий Алексеев оценил слияние Wildberries и Russ и вклад каждой компании в объединенную РВБ. По его мнению, не вполне понятно, какую выгоду получит маркетплейс в результате объединения.
Произошло то, что и должно было произойти в тех условиях. Груженый танкер – судно крайне маломаневренное, и в 04-09 по местному времени (то есть еще до восхода солнца) форштевень танкера врезался в правый борт шедшего наперерез эсминца. Танкер шел со скоростью 16 узлов – около 30 км/ч. Удар был такой силы, что нос «Генерала Бочарова» фактически перерубил «Сюркуф» пополам, полностью разрушив одно из машинных отделений. Правда, огромная пробоина была выше ватерлинии. Перемещение личного состава из носовой части в кормовую часть и наоборот было сильно затруднено. 9 членов экипажа «Сюркуфа» пропали без вести, один скончался от ожогов уже на берегу. «Генерал Бочаров» сразу после столкновения дал задний ход и остановился. Все произошло в 60 морских милях – около 110 км – к юго-востоку от испанского порта Картахена.
Эсминец из охранения «Arromanches» «Tartu» D-636 тип Т-53 пришел на помощь «Сюркуфу» и стал буксировать его в порт. Но во время буксировки носовая часть корабля окончательно отломилась и затонула. К счастью, та часть экипажа, которая находилась в носовой части, с трудом перебралась на корму. Людей снимали вертолетами с авианосца «Arromanches». В Картахену, а потом в базу в Тулоне на буксире привели только корму «Сюркуфа». Танкер критических повреждений не получил – была слегка помята носовая часть, с нее сошла краска. Кроме этого, в носу образовалась небольшая пробоина выше ватерлинии. «Генерал Бочаров» своим ходом дошел до Александрии. Тогда в этом порту базировались корабли советской Средиземноморской эскадры. Там он и встал на ремонт.
Заключение
Этот воистину уникальный случай рассматривала международная комиссия. Она признала виновником столкновения командира французского эсминца. Что интересно. Представители Франции даже не протестовали против такого вердикта. Франция выплатила два миллиона франков за ремонт танкера. Вторым интересным моментом явилось то, что ВМФ обоих стран засекретили материалы об этом столкновении. Если такие действия со стороны Франции понятны и объяснимы, то аналогичное решение советских руководителей не совсем понятно. Ведь на основе этого эпизода «холодной войны» вполне можно было набрать очки в войне психологической. Еще один непонятный факт – это приказ по Новороссийскому морскому пароходству. Согласно ему, капитан танкера Э.Д. Пасечнюк получил выговор, а вахтенный второй помощник капитана О.А. Какабадзе – строгий выговор с удержанием 1/3 зарплаты как возмещение убытков. Как он мог предотвратить столкновение – не совсем понятно. Повторимся, все материалы до сих пор имеют гриф «секретно».
Танкер «Генерал Бочаров» благополучно проработал в Новороссийском морском пароходстве до 1991 года. После этого его перевели под «удобный» мальтийский флот. Под названием «Novomir 2» танкер прослужил до конца 1996 года.
26 июня 1971 года буксир «Белье» в сопровождении эсминца «D'Estrées» отбуксировали уцелевшую часть «Сюркуфа» в Тулон. Через год, в 1972 году, из кормовой части эсминца сделали несамоходную мишень Q-495, которая была потоплена 5 мая 1972 года, после попадания в неё противокорабельной ракетой «Exocet».