Версия // Общество // В марте в Тайланде и Камбодже отпраздновали буддийский праздник Макха Буча

В марте в Тайланде и Камбодже отпраздновали буддийский праздник Макха Буча

4985

Собрались и отметили

В марте в Тайланде и Камбодже отпраздновали буддийский праздник Макха Буча
(Фото – Таня Егорова)
В разделе

Макху Бучу отмечают также в Лаосе, Мьянме и Шри-Ланке. Праздник приходится на полнолуние третьего лунного месяца индийского календаря, что обычно выпадает на февраль или март. В 2023 году он пришёлся на 6 марта. Его суть в том, что буддисты вспоминают встречу 1250 архатов, собравшихся когда-то перед Буддой в одно и то же время без предварительной договорённости. В этот день празднуют создание идеальной и образцовой общины, именно поэтому событие иногда называют День Сангхи (Общины).

Мы решили рассказать об этом красочном празднике в рамках наших страноведческих исследований истории, обычаев и образа жизни разных народов мира. Немало россиян путешествовали по Индокитаю и странам Юго-Восточной Азии. Мы также старались и будем стараться (по возможности) раскрывать нюансы таких путешествий нашим читателям. Но многие из них ещё только собираются побывать в этих необычных краях или подкапливают такие мысли. Поэтому данная информация может представлять определённый просветительский интерес для любознательных и интересующихся вопросом людей.

Итак, что собой представляет Макха Буча?

Как пишут различные источники, посвященные исследованию буддизма и его направлений: «День Макха Буча (есть вариант написания Макха Пуджа) знаменует собой событие, которое произошло в роще Велувана в северной Индии через десять месяцев после просветления Будды. Традиционная история гласит, что во второй половине дня состоялось собрание, имевшее 4 характеристики: 1250 учеников Будды собрались, не сговариваясь предварительно, чтобы увидеть учителя. Все они были архатами. Все были рукоположены самим Буддой, а потому являлись его прямыми духовными последователями. Событие произошло в полнолуние третьего лунного месяца. Благодаря этим 4 характеристикам Макха Бучу называют Четырёхфакторным собранием».

Гонг и денежные пожертвования
Гонг и денежные пожертвования

По этому случаю, Будда преподал всем собравшимся краткое изложение Учения (Дхаммы). В ней были сформулированы следующие принципы:

— Терпение и прощение есть высший аскетизм;

— Постигшие говорят, что Ниббана является наивысшей;

— Не отшельник тот, кто вредит другому;

— Досаждающий другому — не аскет;

— Неделание всякого зла;

— Принятие благотворного;

— Очищение своего ума;

— Избегание оскорблений и причинения вреда, сдержанность;

— Умеренность в еде;

— Жизнь в уединении;

— Приверженность возвышенному уму.

Пагоды в Камбодже
Пагоды в Камбодже

Немногое известно о том, как традиционные буддийские общества отмечали это событие в далёкие от современности времена. Практики поклонения, вероятно, сильно варьировались. В различных источниках сообщается: «Первое известное в наше время празднование произошло во время правления тайского короля Рамы IV (1804—1868), который сделал его в 1851 году официальной церемонией. Король рассудил так, что «Макха Буча было важным собранием, буддийским чудом. Поэтому мудрые и знающие люди используют эту возможность почтить Будду и 1250 архатов, чтобы укрепить веру и осознать безотлагательность практики». Впервые церемония была проведена исключительно в королевском дворце, в Храме Изумрудного Будды. В дальнейшем преемник Рамы IV Рама V (1853—1910) расширил эту практику и сделал её общенациональным праздником в Храме Изумрудного Будды. В 1913 году он официально объявил день Макха Бучи государственным праздником, начав проводить церемонии не только во дворце, но и в других местах. К 1937 году церемония широко отмечалась по всему Тайланду, но к 1957 году она вышла из обихода. Её возрождению способствовал Верховный Патриарх Таиланда. Из Тайланда эта практика распространилась в соседние страны, в которых проживает большинство приверженцев буддийского направления Тхеравады».

Фигурки божеств в храме
Фигурки божеств в храме

Смысл участия в Макха Буче состоит в следующем: миряне накапливают заслуги, что делается для того, чтобы получить благое перерождение в цикле сансары (колеса перерождений). Все желающие участвуют в шествиях, зажигают свечи, посещают проповеди и делают различные подношения (еда, деньги, специальные подарки) монахам, а также медитируют, исполняют буддийские песнопения и воздерживаются от азартных игр. Кроме того, иногда выпускаются на волю животные и птицы. С 2015 года продажа алкоголя в Макха Бучу в Тайланде запрещена, о чём в магазинах крупных торговых сетей (вроде популярной в Тайланде «7/11») вывешиваются специальные объявления. В большинстве стран Юго-Восточной Азии, как Лаос или Мьянма, этот день также является общенациональным праздником. Помимо религиозного значения Макха Буча также символизирует окончание сельскохозяйственного года, поскольку отмечается после сбора урожая.

Каким образом происходит церемония?

Как только стемнеет (обычно около 7 часов вечера) участники собираются на прихрамовой территории и три раза обходят алтарь по часовой стрелке, держа в руках зажжённые свечи (в основном оранжевого цвета). Главная цель праздника — выражение почтения этому важному для буддистов событию. Такой обход имеет название «wian thian» («wian» — кружить вокруг; «thian» — свеча). Считается, что посещая храмы и присоединяясь к мероприятиям, прихожане (как и все сочувствующие) не только накапливают благие заслуги, но и очищают карму.

Наиболее широко Макха Буча отмечается в Тайланде, где он объявлен национальным праздником. Что интересно, в разных областях Тайланда и Камбоджи праздник отмечается по-своему. Например, в Северном Тайланде праздник Макха Буча был введён в обиход только в 1960-х годах. Обычно празднования обретают наибольший размах в Центральном Таиланде. Процессия при свечах стала ассоциироваться с Макха Бучей только в 1990-х годах. В это время в Северном, Северо-Восточном и Южном Тайланде обычно поклоняются буддийским реликвиям. Интересная деталь – нередко в буддийских храмах в Тайланде и Камбодже по двору неспешно и важно прогуливаются петухи. Их никто не гоняет, а, наоборот, подкармливают. Птицы выглядят очень импозантно и красочно. Находятся они при храмах неслучайно, так как буддисты верят, что крик петуха способствует пробуждению…

Петушок – Золотой гребешок
Петушок – Золотой гребешок

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 20.03.2023 10:19
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх