Версия // Общество // В феврале 2006 года загорелся и опрокинулся египетский паром, погибли около 800 человек

В феврале 2006 года загорелся и опрокинулся египетский паром, погибли около 800 человек

3512

Трагический дубль. «Титаник» Красного моря

В феврале 2006 года загорелся и опрокинулся египетский паром, погибли около 800 человек
В разделе

Страны, в состав транспортной инфраструктуры которых входят морские паромы, делятся на две группы. В европейских странах крайне строго следят за соблюдением правил безопасности на морском пассажирском транспорте. Конечно, и с европейскими паромами случаются происшествия. Например, балтийские паромы (Финляндия, Швеция и Эстония) в шхерах при сильном ветре иногда выжимает на камни, или на бровку фарватера.

Но такие ЧП обходятся без человеческих жертв. Более того, некоторые пассажиры даже довольны таким приключением, поскольку на скандинавских паромах в таких случаях дают пассажирам бесплатный алкоголь. Совсем не так обстоят дела во второй группе стран. В основном, это страны Юго-Восточной Азии (кроме Японии, Китая и Южной Кореи). К этой группе относится и Египет. В этой статье мы расскажем об одной из катастроф египетского парома, произошедшего в 2006 году.

Паромные линии Египта

Географическое положение Египта таково, что перевозки морскими паромами осуществляются только в Красном море на линии Египет – Саудовская Аравия между портами Сафага и Дуба (или Джидда). Линия пользуется большой популярностью по двум причинам. Во-первых, ей пользуются паломники, направляющиеся в Саудовскую Аравию, а, во-вторых, на паромах египтяне едут на заработки в богатую арабскую страну. В Средиземном море нет маршрутов, на которых могли бы быть задействованы паромы класса ro-pax (морские автомобильно-пассажирские паромы). Надо сказать, что есть еще две линии, на которых работают пассажирские теплоходы. Они речные, по реке Нил. Первая от Каира до Асуана, вторая по Нилу выше Асуанской плотины. Но эти линии речные, и по ним перевозят, в основном, иностранных туристов. Поэтому с безопасностью судоходства на них всё нормально.

С 1991 года на линиях между Египтом и Саудовской Аравией произошли три катастрофы с египетскими паромами, работающими на ней. В 1991 году затонул египетский паром «Salem Express». Тогда погибли 464 человека. Об этой катастрофе смотри статью «Цена беспечности. Гибель «Салем экспресс»». Трагедия произошла из-за желания капитана сэкономить топливо для судовладельцев и получить за это премию. 17 октября 2005 года в Красном море столкнулся паром «Pride of al Salam 95» и грузовое судно «Jebal Ali» . Оба судна затонули, два человека погибли, сорок были ранены. Очередная катастрофа случилась через год.

Паром «al-Salam Boccaccio 98»

Паром был построен в 1970 году в Италии под названием «Boccaccio». Первым владельцем парома была итальянская компания «Tirrenia di Navigazione». Паром предназначался для работы между портами Италии и соседних стран. Длина «Boccaccio» составляла 131 метр, максимальная скорость 19 узлов – 35 км/ч. Паром мог перевезти 200 автомобилей и 1 000 пассажиров. Всего была построена серия из пяти паромов этого типа. В 1991 году в Специи паром был перестроен – была добавлена высокая надстройка, изменился силуэт парома, возросла его осадка. Пассажировместимость увеличилась до 1 300 человек, возросло и количество перевозимых автомобилей до 320 единиц. Как следствие перестройки увеличилось и водоизмещение парома. Теперь оно составляло 11 800 тонн. Как водится, через 20-25 лет эксплуатации, европейские паромы продаются более бедным странам, которые не могут заказать постройку новых судов. «Boccaccio» был продан египетской судоходной компании «El Salam Maritime Transport».Это была крупнейшая частная судоходная компания в Египте и на Ближнем Востоке со штаб-квартирой в Каире. Паром переименовали в «al-Salam Boccaccio 98». Иногда паром называли « Salam 98».

Роковой рейс

По теме

Данные о количестве людей на борту парома разнятся, но не намного. Так глава судоходной компании «El Salam Maritime Transport» Мамдух Исмаил заявлял о 1 312 пассажиров и 96 членов экипажа. Другие источники заявляли о 1 310 пассажиров и о 105 (или 98) членов экипажа. Но такое различие не принципиально. Кроме этого, на борту находились 5 грузовиков и 22 легковых автомобиля.

Паром «al-Salam Boccaccio 98» вышел из саудовского порта Дуба 2 февраля 2006 года в 19-30 по местному времени, и, согласно расписанию, должен был прибыть в египетский порт Сафага в 03-00 на следующий день. Всё как обычно, рейс длиною 120 морских миль – около 220 км. Погода была штормовой – дул сильный ветер и шел дождь. Когда паром находился в середине Красного моря, связь с ним была потеряна. Потеря связи не привлекла внимания. По-настоящему судьбой парома египетские власти заинтересовались после трех часов ночи, когда «Салем 98» не пришел в египетский порт Сафага. Сначала паром искала египетская спасательная служба, потом к ней присоединились корабли Береговой охраны Саудовской Аравии и Египта. Мы живем в век глобальной информации, поэтому уже на следующий день мировые СМИ распространили кадры со спасательными шлюпками с пассажирами и десятками плавающих в море трупов. Власти Египта признали, что паром, с 1 300 пассажирами, утонул. После этого заявления к месту катастрофы был направлен английский военный корабль – десантный корабль-док с вертолетами HMS «Bulwark» L-15. По расчётам, он должен был подойти в район катастрофы через 36 часов после объявления египтянами о гибели парома. Как сообщили власти Египта, подавляющее большинство из 1 300 пассажиров были гражданами Египта, хотя на пароме были граждане Саудовской Аравии, Судана, Сомали, Палестины, Омана и один гражданин Канады. Меньшая часть возвращалась после хаджа (дело в том, что часть паломников покидают страну через другой порт Саудовской Аравии – Джидда), большая часть пассажиров – это работавшие в Саудовской Аравии и члены их семей. Спаслись только около 400 человек. Прибывшие спасатели подняли из воды 185 трупов. Остальные – около 800 человек – остались внутри корпуса парома. Интересно, что несколько выживших вплавь добрались до саудовского побережья, где их подобрали пограничники Саудовской Аравии.

Что же произошло на борту старого – 36 лет эксплуатации – но вполне мореходного парома – по данным компании-судовладельца, паром имел все лицензии на перевозку пассажиров, а ближайшее освидетельствование должен был пройти в 2010 году. По информации от спасшихся людей, на пароме вспыхнул пожар. Возник он на автомобильной палубе, где перевозились грузовики и легковые автомобили. Что интересно. Пожар обнаружили пассажиры (!), причем почти сразу после выхода из саудовского порта – паром отошел от берегов королевства всего на 20 морских миль – около 37 км. Экипаж парома приступил к тушению. Были заведены пожарные шланги и начата заливка очага пожара на автомобильной палубе.

По теме

Здесь необходимо дать пояснения. Паромы, или суда типа ro-ro или ro-pax имеют сплошную автомобильную палубу от носа до кормы, на которой перевозят колесную технику. Такая компоновка очень удобна, но и опасна. Дело в том, что эта палуба не имеет водонепроницаемых переборок, и. если на неё попадает вода в штормовых условиях, то это может вызвать критический крен.

Капитан Саид Омар принял неправильное решение, которое и привело к трагедии. Он приказал продолжать движение в Сафагу вместо того, чтобы вернуться в Дубу, до которого, после обнаружения пожара было всего два часа хода. Кончилось всё закономерно плохо. В определенный момент, из-за штормовых условий, паром получил крен. Вода из пожарных шлангов, которая находилась на автомобильной палубе, моментально оказалась около того борта, на который накренился паром. Через несколько секунд паром перевернулся. Все пассажиры, находящиеся внутри надстройки оказались в ловушке. Шлюпки и спасательные плоты, которыми действительно был укомплектован паром, оказались не нужными – люди просто не могли до них добраться.

Следствие

Конечно, ключевым фактором трагедии был не пожар, а решение капитана парома Саида Омара продолжать движение. С одной стороны, над капитанами таких паромов довлеет расписание и руководство судоходных компаний, которым очень не нравиться, когда их суда выбиваются из расписания. Саид Омар сообщил о пожаре в судоходную компанию. И оттуда приказали продолжить движение и не возвращаться в порт отправления. С другой стороны, по-видимому, капитан неверно оценил риски штормовой погоды и одновременной подачи воды из пожарных шлангов на автомобильную палубу. Многие пассажиры уверяли, что капитан покинул паром в спасательной шлюпке еще до его переворачивания.

Усугубило трагедию перестройка парома в 1991 году. Её результатом было увеличение пассажировместимости и количества перевозимых автомобилей. Но, новая высокая надстройка сильно уменьшила остойчивость парома. До перестройки, вероятно, паром выдержал бы сильный шторм и одновременно тушение пожара на автомобильной палубе. Новая надстройка сделало это сочетание смертельно опасным.

В интервью Би-Би-Си представитель Министерства транспорта Египта сообщил, что очаг пожара был в кладовой, примыкающей к автомобильной палубе. Первоначально пожар был потушен, но вспыхнул снова. Можно только догадываться, какой объем воды оказался в автомобильной палубе парома во время шторма.

Отдельно обвинили капитана другого парома компании «Сант-Катрин» – Салаха Гумаа, который не пришел на помощь горящему «Салам 98». В ответ Гумаа заявил, что принял такое решение, чтобы избежать второй катастрофы, так как был не уверен, что сумеет оказать помощь горящему судну в условиях шторма.

Суд над владельцами парома

Погибло около 1 000 человек. Кто-то должен был за это ответить. Первоначально, в 2008 году суд оправдал владельца парома Мамдуха Исмаила, его сына Амра Исмаила и еще двух лиц, связанных с судоходной компанией. Еще до суда в Египте работала парламентская комиссия, которая выдвинула конкретные обвинения в гибели людей на компанию Исмаила. Более того, было доказано, что Исмаил получил информацию от капитана о пожаре, но лично отдал приказ продолжать рейс. После оправдательного приговора в египетском обществе нарастало напряжение, которое подогревал тот факт, что Исмаил был членом Верхней палаты египетского парламента. Дело дошло до того, что родственники погибших разгромили представительство «El Salaam Maritime Transport» 11 марта 2009 года состоялся новый суд по этому делу, который отменил решение предыдущего суда. Мамдух Исмаил был осуждён к семи годам тюремного заключения. Двое других сотрудников компании были приговорены к трем годам лишения свободы каждый. Кроме этого, было заявлено, что экипаж парома во время тушения пожара действовал неправильно. По некоторой информации они якобы заперли пассажиров судна в своих каютах, чтобы они не мешали и не создавали панику. Эта информация полностью не подтверждена. Один из выживших пассажиров, Шахат Али рассказал, что им выдали спасательные жилеты, но потом капитан лично сообщил им, что они не нужны, и пассажиры их сняли.

Почему же всё-таки возник пожар? Это достоверно не известно. Представители саудовского порта Дуба заявили, что перед выходом в роковой рейс паром прошел стандартную проверку службами порта. Всё было в норме. «Мы провели обычную в таких случаях проверку. Паром был оборудован четырьмя спасательными шлюпками, а также спасательными плотами и жилетами. Никаких поводов для того, чтобы не допустить паром до выхода в море, у нас не было». В 2020 году суд ЕС постановил, что поскольку паром ходил под флагом Панамы, родственники погибших пассажиров и членов экипажа могут подавать иски о возмещении ущерба в итальянские суды, так как итальянское классификационное общество присвоило старому парому класс и разрешило его эксплуатацию.

Сегодня останки «al-Salam Boccaccio 98» являются популярным объектом для погружения любителей дайвинга.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.04.2023 15:00
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх