Версия // Общество // В 60-х годах в СССР были разработаны проекты вооружения гражданских судов баллистическими ракетами

В 60-х годах в СССР были разработаны проекты вооружения гражданских судов баллистическими ракетами

5263

Четвертая часть ядерной триады. «Скорпион»

5
В разделе

У каждой страны, обладающей ядерным оружием, есть средства его доставки. Наиболее полно они представлены так называемой «ядерной триадой». Это бомбардировщики с крылатыми ракетами и бомбами, баллистические ракеты шахтного, мобильного и железнодорожного базирования и атомные подводные лодки с баллистическими ракетами.

Из всех стран «ядерного клуба» только США и СССР-Россия обладают всеми составляющими «триады». Остальные страны имеют одну или две части. В этой статье мы расскажем о проекте «Скорпион». Если бы его воплотили в металл, то, вероятно, «триада» стала бы «квадригой»

История вопроса

В начале 60-х годов ХХ века США и СССР активно занялись строительством подводных лодок с баллистическими ракетами. В начале 1963 года у США было 10 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами – ПЛАРБ. Всего планировалось 45, но в итоге было спущено на воду 41 ПЛАРБ. СССР отставал. В это же время (начало 1963 года) у нас было 8 ПЛАРБ и 29 дизель-электрических подводных лодок с баллистическими ракетами. Если американские ПЛАРБ имели 16 шахт для баллистических ракет, то советские лодки 2-3 шахты. А самое главное - дальность полета “Polaris” A-3 достигала 4 600 км, а советских Р-13 комплекса Д-2 – 700 км. У ракет Р-11ФМ дальность была ещё меньше – 150 км, что немаловажно, все советские ракеты имели только надводный старт, то есть для запуска ракеты лодка должна была всплыть. Американские же ПЛАРБ умели стрелять из-под воды. Был комплекс Д-4 с ракетами Р-21 с дальностью стрельбы 1 400 км, но он был только на одной подводной лодке. В СССР разрабатывались ПЛАРБ проекта 667-А с 16-ю ракетами Р-27 комплекса Д-5 с подводным стартом и дальностью 2 400 км, но разработка находилась в начальной стадии.

Как часто было в ходе «холодной войны», первый шаг сделали американцы. Было объявлено о создании многонациональных ядерных сил – МЯС – НАТО. Идея была проста, и на первый взгляд, эффективна. Предполагалось построить 25 надводных кораблей, вооруженных 8-ю баллистическими ракетами “Polaris” A-3. «Фишка» замысла заключалась в том, что ракетоносцы предполагалось строить в корпусах быстроходных американских транспортов типа «Mariner». Это были транспортные суда водоизмещением 18 000 тонн, развивающие скорость 21 узел. Проект должен был финансироваться США, Великобританией, ФРГ, Италией, Голландией, Бельгией, Турцией и Грецией. Предполагалось, что экипажи этих кораблей будут интернациональными. состоящими из граждан стран, входящих в МЯС. Программу планировали реализовать за 10 лет, строить корабли должны были в ФРГ и других странах НАТО. Основная идея заключалась в том, что эти корабли внешне не должны были отличаться от простых гражданских судов. Они должны были находиться на боевом патрулировании в районах интенсивного судоходства – например, Восточная Атлантика, или Средиземное море – где одномоментно находятся сотни, или даже тысячи гражданских судов. Определить, что за внешностью мирного, идущего по своему маршруту «купца» скрывается стратегический ракетоносец с 8-ю «Поларисами» на борту – невозможно. Военно-морская и воздушная разведки ни одной страны с такой задачей тогда не справились бы.

В качестве пробного шара был поставлен на переоборудование итальянский легкий крейсер «Giuseppe Garibaldi» С-551. Почему для переоборудования был выбран именно этот легкий крейсер итальянского флота, честно говоря, непонятно. Дело в том, что «Giuseppe Garibaldi» был построен еще в 1937 году. После окончания Второй мировой войны он остался в составе ВМФ Италии. В 1962 году «Giuseppe Garibaldi» направился на модернизацию в США, где ему в кормовой части смонтировали четыре шахты для баллистических ракет “Polaris” A-3. После модернизации корабль произвел несколько стрельб учебными баллистическими ракетами, после чего вернулся в Средиземное море. Так в итальянском флоте появился первый в истории ракетный крейсер. Ради справедливости надо сказать, что до своего списания «Giuseppe Garibaldi» ни разу не принимал в шахты боевые «Поларисы».

По теме

В Советском Союзе планы по выпуску в Мировой океан 25-ти надводных носителей баллистических ракет, замаскированных под гражданские суда, понимания не вызвало. В СССР такие суда назвали «пиратскими», нарушающими все международные конвенции, и обещали при обнаружении их топить. В НАТО подумали, и заявили, что, не смотря на маскировку, ходить эти корабли будут под флагом МЯС НАТО. В Москве поняли, что с этой угрозой надо что-то делать.

Советский ответ

Идеологически советские предложения совпадали с натовскими. Необходимо было выбрать несколько типов гражданских судов, на которых можно было бы разместить по 8 новых баллистических ракет УР-100М комплекса Д-9. В отличие от подводных лодок, надводные ракетоносцы обладали более надежной системой командной радиосвязи, обеспечивающей высокую степень готовности к пуску ракет, практически такую же, что и у баллистических ракет наземного базирования. Предполагалось также, что строить такие корабли можно будет на многих судостроительных заводах, что позволяло бы в короткий срок нарастить группировку. Главным, определяющим условием являлась возможность сохранения такими кораблями скрытности патрулирования. Это служило единственной гарантией их боевой устойчивости. Научно-исследовательские институты ВМФ СССР провели анализ районов боевого использования таких кораблей, и пришли к выводу, что они должны патрулировать акватории, прилегающие к территории СССР на северо-западе и северо-востоке.

Районами патрулирования надводных ракетоносцев должны были стать Баренцево, Белое и Охотское моря, патрулируя в которых, корабли с баллистическими ракетами межконтинентальной дальности могли держать под прицелом объекты на 90% территории США. В те годы в акватории этих морей находилось приблизительно по 500 гражданских судов различного назначения – рыбодобывающие суда, перерабатывающие плавбазы, транспортные и пассажирские суда, ледоколы. Кроме этого, что немаловажно, в этих морях было относительно немного иностранных судов. Очень важно, чтобы будущие ракетоносцы по своему внешнему силуэту походили на советские суда, характерные для этих морей.

Проект 909, шифр «Скорпион»

Первым кандидатом стали транспортные суда усиленного ледового класса проекта 550 типа «Амгуэма», серийно строившиеся на судостроительных заводах в Комсомольске-на-Амуре и в Херсоне. Выбор был не случаен. Во-первых, таких судов было построено много - 15 единиц, они были привычны в морях, омывавших СССР. Все они – кроме двух – принадлежали Министерству морского флота. Два исключения – «Михаил Сомов» и «Яуза». Первый входил как научно-исследовательское судно в состав флота Госкомитета по гидрометеорологии и гидрологии СССР. «Яуза», как транспортное судно, входило и входит в состав Северного флота. Кстати, именно эти два судна до сих пор работают - «Михаил Сомов» как научно-исследовательское судно и судно снабжения полярных станций, а «Яуза» осуществляет транспортное снабжение полигона на Новой Земле. Остальные транспорты проекта 550 списаны. Во-вторых, так как суда этого проекта имеют усиленный ледовый класс, у них очень прочные корпуса, позволявшие с запасом прочности разместить баллистические ракеты на борту. Кроме того, ледовый класс был необходимым условием в предполагаемых районах патрулирования. Суда проекта 550 имели водоизмещение 14 000 тонн, скорость хода 14 узлов.

Корабль проекта 909 (фото: Военно-технический альманах «Тайфун» 4-1997 А.М. Васильев «Проект «Скорпион» - замаскированные надводные ракетоносцы»)
Корабль проекта 909 (фото: Военно-технический альманах «Тайфун» 4-1997 А.М. Васильев «Проект «Скорпион» - замаскированные надводные ракетоносцы»)

Будущий корабль получил номер проекта – 909. Первоначально на проекте 909 планировали разместить ракеты комплекса Д-8. В процессе проектирования, несмотря на сопротивление Главного конструктора комплекса В.Н. Чаломея, Д-8 заменили на комплекс Д-9 с ракетами Р-29. Эта ракета была легче УР-100М (37 и 44 тонны соответственно) и была меньше по габаритам (длина пусковой шахты – 14 м, диаметр – 2,1 м против 20,5 и 2,8 м). Использование комплекса Д-9 позволяло сделать идентичными силуэты проектов 909 и 550. Приказом ГКС от 27 февраля 1965 года проекту 909 присвоили шифр «Скорпион». Разработчиком проекта 909 было назначено ЦКБ-17.

По теме

В целях маскировки никакого иного вооружения, кроме ракетного комплекса Д-9, на корабле не было предусмотрено. Баллистические ракеты должны были находиться в шахтах на борту и быть готовыми к пуску в течение 6 месяцев с пятиминутной готовностью к старту. Разработчикам пришлось решить еще одну нетривиальную задачу. При абсолютном сходстве силуэтов, на борту проекта 909 должны были быть размещены не только шахты баллистических ракет, но и помещения для 114 человек – гражданский экипаж на проекте 550 составлял 57 моряков. Были решены и другие технические задачи.

Силуэты проектов 550 и 909 (фото: Военно-технический альманах «Тайфун» 4-1997 А.М. Васильев «Проект «Скорпион» - замаскированные надводные ракетоносцы»)
Силуэты проектов 550 и 909 (фото: Военно-технический альманах «Тайфун» 4-1997 А.М. Васильев «Проект «Скорпион» - замаскированные надводные ракетоносцы»)

Проект 1111

Разработчики военных кораблей в душе стратеги не хуже заказчиков – военных моряков. Поэтому часто промышленность в инициативном порядке предлагает флоту проекты, которые тот и не заказывал. ЦКБ-17 в инициативном порядке разработало эскизный проект 1111 – тот же надводный ракетоносец с комплексом Д-9, но выполненный в корпусе гидрографического судна. Логика у гражданских конструкторов была. Серийных судов проекта 550 было построено всего 15, это общеизвестный факт. Если построить достаточно много кораблей проекта 909, то натовская разведка достаточно быстро вычислит истинное назначение «транспортных судов ледового класса». А основным условием реализации проекта была абсолютная маскировка ракетных кораблей. ЦКБ-17 предложило интересный вариант. С одной стороны, гидрографы в Советском Союзе и России всегда исторически входили в состав военно-морского флота – кроме Полярной гидрографии, всегда находившейся в ведении гражданской структуры. С другой стороны – заподозрить небольшой гидрографический корабль в том, что он является не гидрографом, а стратегическим ракетоносцем практически невозможно. Именно на этих рассуждениях и базировался проект 1111. Требования секретности были настолько высоки, что на корабле проекта 1111 было предусмотрена возможность проведения гидрографических работ. Водоизмещение судна проекта 1111 было 5 530 тонн, проектная скорость хода 18 узлов. По сравнению с проектом 909 резко уменьшалась автономность (со 180 до 30 суток).

Корабль проекта 1111 (фото: Военно-технический альманах «Тайфун» 4-1997 А.М. Васильев «Проект «Скорпион» - замаскированные надводные ракетоносцы»)
Корабль проекта 1111 (фото: Военно-технический альманах «Тайфун» 4-1997 А.М. Васильев «Проект «Скорпион» - замаскированные надводные ракетоносцы»)

Эскизные проекты 909 и 1111 были завершены в конце лета 1965 года. К осени 1965 года стало ясно, что НАТО отказалась от своей программы МЯС. Дальнейшие работы по теме «Скорпион» в СССР были свернуты. Ретроспективно, можно предположить, что одной из причин отказа от кораблей проекта «Скорпион» стал дефицит мощностей для производства ракет для подводных лодок. Постройка надводных ракетоносцев снизила бы темп ввода в строй отечественных ПЛАРБ. Второй же причиной стала неуверенность военных моряков в том, что надводные ракетоносцы не будут расшифрованы, и корабли не потеряют боевую устойчивость. Ведь никакого другого вооружения, кроме баллистических ракет, на их бортах не было. Их единственной защитой было то, что никто не должен был заподозрить в них корабли со стратегическим оружием.

XXI век

По законам диалектики, технический прогресс развивается по спирали. На следующем витке идеи повторяются, но на новом техническом уровне. В XXI веке на вооружение российского флота поступил ракетный комплекс «Калибр». Он выпускается в трех вариантах – для надводных кораблей («Калибр-НК»), для подводных лодок («Калибр-ПЛ») и в контейнерном варианте («Калибр-К»). В последнем случае пусковые установки и аппаратура управления размещены в стандартных 40-футовых контейнерах, расположенных на палубах контейнеровозов. Есть и экспортный вариант, называется он “Clab”.

Клаб-К на МВМС-2013 (фото: Андрей Максимов)
Клаб-К на МВМС-2013 (фото: Андрей Максимов)

На последних военно-морских салонах в Санкт-Петербурге для иностранных покупателей предлагался именно контейнерный вариант. История повторяется. Судно-контейнеровоз, одно из тысяч судов, идущих по оживленным морским путям, в час «Ч» становится ракетоносцем и пускает крылатые ракеты. Информация о принятии на вооружение в российском ВМФ комплекса «Калибр-К» или о покупке какой-либо страной комплекса “Clab -К” в официальных источниках отсутствует.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 04.02.2021 11:30
Комментарии 0
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх