Если спросит, какая катастрофа на море принесла наибольшее количество жертв в мирное время, то многие ответят, что гибель «Титаника». Однако по количеству жертв она занимает только пятое место. Кто-то вспомнит гибель парома «Эстония». Все будут неправы. Наибольшее количество – точное количество неизвестно, около 4 300 человек – погибло при столкновении филиппинского парома «Dona Paz» с танкером «Вектор» в 1987 году. В этой статье мы расскажем о катастрофе и о причинах, приведших к ней.
Морские паромы
Любое государство, имеющее выход к морю, использует паромы для перевозки людей и автомобилей. В зависимости от географии, это могут быть небольшие грузовые паромы, скоростные пассажирские, огромные туристические пассажирские паромы с возможностью перевозки колесной техники, или железнодорожные паромы, перевозящие не только грузовые вагоны, но и целые пассажирские поезда. Типов паромов много.
Как и со всяким транспортом, следующим по расписанию, время от времени, с паромами случаются различные происшествия, а иногда даже и катастрофы. О гибели паромов «Estonia» и “Herald of Free Enterprise” смотри статьи «Тайна на дне Балтийского моря» и «Смерть в Английском канале».
Как мы говорили, паромные линии есть во всех морях. Но в мире есть три региона, где плотность паромных линий значительно превышает среднюю. Это Северная Европа (Балтийское море, Северное море, норвежские фьорды, пролив Ла-Манш), Средиземное море и регион Юго-Восточной Азии. В европейских водах строго соблюдаются правила безопасной перевозки пассажиров. Эксплуатируемые паромы должны соответствовать требованиям безопасности. Но, даже, несмотря на такие жесткие требования, случаются крупные происшествия и катастрофы. С 70-х годов ХХ века в европейских водах погибли два парома, и произошло четыре крупных пожара. Даже в этих безопасных водах случаются небольшие происшествия. Так, финские паромы время от времени садятся на мель в балтийских шхерах. Пассажиром, как правило, это ничем не грозит, кроме сорванного расписания. По не писаным правилам, при посадке на мель для снятия стресса у пассажиров все бары парома работают бесплатно. В целом, путешествие на пароме в Северной Европе или по Средиземному морю безопасно.
Совершенно по-другому обстоят дела в Юго-Восточной Азии. В этом регионе безопасность на должном уровне поддерживается только на японских и китайских паромах. Немного южнее Японии и Китая все не так радужно.
В Индонезии и на Филиппинах – самых густонаселенных на Земле архипелагах - густая сеть паромных линий. В регионе тысячи островов, крупных и мелких. Аэродромов единицы, поэтому добраться до нужного места можно лишь по морю. В паромном бизнесе Индонезии и Филиппин играют существенную роль два фактора. Во-первых, для обеспечения необходимого объема перевозок нужно много паромов. А, во-вторых, Индонезия и Филиппины - страны не богатые, и строить современный паромный флот им не по карману. Поэтому судоходные компании для обеспечения перевозок скупают в Европе и Японии практически все старые паромы. Начиная работать на регулярных маршрутах, эти пожилые суда эксплуатируются с нагрузкой, в разы превышающую расчётную. В каких-то случаях подобное положение дел объясняется жадностью и безответственностью судоходных компаний, в каких-то - необходимостью перевезти нужное количество людей. Риск катастрофы усугубляется тем, что все паромные рейсы не международные, а внутренние, на которых безопасность пассажиров не соблюдается. Все это привело к тому, что информация о гибели парома или о крупной аварии на пароме приходят из этого региона с пугающей регулярностью. Если проанализировать профильную литературу, можно убедиться, что в регионе приблизительно раз в год гибнет паром с человеческими жертвами. Путешествие на пароме в Индонезии и Филиппинах небезопасно. Но у жителей этих стран выбора нет.
Целью возведения линии обороны в Эстонии назвали желание страны чувствовать себя способной защитить себя. Решение, как утверждают, не означает наличие реальной угрозы войны.
Паром «Донья пас»
MV «Doña Paz» был построен в 1963 году в Японии. Паром получил название «Химэюри Мару» MV «Himeyuri Maru». Он вошел во флот компании «Рюкю Каиун Каиса» и предназначался для связи между японскими островами. Паром имел водоизмещение 2 600 тонн, скорость хода 18 узлов (около 33 км/ч) и брал на борт 608 пассажиров. Через 12 лет эксплуатации, в 1975 году, он был продан компании «Sulpicio Lines», которая являлась оператором паромных перевозок в Филиппинах. Паром был переименован в «Don Sulphico». Попутно увеличили его пассажировместимость – паром стал брать на борт 1 424 пассажира. «Don Sulphico» работал на линии Манила - Себу. 5 июля 1979 года на пароме вспыхнул пожар, но из 1 164 человек никто не пострадал. Само же судно получило большие повреждения. Было принято решение о восстановлении парома. В 1981 году обновленный паром вышел на линию, но под другим названием - «Doña Paz». За месяц до катастрофы паром прошёл текущий ремонт. После ремонта он мог брать на борт 1 500 пассажиров.
Катастрофа
Паром работал на линии Манила – Катбалоган – Таклобан и обратно, совершая два рейса в неделю. 20 декабря 1987 года в 6-30 по местному времени «Донья Пас» вышла из порта Таклобан и взяла курс на столицу Филиппин Манилу. Перед Манилой расписанием был предусмотрен заход в порт Катбалоган. В порт Манила паром должен был прибыть в 4-00 на следующий день.
Официально, по данным «Sulpicio Lines», на борту было 1 553 человека – 1 493 пассажира и 60 членов экипажа. Забегая вперед, скажем, 23 декабря цифры скорректируют – 1 583 человека – 1 525 пассажиров и 58 членов экипажа. Но эти цифры никак не стыковались с количеством погибших пассажиров. Тогда стало известно, что на рейс продавались дополнительные билеты по сниженным ценам (кому шёл доход – компании, или экипажу, до сих пор не ясно). Кроме этого, часть пассажиров провозили своих детей без билетов. Всего, по ориентировочным данным, на борту находилось 4 500 человек! Это в три раза больше увеличенной после модернизации пассажировместимости парома. Косвенной причиной такого большого количество пассажиров было то, что люди из провинции хотели попасть в столицу на Рождество и Новый год.
В 22-30 по местному времени паром проходил по проливу Таблас рядом с провинцией Мариндуке. Немногие спасенные пассажиры парома после катастрофы рассказали, что видимость была достаточной, но на море было волнение. Уже после того, как большинство пассажиров легли спать, «Донна Пас» столкнулась с небольшим танкером «Вектор», перевозившим 8 800 баррелей бензина и нефтепродуктов. (8 800 баррелей – это около 1 050 кубических метров) Танкер шёл из Батана в Масбат.
При столкновении произошел самый плохой сценарий. Нефтепродукты и бензин вылились в море и загорелись. Два судна оказались в огне. Выжившие пассажиры рассказывали, что слышали удар и взрыв, после чего загорелось море, и пожар перекинулся на паром. Спасательные жилеты на судне были, но их количество соответствовало номинальному количеству пассажиров. А их было в три раза больше. Как потом выяснило следствие, все спасательные жилеты находились в помещении под замком – наверное, чтобы их не украли. Обезумевшие пассажиры были вынуждены бросаться в горящее море. Паром затонул через два часа после столкновения, танкер — через четыре часа. В проливе Таблас, где произошло столкновение, всегда было много акул. Официальные власти и спасатели получили информацию о трагедии только через восемь часов. Была организована операция по поиску и спасению оставшихся в живых людей. Но первыми к месту катастрофы подоспели не спасатели, а рыбаки, которые на своих катерах и моторных лодках спасли уцелевших.
Из воды были подняты всего 26 человек – 24 пассажира с «Донны Пас» и 2 члена экипажа «Вектора». Всего экипаж танкера состоял из 13 моряков. Из команды парома не спасся никто. Почти все спасенные были обожжены. Триста трупов были в течение нескольких дней выброшены на берега ближайших островов. Почти все они были объедены акулами. Общее число погибших было около 4 300 человек. Точную цифру установить не удалось. Все выжившие утверждали, что на борту находилось свыше четырех тысяч пассажиров. Эта цифра подтверждается тем, что из 21 трупа, поднятых на поверхность и опознанных как пассажиры «Донны Пас», только один был официальным пассажиром, а из 24 выживших пассажиров – лишь пять имели билеты на паром. Катастрофа «Донны Пас» стала крупнейшей катастрофой в мирное время.
Следствие было долгим. Только в январе 1999 года комиссия, проводившая расследование, официально объявила, что на борту был 4 341 пассажир (при 1 500 официально разрешенных пассажиров). Вместе с 11 погибшими моряками танкера «Вектор», общее число погибших - 4 386 человек.
Расследование причин
Расследование проводила Филиппинская Береговая Охрана. Результаты расследования опубликовали в 1988 году, и они были шокирующими. Оба судна шли на авторулевом, вахта на обоих судах не вела наблюдение за морем, некоторые обязательные навигационные приборы отсутствовали. «Вектор» вообще не имел лицензии на перевозки нефтепродуктов, и фактически, все его рейсы были нелегальными. На пароме, на ходовом мостике находился только один человек, который к тому же даже не наблюдал за морем. Остальные офицеры в кают-компании смотрели телевизор, и пили пиво. После столкновения, почему то ни одно судно не подало сигнал SOS. Возможно, радиостанции просто не работали. Вину в столкновении возложили на экипаж танкера «Вектор», ведь он вообще не имел право на перевозки нефтепродуктов. Но самый удивительный вывод был сделан в конце отчета. Несмотря на вопиющие факты, выявленные при управлении паромом, Береговая Охрана сняла обвинение с компании-оператора парома «Sulpicio Lines», возложив всю вину на погибший экипаж.
Заключение
Оператор парома «Sulpicio Lines» заявил, что пострадавшим будет выплачено по 472$ за человека (в ценах 2011 года). Но до сих пор родственники не могут получить компенсации с «Sulpicio Lines» и владельцев танкера «Cal-Tex Philippines, Inc.». Удивительно, но после стольких смертей никто не понес ответственность.
В 2019 году оба судна были найдены исследовательским судном «Petrel». Паром и танкер затонули на глубине 500 метров, лежат на дне, на ровном киле на расстоянии 2 200 метров друг от друга..
Десятки таких паромов ежедневно продолжают ходить по маршрутам в Юго-Восточной Азии. Информация об их гибели приходит практически ежегодно. Менее чем через год гибнет филиппинский паром «Дона Мэрилин» с более, чем 300 пассажирами и членами экипажа. После этого гибнет паром «Розалия» с 400 пассажирами, потом еще один малый паром – 50 жертв. Информация о мелких авариях паромов в Юго-Восточной Азии приходят регулярно.