Версия // Общество // Удивительная инструкция и действия докеров привели к гибели судна

Удивительная инструкция и действия докеров привели к гибели судна

4029

Пожар на автомобилевозе

Удивительная инструкция и действия докеров привели к гибели судна
В разделе

Современный морской транспорт насыщен всевозможной автоматикой, облегчающей труд экипажа. Это относится как к оборудованию мостика, где навигатор часто просто контролирует обстановку, так и общесудовых систем, включая противопожарную. В дополнении к автоматике есть масса инструкций. Всё это позволяет безопасно ходить по морям и океанам. Но иногда, даже в наши дни «что-то идет не так». В этой статье мы расскажет об одном из таких случаев – пожаре на автомобилевозе «Höegh Xiamen».

Суда типа Ro-Ro

Автомобилевозы – суда для массовой перевозки автомобилей без водителей. Большие автомобилевозы могут перевозить до 8 000 легковых автомобилей. Это узкоспециалированные суда, они развозят по всему миру продукцию автомобилестроительных заводов, или перевозят автомобили с пробегом. По сути – это модификация паромов, так как погрузка автотехники осуществляется своим ходом по аппарелям. Суда типа Ro-Ro, или ролкеры (от английского слова . roll – катить) – это суда, в которых колесная техника загружаются – разгружаются своим ходом по аппарелям. Если это автомобильно-пассажирский паром, то у него колесная техника находится на автомобильной палубе внизу, а на верхних – расположены помещения для пассажиров, если это автомобилевоз – то автомобили располагаются на всех палубах судна.

«Höegh Xiamen»

«Höegh Xiamen» – это автомобилевоз длиной 183 метра и водоизмещением 47 000 тонн. Построено судно в 2010 году в Китае. Автомобиливоз нес норвежский флаг и был приписан к порту Осло. Экипаж судна состоял из 21 моряка, все граждане КНР. На момент происшествия, судно находилось во фрахте у компании «Grimaldi Deep Sea».

Выше мы говорили, что автомобилевозы могут выполнять несколько задач. Главной из них является перевозка новых автомобилей с заводов по всему миру. Но есть и другая задача. В Африке потребность в автотранспорте огромна, а платежеспособность государств и граждан не высокая. Поэтому из развитых стран туда массово перевозят автомобильный «секонд хенд» – автомобили с пробегом. Об этом бизнесе известно не много, но он процветает, и затрагивает все (за исключением Антарктиды, разумеется) континенты. В Китае было построено четыре судна типа «Höegh Xiamen», и все они занимались перевозкой автомобилей с пробегом из портов США в порты Западной Африки.

Планом последнего рейса предусматривалось погрузить в порту Джексонвилл в штате Флорида 1 700 автомобилей, после чего «Höegh Xiamen» должен был проследовать в порт Балтимор и там погрузить остальные машины. Выше мы говорили, что судно находилось во фрахте у компании «Гримальди». Именно фрахтователь должен был обеспечить доставку груза в порт и организовать его погрузку на борт автомобилевоза.

Любой автомобилевоз можно узнать издали. Это большое высокобортное судно без иллюминаторов. Объясняется такой внешний вид просто – на судне размещены грузовые палубы, на которых и перевозятся автомобили. На «Höegh Xiamen» было 11 грузовых палуб. На палубе 5 имелись две аппарели (кормовая и бортовая) для погрузки и выгрузки машин на причал. Конструктивно на судне предусматривались противопожарные переборки, оборудованные системами принудительной вентиляции и пожаротушения. «Höegh Xiamen» имел 22 вытяжных и 38 вдувных вентилятора. Надо понимать, что мощная вентиляционная система предназначалась только для загрузки и выгрузке автомобилей, чтобы на грузовых палубах не было опасной загазованности. В случае возникновения пожара, её необходимо было срочно заглушить, и активировать системы пожаротушения. Включение и выключение судовых вентиляторов осуществлялось с мостика судна, или из помещения пожарного поста.

По теме

На «Höegh Xiamen» имелась пожарная сигнализация из 528 датчиков (из них 496 находились на грузовых палубах судна). Система была сделана таким образом, что если после получения сигнала о дыме и температуре в течение 2 минут никто не реагировал, по судну автоматически включался сигнал аварийной тревоги – срабатывала сирена.

Хроника происшествия

Ночью 3 июня 2020 года «Höegh Xiamen» прибыл в Джексонвилл, и в 8 часов утра на судне начали погрузку. В порту Джексонвилла действуют строгие правила погрузки автомобилей на ролкеры. Во-первых, они должны быть доставлены на причал за 72 часа до начала погрузки. Здесь необходимо сделать небольшое отступление. При погрузке автомобилей с пробегом, они делятся на три группы. В первую группу (runners) входят автомобили, которые сами могли заехать по аппарели на автомобилевоз. Во вторую группу (towed) входят автомобили, которые при погрузке надо было буксировать. Третью группу этого автомобильного «секон хэнда» (forklifted) составляют машины, не способные даже к буксировке. Их надо было грузить с помощью вилочных погрузчиков.

Автомобилевоз Hoegh Xiamen в рейсе и в порту при тушении пожара
(фото: topwar.ru)
Автомобилевоз Hoegh Xiamen в рейсе и в порту при тушении пожара (фото: topwar.ru)

Немного отвлекаясь от темы, зададимся вопросом. То, что Америка таким образом избавляется от автохлама, понятно, но вот зачем в Африке автомобили, которые невозможно даже буксировать – это большой вопрос. На запчасти, судя по всему, предназначалась вторая группа машин.

Кроме этого, существует ещё целый ряд ограничений по погрузке автомобилей на судно. Например, запрещается грузить машины с сильно дымящим двигателем, протекающими масло и бензопроводами, неработающими тормозами и так далее. В целом, в этом порту действуют жёсткие правила безопасности при погрузке автомобилей. Погрузку осуществляли 10 докеров.

В этом рейсе Джексонвилл был не первым портом. На борту «Höegh Xiamen» уже имелись 865 машин, размещенных на нижних палубах. Из 1 700 предназначенных к погрузке автомобилей, 1 050 относились к первой группе, то есть они могли самостоятельно заехать на судно, остальные относились ко второй и третьей группам.

Экипаж совершил ошибку, которая стала первой в цепочке. Так как грузились старые автомобили, то они сильно дымили, что приводило к постоянным срабатываниям противопожарных датчиков. Чтобы спокойно производить загрузку, сигнализацию отключили. Что интересно, делалось это согласно инструкции судовладельца, то есть вполне официально. Более того, на ходовом мостике повесили плакат «Сигнализация отключена»! Но на этом удивительные вещи не заканчивались. Естественно, после погрузки экипаж включал противопожарную сигнализацию. Но она была сделана таким образом, что повторное её включение могло быть возможно только по прошествии какого-то времени. Конкретно на «Höegh Xiamen» это время был 10 часов. То есть после отключения сигнализации при начале погрузки, её можно было включить только через 10 часов, после повторного нажатия кнопки. Понимая всю опасность такой ситуации, из членов экипажа назначались два человека, обязанностью которых было следить за противопожарной безопасностью в районе аппарели и на грузовых палубах на время отключения сигнализации. На время погрузки они освобождались от всех других работ. Не надо забывать, что при погрузке включалась мощная вентиляция на судне, и на грузовых палубах был активный приток свежего воздуха.

В тот день, 3 июня погрузочные работы были завершены в 20-00 по местному времени. На следующий день, 4 июня, погрузка возобновилась в 8 часов утра. Всё было погружено к 14-30. Докеры покинули судно, На «Höegh Xiamen» выключили вентиляцию и загерметизировали грузовые палубы. Вторым роковым моментом стало заклинивание кормовой аппарели. На некоторые грузовые палубы продолжал поступать воздух. Как назло, пошёл дождь, старший помощник принял решение прервать работы и переждать ливень в помещении на верхней палубе судна. Противопожарная система еще не включилась. Старпом увидел дым из одного из вытяжных вентиляторов, и оповестил об этом мостик. Там приняли решение вручную ввести в строй противопожарную систему (такая опция была предусмотрена разработчиками, но экипаж ею практически не пользовался). Заработавшая система выдала более двадцати точек возгорания. На судне была объявлена пожарная тревога. Экипаж приступил к тушению пожара. Прибывшая на борт береговая пожарная команда рекомендовала экипажу покинуть судно, что и было выполнено.

По теме

Пожар продолжался 8 дней! Потушить его городским пожарным и их портовым коллегам не удалось. Огонь уничтожил всё с 7 по 12-ю палубу, включая все жилые помещения судна. Во время пожара произошло несколько мощных взрывов. После того, как экипаж покинул «Höegh Xiamen», никто не занимался починкой аппарели, и все 8 дней пожара она была закрыта не полностью, и, соответственно, пожар поддерживался потоком свежего воздуха. Ожоги и ранения получили 9 пожарных, весь груз был признан непригодным и потерянным. 30 августа 2020 года, «Höegh Xiamen» на буксире привели в Турцию, где судно было утилизировано.

Выводы комиссии

Так как пожар произошёл в американском порту, следствие проводил американский Совет по безопасности на транспорте NTSB. Точную причину установить не удалось. Но вероятную причину пожара всё-таки предположили. Компания «Гримальди» – это крупный паромный оператор в нескольких сегментах морских перевозок. На автомобилевозах, зафрахтованных компанией было несколько возгораний, поэтому в компании разработали регламент, что нужно сделать после того, как автомобиль закрепили на грузовой палубе. Одним из главных пунктов этого регламента было обязательное отсоединение отрицательного провода от аккумулятора машины, изолирование отрицательной клеммы специальной прокладкой и укладка этого провода на расстоянии от батареи.

Сгоревшие машины выгруженные на причал
(фото: topwar.ru)
Сгоревшие машины выгруженные на причал (фото: topwar.ru)

После пожара комиссия исследовала более 60-ти автомобилей на нижних палубах. Они практически не были повреждены. Было установлено, что отрицательные клеммы были сняты на всех машинах, но на многих из них они лежали не изолированные просто на корпусе аккумуляторной батареи. То, что пожар произошел, во-первых, из-за халатной работы американских докеров, а во-вторых, из-за совершенно нелогичной инструкции норвежского судовладельца, комиссия не утверждала. Груз и судно были застрахованы, страховка получена. Теперь этот пожар стал просто историей.

Заключение

Удивительно, но в наше время, когда автоматика следит практически за всем на судне, пожары на автомобилевозах происходят с пугающей регулярностью.

«Courage», 2015 год: пожар по пути из Бремерхафена в Саутгемптон. Пожар произошел из-за короткого замыкания в Ford Escape 2002 года. Груз уничтожен, судно разобрано на металл.

«Honor», 2017 год. Пожар после выхода из порта Саутгемптон. Повреждено 50 автомобилей.

«Auto Banner», 2018 год. При погрузке в южнокорейском порту Ичхон произошел пожар. Судно разобрано на металл.

«Sincerity Ace», 2018 год. Пожар произошел в Тихом океане, в 1 800 морских милях к западу от Гавайских островов. Два члена экипажа погибли, трое пропали без вести. Судно утилизировано в Японии.

«Grande America», 2019 год. Бискайский залив. Надо сказать, что это судно было не автомобилевозом, а ролкером, но пожар произошел на автомобильной палубе. В результате пожара взорвался контейнер с опасным грузом. Судно затонуло.

«Felicity Ace», 2022 год. После пожара судно затонуло недалеко от Азорских островов. Особую окраску этому происшествию придало то, что на борту были не обычные автомобили, а электромобили. Заговорили о пожароопасности литиевых батарей. Точную причину пожара не установили.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.09.2022 18:11
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх