В последние годы скандалы в российской космической отрасли случаются регулярно. Минувшим летом правоохранители задержали руководителя НПО им. Лавочкина Сергея Лемешевского по подозрению в хищении 330 млн рублей. В августе был арестован бывший заместитель гендиректора Ракетно-космической корпорации «Энергия» Алексей Белобородов – его подозревают в мошенничестве на сумму 31,5 млн рублей.
Самым же коррупциогенным космическим проектом последних лет следует признать строительство космодрома Восточный: начиная с 2014 года, по версии прокуратуры, там было расхищено порядка 10 млрд рублей.
Однако на коррупцию и хищения приходится лишь 2% нарушений, выявленных недавно Счётной палатой. Зато нарушения бухгалтерского учёта составляют 42%, а нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 32%. Финансовых претензий к «Роскосмосу» и правда немало: по данным Минфина, вместо запланированных 52,27 млрд рублей «Роскосмос» перечислил в 2017 году в бюджет всего 9,5 млрд, оказавшись по этому показателю на последнем месте среди всех госкорпораций.
К такому состоянию «Роскосмос» пришёл при своём бывшем руководителе Игоре Комарове. До своего прихода в космическую отрасль тот возглавлял АвтоВАЗ, а после отставки сначала несколько месяцев работал замминистра науки и высшего образования, после чего был назначен полпредом президента в Приволжском федеральном округе. На смену ему пришёл бывший вице-премьер по ВПК Дмитрий Рогозин, курировавший космос по линии правительства. Одним из первых шагов нового главы «Роскосмоса» стало урегулирование проблем в Центре им. Хруничева, где производятся тяжёлые ракеты «Протон» и «Ангара». Финансовая дыра в бюджете центра, по словам Рогозина, к осени нынешнего года достигла 111 млрд рублей. Это пени и штрафы за просроченные контракты, а также банковские кредиты. 27 млрд рублей Центр им. Хруничева должен самому «Роскосмосу», и сумма эта постоянно растёт – госкорпорация исправно финансировала текущую деятельность предприятия и выплачивала зарплату его сотрудникам, используя для этого средства, предназначенные на программы, которые на самом деле не реализуются. Ещё один должник в системе предприятий «Роскосмоса» – уже упоминавшаяся РКК «Энергия», производящая пилотируемые корабли «Союз» и грузовики «Прогресс». Её долги перед бюджетом оцениваются почти в 35 млрд рублей.
Сейчас «Роскосмос» оказался между двух огней. С точки зрения Счётной палаты действия руководства «Роскосмоса» – это наглядный пример нецелевого расходования средств. Формально это так, но в реальности сложно себе представить, чтобы Комаров или Рогозин вдруг прекратили финансирование и своими руками разогнали несколько многотысячных коллективов, тем самым фактически похоронив надежды на развитие отечественной космической отрасли. Понимают это и в Минфине – средства на урегулирование долгов обеих компаний перед государством уже заложены в бюджет на 2019–2021 годы. Самому же «Роскосмосу» придётся заняться санацией Фондсервисбанка, где госкорпорация держала 1,3 млрд рублей, которые, по мнению следствия, затем были выданы в виде кредитов фирмам-однодневкам. Сейчас бывшие руководители банка находятся под домашним арестом.
Идея преобразования Федерального космического агентства в госкорпорацию «Роскосмос» принадлежит Дмитрию Рогозину, однако в результате непрозрачность финансовых потоков в отрасли лишь возросла, считает независимый эксперт по космонавтике Вадим Лукашевич. «Если в качестве агентства «Роскосмос» заказывал работы, заключал договоры, определял стоимость закупок, а промышленность выступала в качестве подрядчика, то сейчас это абсолютно герметичная организация, выступающая и исполнителем, который определяет цену, и заказчиком, который принимает работу», – утверждает эксперт.