СМИ узнали, что у Российской премьер-лиги появится новый спонсор. Им станет Тинькофф-банк. Соглашение предполагает переименование чемпионата: турнир получит официальное название «Тинькофф Российская Премьер-лига». Вероятно, сделке не помешает даже тот факт, что акционер Олег Тиньков не лучшим образом относится к российскому футболу и футболистам, о чем неоднократно заявлял.
Российская премьер-лига нашла нового титульного спонсора. В 2018-м году у турнира завершился последний контракт с компанией «Росгосстрах», а незадолго до этого президент РПЛ Сергей Прядкин заявил, что нужда в плейсменте в названии отпала. По его словам, соглашение с букмекером «Лига Ставок», которое оценивалось в сумму около 600 миллионов рублей в год, по сумме превосходило титульное партнерство.
Не далее как летом прошлого года Прядкин говорил о том, что в грядущем сезоне РПЛ намерена отойти от титульного спонсорства, однако, не исключал, что заставить изменить такое решение может «суперспонсор».
Тем не менее, на сегодняшний день ситуация изменилась, и стало известно, что со следующего сезона новым спонсором лиги станет «Тинькофф-банк». За 300 миллионов рублей в год чемпионат поменяет название и с лета 2020 года будет называться «Тинькофф российская Премьер-лига». Об этом сообщает издание Betting Insider* со ссылкой на источник, близкий к ходу переговоров. Если сравнивать 300 миллионов, которые РПЛ получит от нового партнера, с суммой контракта с «Лигой Ставок», очень сложно назвать «Тинькофф-банк» пресловутым «суперспонсором», о котором говорил Прядкин. И тем более странным выглядит такое спонсорство, если принимать во внимание прежние заявления его акционера Олега Тинькова о российском футболе.
Велоспорт и теннис
Тиньков неоднократно поддерживал спорт и спортсменов, правда, речь здесь не о футболе. Раньше бизнесмен занимался велоспортом и даже получил разряд КМС, но на этом его карьера в этом направлении завершилась. В 2006 году предприниматель создал команду Tinkoff Restaurants, в составе которой были члены сборной России в трековых гонках. Через год команду переименовали в Tinkoff Credit Systems, а после удачных для нее соревнований на Джиро д’Италия Тиньков продал ее экс-велосипедисту Игорю Макарову, при поддержке «Газпрома» и «Ростехнологий» основавшему команду «Катюша».
В 2013-м году Тиньков вновь проявил интерес к велоспорту, основав команду «Тинькофф». При этом, бизнесмен участвовал в тренировках, сопровождал команду на соревнованиях и принимал самое активное участие в ее деятельности. В 2017 году проект пришлось закрыть, так как партнеры отказались продлевать сотрудничество. После этого со стороны предпринимателя не раз звучала критика в адрес Международного союза велосипедистов.
Поддержку Тинькова встретил и российский теннисист Даниил Медведев. После того, как он выступил в финальном матче US Open против Рафаэля Надаля, спортсмен стал амбассадором «Тинькофф-банка». Что касается футболистов, Тиньков никогда не демонстрировал расположения к ним, и даже наоборот.
«Жалкое зрелище»
Тиньков не раз говорил, что не смотрит российский футбол, хотя в целом этот спорт ему нравится, и матчи весенней серии Лиги чемпионов он не пропускает.
Олег Тиньков: «Я не смотрю футбол весь год, но не пропускаю вообще весеннюю серию Лиги чемпионов, начиная с 1/8. Я включаю западный футбол и вижу, что они все красивые. Красиво одеты, красивые прически, холеные. Русских включаешь — у него даже форма мешком надета. У них стиля вообще нет…<…>Они все выглядят как какие-то обсосы. Причем зарплаты огромные — и под два миллиона евро, и под три. Но им сколько ни плати, все равно смотришь и хочется пять рублей дать».
«Тинькофф Банк» в своем Telegram-канале прокомментировал пост основателя Олега Тинькова о спецоперации, заявив, что уважают право своих клиентов на собственное мнение.
Впрочем, одними сожалениями по поводу внешности российских футболистов бизнесмен не ограничился, через некоторое время отметив, что те не только не стали лучше выглядеть, но и играют далеко не лучшим образом.
Олег Тиньков: «Натуральные обсосы. Ничего не изменилось. Но если раньше они выглядели как обсосы, то сейчас еще и играют как обсосы. Последний матч с австрийцами — ну это что? Такие деньги получают — и? Стыдоба».
Бизнесмен заявлял, что никогда не станет вкладывать средства в российский футбол, поскольку он, по его словам, является «жалким зрелищем», к тому же, в отличие от велоспорта, не имеющим никакого отношения к бизнесу.
Предприниматель также высказывался по поводу легионеров, которых приобретают российские клубы: «Негры Федуна обыграли негров Миллера». Олигархи накупили негров и соревнуются. Раньше были обсосы, теперь негры».
Впрочем, отношение акционера «Тинькофф-банка» к футболу не помешало запустить кобрендинговую карту вместе с ЦСКА. Дебетовая или кредитная карта заменяет карту болельщика, позволяет получать более ранний доступ к билетам на топовые матчи и копить бонусные баллы.
Не Тиньков, а «Тинькофф»
В своем Instagram** Олег Тиньков объяснил, почему между его взглядами и проектами его банка имеются такие расхождения. Оказывается, все дело в том, что сам Тиньков не любит российский футбол, но с РПЛ договаривается не он, а «Тинькофф-банк», и не стоит путать его личность с банком.
Олег Тиньков: «Не уверен, правда ли этот контракт подписан, но эта ситуация прекрасно показывает разницу между Тиньковым и «Тинькофф». Я лично не собираюсь ходить на футбол и смотреть его. Ну, за исключением «Зенита» — все-таки я из Питера, и это правда единственная команда европейского уровня. Но «Тинькофф Банк» так решил. У банка миллионы владельцев карт, и это — болельщики футбола. И банк их хочет поддержать, как я понял. Прекрасно! У банка бюджет на маркетинг и спонсорство — 10 миллиардов в 2020 году. Пусть как хотят, так и тратят. Но все мои слова от 2014-го остаются в силе».
Предприниматель подчеркнул, что не он принимает операционные решения и «не лезет в управление», так как располагает лишь статусом акционера.

Чемпионат по дешевке
Как уже упоминалось выше, от сделки с «Тинькофф-банком» РПЛ получит не слишком много – всего 300 миллионов рублей, что эквивалентно 4,3 миллионам евро. Таким образом, лиге достанется лишь 3 процента от пресловутого десятимиллиардного годового маркетингового бюджета. По данным СМИ, в период титульного спонсорства «Росгосстраха» эта сумма была вдвое больше и составлял 600-700 миллионов рублей.
С 2017 года генеральным спонсором РПЛ является букмекерская контора «Лига ставок». Как уже упоминалось выше, по неподтвержденным данным контракт оценивается в 500-600 миллионов рублей.
Сумма сделки с «Тинькофф-банком» выглядит еще более скромной, если сравнить ее с клубными контрактами. Так «Зенит» получает от букмекера «1хСтавка» 500 миллионов рублей в год, а ЦСКА в период с 2013 по 2018 год получал от «Россетей» по 24 миллиона евро ежегодно.
Банк Barclays платил Английской премьер-лиге до конца сезона 2016/2017 по 46 миллионов евро, а испанская Примера получает от банка Santander по 20 миллионов евро. Чуть ниже контракты итальянской Серии А с телекоммуникационной компанией TIM и французской Лиги 1 с мебельной сетью Conforama – 15 и 10 миллионов евро соответственно.
Вероятно, на данном этапе никаких более выгодных претендентов на спонсорство в РПЛ просто нет, поэтому руководству чемпионата не приходится выбирать, даже если контракт и предполагает изменение названия.
- *
- Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», внесено Минюстом в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
- **
- 21.03.2022 г. американская транснациональная холдинговая компания Meta признана экстремистской и запрещена в РФ. Meta Platforms Inc. является материнской компанией социальных сетей Facebook и Instagram. Facebook и Instagram также признаны экстремистскими организациями, их деятельность на территории РФ запрещена.