Невысокого роста, худой, излучающий волны некой темной и не сказал бы, дружественной, энергии, темнокожий парень умеет великолепно держать зал. Для воскресного дня клуб был заполнен почти до отказа. И мы уверены, что зрители отлично знали, ради какого артиста они поменяли теплые домашние тапочки на настырные вибрации трип-хопа.
Но это сегодня Tricky – культ и «икона» стиля. Но 40 лет назад дела обстояли немного по-другому. Рано потерявший отца и мать, парнишка остался на попечении бабушки. В ее программу воспитания включались ночные просмотры фильмов ужасов и гипнотические тренинги смотрения внуку в глаза. В остальном Эдриан Тоус был предоставлен самому себе, как ветер в поле.
Такая «воля» не каждому идет впрок. И многие соседи, глядя на угрюмого подростка, неодобрительно качали головами, вздыхали и прятали своих дочерей подальше, когда он не спеша прогуливался мимо их окон. Что было совсем не случайным, так как, в принципе, что можно было ожидать от вполне состоявшегося отморозка, который уже в 14 лет вовсю промышлял мелкой преступной деятельностью, вроде угонов автомобилей, гоп-стопа, драк «на районе» английского провинциального городка Бристоль и приторговывания марихуаной?
Уже тогда к нему «прилипла» кличка «Tricky Kid» (англ. «Маленький плут»), которая по прошествии 10 лет сократилась до многим известного даже за пределами музыкального мира «Tricky». Вроде бы жизненный путь большинства таких ребят предначертан и обычно длится не очень долго, но иногда звезды решают по-иному.
Подчас музыка становится для некоторых из них путеводной и спасительной нитью Ариадны. Тогда мир может получить очередного музыкального (рок, хип-хоп, рэп, панк) «гуру», армия поклонников ждет, не дождется выступлений своего кумира почти в каждой стране мира, а его альбомам внимают (ища в них скрытые смыслы) словно откровениям пророков.
Ради справедлиовсти отметим, что Эдриан Тоус вряд ли был особо опасным хулиганом из-за болезни (он страдал астмой) и худосочности. Но благодаря «тренингам» родной бабушки он выработал свои эффективные способы «мести» неприветливому миру. Во-первых, он научился смотреть на (и даже сквозь) людей особым пронзительным взглядом. Во-вторых, любил шокировать окружающих, вырядившись в женское платьице и выкрасив губы в ярко-пурпурный цвет. Еще в трудных ситуациях его выручали хорошо подвешенный язык и беспримерная наглость (которая, как известно, является для некоторых особо «одаренных» персон «вторым счастьем»).
Вкупе с нескрываемой мизантропией, восприятием любви, как мрачной паранойи и неслабым музыкальным талантом в его лице мир получил изобретателя стиля «трип-хоп». Радоваться или нет такому «подарку», решает, конечно, каждый для себя сам, так как здесь многое определяет ваше отношение к такому чувству как любовь.
Ибо один человек воспринимает любовь, как позитивную и жизнеутверждающую силу, что характерно скорее для поп-сознания или ощущений здорового, уверенного в себе человека, многое повидавшего. Рокеры и панкеры любят попеть об извилистых путях «грязной» и «продажной» любви, искренне погордиться своими живописными (в основном безобидными) пороками. Куда заносит восприятие Tricky, описать трудновато. Но уж точно не в переливающиеся всеми цветами «Земляничные поляны» The Beatles, а скорее в потусторонне-инопланетные миры сексуальных наваждений, удушливые и недобрые.
Но, как ни странно, по выходу дебютного альбома «Maxinquaye», названного в честь его рано умершей матери (о чем мы писали в статье «Униформа трип-хопа»), Tricky был объявлен «гением» и «живым классиком», что нисколько не повлияло на его природную мрачность. Так случилось, что музыкант был объявлен «иконой» стиля, став в одночасье законодателем музыкальной моды. Его личные боль и безумие вдруг оказались стильными «штуками», став достоянием многих.
Я не возьмусь давать оценку его творчеству, так как это является весьма нелестным делом. Не могу не отметить, что благодаря своей музыке, Tricky выпустил в мир весьма разнообразные по качеству (в основном энтропийные) энергии и кто знает, когда настигнут его «неуловимые мстители», как пел не менее заслуженный исследователь глубин своего подсознания Егор Летов. И Tricky это наверняка чувствует, иначе, зачем он маскируется на сцене, окутывает себя сумраком и таинственностью, как на нынешнем московском концерте 2019 года?!
Еще добавлю, что Tricky (наряду с коллегами по сцене, как Massive Attack, Portishead и знаменитой плеядой британских разнообразных групп, уменьшивавших или увеличивавших количество гитар, ускоряющих или замедляющих темп, «сделавших» саунд девяностых вроде Chemical Brothers, Goldie, Aphex Twin, Pulp, Oasis, Prodigy, Radiohead, The Orb, Fatboy Slim, Happy Mondays, Primal Scream и пр.) «выпрямил» или «скривил» (как кому больше нравится) не одну мозговую извилину в 1990-х годах. Благодаря развитой инфраструктуре шоу-бизнеса британских островов, сумел донести свои творения до широких народных масс, завоевав симпатии многих критиков и меломанов.
В общем, он стал весьма заметной фигурой со временем, чей путь напоминает столь же извилистую и тернистую судьбу другого музыкального фрика, по имени Мэрилин Мэнсон. (Послушать бы их совместный альбом, что это был бы за «зверь»?! – авт.). Предполагаю случилось бы нечто неординарное, никому непонятное и вряд ли приятное на слух, как произошло с «трикстерской» музыкой Tricky образца 1996 года, где он задался целью изготовить нечто такое, что будет невозможно скопировать. И, внимание, не захочется! Своего он добился, сумев произвести на свет мрачную, минималистичную и сухую, словно выдержанный херес, продукцию.
Концерт в ГЛАВCLUB GREEN CONCERT (ул. Орджоникидзе, 11), куда Tricky «занесло» в холодном марте 2019 года, чтобы поделиться со зрителями наболевшим и накопленными со времени последней встречи мыслями, подтвердил его неугасающий скепсис по отношению к современному миру. На сцене постоянно царил полумрак, который (в качестве контраста) иногда «пронзали» пурпурные или холодные синие прожектора. Зал просто утонул в гулких басах, хриплом и надтреснутом вокале Tricky, периодически разбавляемом женскими соло. Фотографии, иллюстрирующие статью, показывают реальный фон концерта, где темный силуэт музыканта довлел над остальными декорациями сцены.
Иллюзий счастья и радости в шоу Tricky искать не стоило, зато сполна можно было расслышать именно то, что он называет «реальной жизнью». Имея в виду какой-то всеобъемлющий и непобедимый обычными средствами ужас, в котором оказывается человек, отказывающийся лгать себе и играть по общепринятым правилам. Причем подается весь «продукт» абсолютно спокойно, без суеты и паники, с четким осознанием бесполезности действий по преодолению социальной энтропии, но не снижающих от этого напора по противодействию ей.
Видео «It’s Only Way»
Фотографии – автора.