После массовых проверок со стороны надзорных органов торговая сеть «Светофор» закрыла часть магазинов. За два месяца число торговых точек ритейлера сократилось почти на 10%. От сотрудничества со «Светофором» стали отказываться поставщики.
Сеть магазинов-дискаунтеров «Светофор», основанная в 2009 году Сергеем и Андреем Шнайдерами, столкнулась с сокращением числа своих торговых точек. По данным аналитического агентства «Infoline-аналитика», на которые ссылается «Коммерсантъ», на 1 февраля 2023 года количество действующих магазинов сети составило 2,2 тысячи. Это на 7% меньше, чем в начале января, и на 9,8% меньше, чем в декабре 2022 года. Как отмечает издание, сокращение сети происходит на фоне усиления контроля со стороны регуляторов и проведения многочисленных проверок.
«Светофор» известен как сеть бюджетных супермаркетов, ориентированных на потребителей с низким уровнем дохода. Первый магазин был открыт в Красноярске, но со временем сеть расширилась и стала представлена в большинстве регионов России. Особенностью «Светофора» является расположение магазинов в малопривлекательных помещениях, часто на значительном удалении друг от друга, что позволяет минимизировать затраты и предлагать товары по низким ценам.
В последнее время сеть сталкивается с серьезными проблемами. Эксперты связывают закрытие магазинов не только с экономическими трудностями, но и с активностью контролирующих органов. В конце прошлого года депутат Госдумы Сергей Лисовский раскритиковал «Светофор», обвинив ритейлера в нарушении закона о торговле. По его словам, компания использует схему, при которой поставщики заключают договоры не с магазинами, а с логистическими центрами. Это позволяет «Светофору» избегать прямых закупок товара, используя договоры комиссии. Кроме того, Лисовский утверждал, что сеть допускает возврат продукции с истекающим сроком годности (до 30 дней) и ее последующую утилизацию за счет поставщиков, что создает дополнительную нагрузку на партнеров.
Эти заявления, а также обращения общественников могли стать причиной усиления внимания со стороны контролирующих органов. В январе года Россельхознадзор провел серию проверок в рамках ветеринарного контроля. В результате были выявлены нарушения, и ведомство выдало предостережения 60 магазинам «Светофор» в Ростовской области, двум — в Московской, а также по одному магазину в Новгородской и Вологодской областях. Параллельно Роспотребнадзор подал четыре иска о привлечении к административной ответственности компаний, связанных с сетью, — ООО «Торгсервис 150» и АО «Инвест Стандарт». Последняя компания, которая управляет частью магазинов в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, с начала февраля находится в стадии ликвидации по решению Федеральной налоговой службы (ФНС) из-за предоставления недостоверных сведений.
Проблемы «Светофора» также затронули отношения с поставщиками. В «Руспродсоюзе» заявили, что доверие партнеров к сети подорвано из-за систематических нарушений законодательства и длительных задержек платежей. По словам представителей организации, некоторые поставщики уже начали приостанавливать сотрудничество с «Светофором».