// // Подделать Фаберже можно за 15—20 тысяч долларов

Подделать Фаберже можно за 15—20 тысяч долларов

57

Яйцо с сюрпризом

Подделать Фаберже можно за 15—20 тысяч долларов
В разделе

В начале 2004 года в Нью-Йорке Виктор Вексельберг приобрёл у семьи Форбс уникальную коллекцию пасхальных яиц Карла Фаберже. Коллекция должна была пойти с аукциона Sotheby’s в апреле 2004-го, но российский бизнесмен договорился о снятии лота с торгов. В результате этой сделки 9 императорских яиц Фаберже вернулись в Россию. Стоимость покупки хранилась в тайне, однако, по некоторым данным, она превысила $100 млн. То есть за каждый раритет Вексельберг должен был выложить более $10 млн. На минувшей неделе появилась информация: «Весенние цветы» — фальшивка. Яйцо, из-за которого разгорелся сыр-бор, выполнено в виде кошелька, покрытого красной эмалью. Внутри сюрприз — корзинка с цветами.

Официальный представитель фонда «Связь времён», учредителем которого является Виктор Вексельберг, полностью отрицает возможность приобретения подделки. По его словам, коллекцию проверяла комиссия именитых международных экспертов и все ювелирные изделия, входящие в коллекцию, были признаны подлинными.

«В истории случались прецеденты, когда на аукционные торги выставлялись фальшивые произведения искусства, в том числе и яйца Фаберже, — рассказал «Версии» Валентин Скурлов, эксперт Министерства культуры РФ и консультант антикварного дома Christie’s. — В 1977 году на аукционе Christie’s иранский бизнесмен за $200 тысяч купил яйцо «Конная статуя Николая II». Это яйцо впервые было описано в монографии «Искусство Карла Фаберже» Кеннета Сноумэна в 1953 году, где фигурировало как подарок императрицы Александры Фёдоровны своему царственному супругу в 1913 году. Именно в таком качестве оно и было продано Christie’s. Однако, когда 2 года спустя купивший его иранец попытался продать яйцо, экспертиза отказалась признать его как изделие фирмы «Фаберже». Представители Christie’s признали свою ошибку и выплатили пострадавшему $5 млн. моральной компенсации».

И вот история с фальшивым яйцом повторяется. Только в деле фигурирует не иранский, а российский бизнесмен. Да, и коллекцию свою Вексельберг купил не на аукционе, а непосредственно у семьи Форбс.

О «яйце с сюрпризом» известно следующее: в 1961 году его приобрёл американский коллекционер Лансдейл Кристи. Во втором издании своей книги «Искусство Карла Фаберже» Кеннет Сноумэн описал его и определил как принадлежащее императрице Марии Фёдоровне. А в 1966 году «Весенние цветы» купил Малкольм Форбс.

В списке предметов вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, переданных из Аничкова дворца в Оружейную палату Кремля (составлен в 1917 году), действительно упоминается портмоне из позолоченного серебра в форме яйца, покрытого красной эмалью, с сапфиром. И как отдельный предмет — корзинка с цветами, украшенная бриллиантами. Возможно, это описание и относится к «нашему» яйцу, однако «Весенние цветы», приобретённые Вексельбергом, выполнены из золота 56-й пробы и сапфира на них нет.

«Это яйцо выполнено грубо и несимметрично, — утверждает Татьяна Фаберже, правнучка великого мастера. — Золотая арматура прилегает к поверхности яйца неплотно, оставляя большие зазоры — можно даже нож вставить. Кроме того, на ней нет пробирного клейма и клейма Фаберже. На самом яйце есть клеймо мастера Фаберже Михаила Перхина и номер, соответствующий 1892 году. Однако фирменная надпись на футляре соответствует 1907—1914 годам. Получается, что футляр появился на 15 лет позже. Есть и другие признаки подделки...»

Известно, что Фаберже никогда не копировал свои произведения. Каждое из них является уникальным. Поэтому необъяснимым остаётся и тот факт, что корзинка белых цветов в этом яйце практически идентична сюрпризу «Зимнего» яйца 1913 года.

«Изготовить подделку можно за $15—20 тысяч, — говорит Скурлов. — Копии яиц Фаберже делают так искусно, что отличить их от подлинника с виду вообще практически невозможно».

Кстати, в 2002 году эксперты знаменитого нью-йоркского музея «Метрополитен» пришли к неутешительному для себя и своих коллег выводу: свыше тысячи экспонатов в ведущих мировых музеях являются подделками. В «Метрополитене» их было выявлено 45, в парижском Лувре — 37, а в Британском музее — 16. Многие из фальшивок так и не были опознаны экспертами именно во время продаж, в том числе и на таких известных аукционах, как Sotheby’s и Christie’s.

Опубликовано:
Отредактировано: 16.10.2016 22:21
Копировать текст статьи
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх