Версия // Культура // «Май декабрь» и «Идеальные дни» – обзор новинок кино этой недели

«Май декабрь» и «Идеальные дни» – обзор новинок кино этой недели

4368

Запретная любовь

«Май декабрь» и «Идеальные дни» – обзор новинок кино этой недели
В разделе

Сегодня мы разберём две относительно свежие фестивальные ленты: драматический триллер Тодда Хейнса «Май декабрь» и драму Вима Вендерса «Идеальные дни». Обе ленты выходят в российский прокат и уже доступны в сети.

Май декабрь

(18+)

Реж. – Тодд Хейнс

В ролях – Натали Портман, Джулианна Мур, Чарльз Мелтон, Андреа Франкл, Гэбриел Чун, Элизабет Ю

Производство – США

Драматический триллер, поставил который режиссер фильмов «Бархатная золотая жила», «Кэрол», «Мир, полный чудес» и «Темные воды» Тодд Хейнс. Производством картины занималась стриминговая платформа Netflix.

В 90-х годах тридцатишестилетняя Грейс (Джулианна Мур) соблазнила семиклассника Джо (Чарльз Мелтон), за что на долгие годы уехала в места не столь отдалённые. Спустя двадцать лет Джо и Грейс живут в счастливом браке, воспитывая двух близнецов. Амбициозная актриса Элизабет (Натали Портман) хочет снять фильм про их пару. Для этого она начинает проводить в их семье всё больше времени, что становится проверкой для брака Грейс и Джо.

«Май декабрь» – англоязычная идиома, которая означает пару с огромной разницей в возрасте. Именно такой парой являются Грейс и Джо, которых разделяет аж двадцать три года! Но, как говорится, «любви все возрасты покорны». В этой своей работе Тодд Хейнс решил проверить правдивость этой присказки.

Нам фильм показался неоднозначным в том плане, что некоторые его части можно назвать хорошими, а некоторые хочется пожурить. По своей форме и содержанию «Май декабрь» типичное фестивальное кино, которое берёт на вооружение визуальный тренд – зернистость изображения. Приём не новый, но в последние годы набирающий стремительную популярность. Впрочем, с визуальной частью в этом кино всё в порядке.

Слабое место – это сюжет фильма, который пытается донести до зрителя не совсем понятно что. С одной стороны, мы видим занимательную психологическую драму, в которой за ширмой счастливой полноценной семьи скрывается целый ворох недоговорённостей, комплексов и старых незаживающих травм. Здесь всё ясно и понятно. Сконцентрируйся режиссер именно на этой ветке, то фильм вышел бы более простым, но определённо более стройным и логичным. Но на первый план выходит линия актрисы Элизабет, которая трогает старые раны и своим присутствием вносит еще больше проблем во взаимоотношения Джо и Грейс. И если бы эта ветвь истории оставалась на втором плане, то фильм мог получиться более целостным. Но Тодд Хейнс решил, что этим он создаст необходимый саспенс. Хотя по итогу никакого особого психологического напряжения фильм не вызывает. Напротив, местами он сильно провисает и кажется скучным даже любителям подобного рода картин.

Что скорее всего придётся по душе киноманам, так это местная актёрская игра. В этом плане отличилась матёрая Джулианна Мур, которая тяжелые драматические роли воплощает с поразительной лёгкостью и правдоподобием. Здесь её персонаж интересен сам по себе. Женщина, чья жизнь пошла под откос после того, как раскрылся их роман с тринадцатилетним Джо. При этом, отсидев срок за педофилию и выйдя на свободу, Грейс снова заводит с ним отношения и строит семью. Но за благополучным фасадом скрывается боль сломленного человека, для которого единственное счастье в жизни – это быть рядом с Джо. Мур шикарна в этом образе, и нам показалось очень странным, что академики не номинировали её на премию Оскар за лучшую второстепенную роль. Но что поделать, он жираф, ему виднее…

Натали Портман также выглядела неплохо в довольно противоречивом образе Элизабет. Но этот персонаж, по нашему мнению, был раскрыт недостаточно глубоко, чтобы вызывать у зрителя какие-либо чувства. На фоне двух оскароносных ветеранов красных дорожек не потерялся Чарльз Мелтон. Актёр до сих пор не снимался в фестивальных драмах, но здесь показал, что готов для такого рода фильмов.

Эпикриз: фильм имеет неплохую атмосферу, но из-за рыхлого сценария не может донести все свои задумки до зрителя. Широкой аудитории кино покажется до ужаса скучным, но любителям артхауса мы бы порекомендовали взглянуть хотя бы на шикарно играющую Джулианну Мур.

В качестве иллюстраций использованы кадры из трейлера фильма «Май декабрь» (2023), реж. – Тодд Хейнс.

Идеальные дни

(18+)

Реж. – Вим Вендерс

В ролях – Кодзи Якусё, Юми Асо, Токио Эмото, Саюри Исикава, Томокадзу Миура, Фумиаки Харада

Производство – Япония, Германия

Японо-германская независимая драма от ветерана фестивального кино (9 наград только в одних Каннах!) Вима Вендерса («Париж, Техас», «Записки об одежде и городах», «Небо над Берлином», «Соль Земли» и многое другое). Лента имеет номинацию на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

Главный герой – мужчина по имени Хираяма (Кодзи Якусё). Он живёт в небольшой токийской квартире. Его дни похожи друг на друга. Он рано встаёт и едет на работу на смешном фургончике под музыку из кассетной магнитолы. Его работа – чистка общественных туалетов в Токио. Он, как никто другой, предан этому ремеслу, которое не мешает ему наслаждаться в перерывах природой, музыкой, книгами и фотографией, а также отдыхать по выходным. Но несколько случайностей и встреч встряхнут Хираяму, блаженно наслаждающегося собственной рутиной.

Вим Вендерс начал свою карьеру еще в шестидесятых и на данный момент приближается к собственному восьмидесятилетию. Последние годы Вендерс работал над разнообразными проектами, будь то короткометражки, полный метр, документалистика и даже сериалы. Многие скажут, что лучшие свои фильмы он снял еще в прошлом веке. И здесь есть доля истины. Из последних работ мы бы выделили замечательную документальную ленту «Соль Земли» которую Вендерс выпустил еще десять лет назад. С тех пор он особо не привлекал нашего внимания. Но, посмотрев «Идеальные дни», мы поняли, что у режиссера есть еще порох в пороховницах.

Что надо понимать сразу: «Идеальные дни» – сугубо фестивальное кино, еще более авторское и не развлекательное, чем даже обозреваемый выше «Май декабрь». Более того, Вим Вендерс сумел снять пленительную философскую притчу в рамках современной Японии – страны контрастов, где сочетаются древние общественные устои и передовое развитие. Глазами Хироямы мы проникаем в мир обычных японцев – не высокомерных самураев или жестоких якудза, а рядовых граждан, большинство из них гонятся за собственным счастьем, которое кажется им недостижимым. Но главный герой без лишних слов показывает, что счастье – вот оно, совсем рядом. Протяни руку и наслаждайся. Даже если ты одинок, не богат, а твоя работа – это чистка общественных уборных.

Это не кино о жизни, это сама жизнь. Небольшие случайности, которые будоражат бытие Хироямы на общем, умиротворяющем медитативном фоне кажутся серьезной проблемой. Настолько его жизнь упорядочена и полноценна. Вендерс ненавязчиво и без надрыва, апломба или назидания показывает, как можно жить и радоваться каждому своему дню. Причём случайные встречи и непредвиденные события делают её еще более полноценной и осмысленной. Отсюда и название.

Близкая старость, непрестижная работа, отсутствие солидных капиталов, скромное жилище, кассетный плеер – всё это не повод отказываться от повседневной радости, от одного факта существования, соприкосновения с этим миром и всем прекрасным, что есть в нём. Картина Вима Вендерса простым и незамысловатым языком именно показывает, а не рассказывает зрителям именно это.

Сумеет ли картина взять Оскар как лучший иностранный фильм? Сомневаемся. Потому что уж слишком медитативным и максимально незрительским он получился. Оскаровское жюри никогда особо не благоволило к откровенно артхаусным фестивальным лентам. А уж работа Вендерса именно таковой и является.

И еще одна вещь, которая к самому фильму имеет опосредованное отношение, но пройти мимо неё мы не смогли. Профессия главного героя фильма – чистка общественных уборных в Токио. В связи с этим тамошним туалетам уделено немало внимания. И хочется сказать, что жители российской провинции могут всплакнуть от того, какие у японцев общественные уборные, ибо это не туалеты, а произведения искусства и инженерной мысли!

Эпикриз: хотелось бы, чтобы такие фильмы смотрели все, да только понимаем, что процентов девяносто зрителей выключат это кино спустя минут десять просмотра. Поэтому по традиции настоятельно рекомендуем всем поклонникам высокого кино.

Хороших выходных и приятного просмотра!

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 02.02.2024 17:00
Комментарии 0
Наверх