Версия // Спорт // Стадионы «Спартака», «Локомотива», «Зенита», а также объекты ЧМ-2018 захотели отдать единому оператору

Стадионы «Спартака», «Локомотива», «Зенита», а также объекты ЧМ-2018 захотели отдать единому оператору

10252

Под общую гребёнку

В разделе

После домашнего чемпионата мира по футболу стадионы, построенные к этому мероприятию, были переданы регионам. Однако Министерству спорта предложили противоположный вариант – отдать все объекты под единое управление частной компании. С соответствующей инициативой выступила Diversus Group.

Министерство спорта РФ рассмотрит проект концепции централизованного управления крупными российскими стадионами и ледовыми аренами. Об этом сообщает издание РБК со ссылкой на представителя вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко. Соответствующая концепция представлена компанией Diversus Group, генеральный директор которой Николай Альтштейн заверил, что работа над проектом велась в течение полутора лет «по собственной инициативе» организации, и в процессе велись консультации с Минспортом. Изначально документ направили для ознакомления вице-премьеру, и последний, в свою очередь, передал его в профильное ведомство, чтобы доработать концепцию. В Минспорте указали, что еще не успели получить проект.

Компания Diversus Group принадлежащая бизнесмену Николаю Альтштейну, ранее известному под фамилией Троцюк, была основана в 2006 году. На ее сайте сообщается, что сферой ее деятельности являются проекты, связанные с IT, инжинирингом и поставками продуктов питания. В частности, компания осуществляет производство витаминизированной питьевой воды в партнерстве с известным хоккеистом Евгением Малкиным. Также в ее активе есть проект по созданию быстровозводимых систем для защиты футбольных полей и переоборудования спортивных объектов под мероприятия, не связанные со спортом.

Централизованное управление

Авторы концепции предлагают учредить публично-правовую компанию, которая будет заниматься управлением «значимыми спортивными объектами» и вопросами их эксплуатации. Стоит отметить, что на данный момент в РФ зарегистрировано только пять юрлиц с аналогичной организационно-правовой формой: они специализируются на достройке квартир для обманутых дольщиков, комплексным обращением с отходами, строительством объектов гособоронзаказа, бюджетными стройками гражданских объектов, и регулированием азартных игр. Предполагается, что новая госкомпания займется развитием и модернизацией спортивных объектов, что, в свою очередь, позволит повысить их инвестиционную привлекательность и расширить функционал, а значит, увеличить доходность за счет новых источников.

Авторы проекта предлагают рассматривать стадионы не только как площадки для проведения футбольных матчей и других спортивных мероприятий, но и как локации для концертов, экскурсий, форумов и так далее. А централизованное управление, по их мнению, должно позволить оптимизировать расходы и сгладить неравенство за счет перераспределения доходов между объектами.

Для того, чтобы стадионы, как предусматривает концепция, оказались на балансе новой компании, сначала региональные и муниципальные власти должны передать их в федеральную собственность.

В проекте перечислены объекты, которые можно было бы передать в ведение будущей публично-правовой компании. Туда включены 38 стадионов и 43 ледовых арены. В перечне фигурируют и стадионы, построенные или реконструированные к домашнему ЧМ-2018: петербургская «Газпром Арена», сочинский «Фишт», столичные «Лужники» , «Казань Арена». Интересно, что они создавались или готовились к мировому первенству за счет собственных средств регионов, и затраты получились весьма внушительные. Как считают разработчики концепции, «скинув» стадионы со своего баланса, субъекты только выиграют – им не придется искать источники финансирования для их содержания, которое требует серьезных расходов. Так, по данным Diversus Group, в год один стадион «съедает» 300-350 миллионов рублей.

По теме

Впрочем, далеко не факт, что единое управление будет эффективным для стадионах в разных регионах – ведь власти субъекта зачастую имеют собственное видение относительно развития спортивных объектов с учетом потребностей жизни города. А значит, идея, предложенная Diversus Group, может оказаться выигрышной только на бумаге.

От частного к общему

В границах спортивных объектов авторы проекта предлагают установить специальные спортивные экономические зоны, которыми также будет управлять публично-правовая компания. Предполагается, что они будут привлекать инвестиции в сферу спорта и способствовать развитию экономики региона. Концепция предлагает ввести на этих территориях особый правовой режим, который обеспечит резидентов зон мерами господдержки, в том числе, налоговыми льготами.

Еще интереснее выглядит включение в список и частных стадионов, на которых играют российские футбольные команды. Это «Открытие Банк Арена» - домашний стадион московского «Спартака», а также «РЖД Арена» «Локомотива» в Черкизово. Как пояснили авторы проекта, прежде всего предполагается перевод в публично-правовую компанию государственных объектов, но при желании владельцы частных стадионов также могут передать их под централизованное управление, за счет этого сократив собственные издержки.

Правда, едва ли владельцы частных стадионов оценят данную идею – арены и так принадлежат им, и зачем нужен дополнительный игрок в лице публично-правовой компании, непонятно. В «Спартаке» уже высказались на этот счет, посчитав, что предложение нецелесообразно для частников. Как заметил глава медиадепартамента клуба Антон Фетисов, это можно сравнить с арендой своей собственной квартиры или дома, и предпочтительнее оставаться хозяевами на своем стадионе.

Ситуация сегодня

Напомним, три года назад кабмин утвердил концепцию наследия ЧМ-2018, которая допускает появление единой организации-оператора в качестве одного из вариантов управления стадионами. Однако в итоге от реализации этой модели было решено отказаться. Также предлагалось передать управление собственникам или сторонней внешней компании, как это реализовано, в частности, в Санкт-Петербурге, где «Газпром Ареной» управляет футбольный клуб «Зенит».

Также в концепции был предусмотрен вариант с передачей объектов, построенных за счет федерального бюджета, на баланс регионов – он был задействован в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске, где стадионы закрепили на праве оперативного управления за государственными автономными учреждениями. Последние, в свою очередь, передают стадионы в пользование футбольным клубам.

В документе 2018 года отмечается, что содержание стадионов требует высоких затрат, к тому же, в основном используются сезонно, поэтому едва ли они выйдут на самоокупаемость в ближайшие годы, а значит, им потребуется дополнительное финансирование.

В общей сложности на реализацию правительственной концепции было заложено 16 миллиардов рублей, причем 11,5 миллиардов из них – из федерального бюджета, около 820 миллионов рублей – из региональных и муниципальных бюджетов, а 3,7 миллиарда рублей – из внебюджетных источников.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 07.07.2021 18:20
Комментарии 1
Еще на сайте
Наверх