Версия // Власть // США через Босфор подбадривают Украину и Грузию

США через Босфор подбадривают Украину и Грузию

1369

Черноморская геополитика


(худ: Темур Козаев)
В разделе

В конце прошлого года в Чёрное море вошёл американский эсминец «Дональд Кук», после чего российский МИД выразил обеспокоенность наращиванием сил НАТО. Визит эсминца стал уже седьмым по счёту случаем появления боевых кораблей США в Чёрном море в 2020 году. Почему Вашингтон и другие страны проявляют такой интерес к Черноморскому региону? Об этом рассуждают известные сербские политологи Предраг Раич и Неманя Старович.

– В Чёрном море всё чаще появляются корабли НАТО. Почему? И насколько это опасно?

Раич: – Реальной опасности это не несёт. Американцы таким образом только хотят подбодрить своих партнёров по НАТО – Грузию и Украину, с которыми тоже проводят сов­местные манёвры.

Старович: – Хотя обеспокоенность вполне оправданна. Чёрное море – единственное для России на юге, имеющее выход в океан. Не случайно она долго пыталась взять под контроль проливы для выхода из него. Не получилось. Но в 1936 году был заключён международный договор по использованию проливов, выгодный прежде всего для Москвы. По нему все прибрежные страны имеют неограниченное право прохода для своих военных и гражданских судов. Впрочем, есть запрет для авианосцев, так что Турция в принципе могла бы не пропускать «Адмирала Кузнецова», но она этого не делает, довольствуясь тем, что в определении класса корабля отсутствует слово «авианосец».

А вот для захода в Чёрное море кораблей других государств имеются ограничения. Не более семи судов общим водоизмещением максимум 30 тыс. тонн и не дольше чем на три недели. Серьёзную угрозу это создать не может, особенно после того, как под контроль России перешёл Крым.

– То есть проблемы проливов больше не существует?

Старович: – Она может скоро усугубиться. Турция планирует в ближайшее время прорыть канал длиной 45 километров. Дело в том, что интенсивность движения через Босфор сильно возросла – это создаёт серьёзные риски безопасности и экологии. Но есть и другая причина. Проход Босфора бесплатен и убыточен для Турции. А пользование новым каналом сулит солидные барыши. Особенно с учётом того, что появились новые экономические возможности. По дну моря прошёл газопровод «Турецкий поток», повышающий надёжность снабжения газом юга Европы. У побережья Турции и Румынии, а также Крыма открыты газовые и нефтяные месторождения.

– Основными игроками на Чёрном море всегда были Россия и Турция. А другие черноморские государства используют свой потенциал?

Раич: – После потери Крыма заметно сократились возможности Украины. Особенно если учесть, что Азовское море фактически превратилось в озеро. Вместе с тем Одесса – второй по величине после Стамбула приморский город. Чтобы уйти от зависимости от российских энергоресурсов, планируется поставка через неё сжиженного газа и нефти, что вызывает протесты из-за угрозы экологии.

Успешно использует свои приморские города Грузия. Там неплохо обогатились те, кто организовал завоз по серым схемам подержанных автомобилей. А в Батуми пришли инвесторы для создания курортной инфраструктуры. Был среди них и Дональд Трамп, который лично посетил город.

Делает ставку на туризм и Болгария. А вот военный и торговый флот она традиционно не развивает: опасается мстительности Турции. Зато Румыния здесь настоящий чемпион. Активно наращивает военный и торговый флот, привлекает иностранные фирмы для разработки открытых нефтегазовых месторождений. Как на дрожжах растёт порт Констанца, где идёт перевалка почти всех грузов с речных судов на морские.

Примечательно, что куда больший интерес к использованию коммуникаций проявляют страны, расположенные вдали от Чёрного моря. Наряду с российским и турецким вектором существует и центральноевропейский. Также есть межгосударственный проект «Междуморье», душой которого является Польша. В качестве партнёра по организации коридора от Балтики к Чёрному морю одно время рассматривалась Украина, но из-за постоянной нестабильности более предпочтительной теперь выглядит Румыния. А Чехия планирует прорыть канал к реке Одер, который позволит связать Балтику и Черноморье. Так что геополитическое значение вроде бы периферийного моря будет только возрастать.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 11.01.2021 10:10
Комментарии 0
Еще на сайте
Общероссийская газета независимых журналистских расследований «Наша версия» Газета «Наша версия» основана Артёмом Боровиком в 1998 году как газета расследований. Официальный сайт «Нашей версии» публикует материалы штатных и внештатных журналистов газеты и пристально следит за событиями и новостями, происходящими в России, Украине, странах СНГ, Америке и других государств, с которыми пересекается внешняя политика РФ.
Наверх