Версия // Культура // Спартак Мишулин остался жить в своих ролях

Спартак Мишулин остался жить в своих ролях

2552

Карлсон не вернётся

В разделе

17 июля на 79 году жизни скончался народный артист России, актёр Театра сатиры Спартак Мишулин. С конца июня он находился в московском Центре кардиологии с диагнозом «сердечная недостаточность». Однако прогнозы на его выздоровление были вполне благоприятные. Сам актёр говорил, что обследование плановое и как можно скорее хотел вернуться на сцену.

Спартак Мишулин сыграл три культовые роли: Пана Директора из телевизионного сериала «Кабачок «13 стульев», Саида из «Белого солнца пустыни» и Карлсона в легендарном спектакле Театра сатиры. Но даже одной из них было бы достаточно, чтобы навсегда остаться в истории театра и кино.

Спартак Мишулин родился в Москве 22 октября 1926 года. С детства маленький Спартак на удивление всей его семьи, не имевшей отношения к театру, проявлял актёрский талант, во дворе устраивал представления, в школе занимался самодеятельностью. Поэтому, наверное, никто не удивился, когда Мишулин решил поступать в театральное училище.

Он держал экзамены в ГИТИС и Щукинское училище, но его не приняли. Тогдашний ректор «Щуки» Борис Захава сказал, что этого молодого человека нельзя подпускать к сцене ближе, чем на три километра. И оказался не прав. Актёром Мишулин всё-таки стал.

И очень хорошим.

«Мужчина в самом расцвете сил» объездил всю Россию

Мишулин окончил театральную студию при Калининском областном драматическом театре и отправился покорять провинцию. Десять лет спустя, работая в Омске, Спартак Васильевич получил приглашение переехать в столицу. Его звали к себе Марк Захаров, Андрей Гончаров и Валентин Плучек. Мишулин выбрал Театр сатиры и 6 августа 1961 года был зачислен в труппу.

Отношения с худруком театра Валентином Плучеком у Спартака Васильевича сложились непростые. Тем не менее он играл Пичема в «Трёхгрошовой опере» Брехта, Хлынова в «Горячем сердце» Островского, Скапена в мольеровских «Проделках Скапена», генерала Черноту в булгаковском «Беге», Остапа Бендера в «12 стульях» и «Золотом телёнке» Ильфа и Петрова... Новый художественный руководитель «Сатиры» Александр Ширвиндт высоко ценил талант Спартака Мишулина — в последние годы актёр сыграл главную роль в спектакле «Неаполь — город миллионеров» Эдуардо де Филиппо и Расплюева в мюзикле «Игра» по мотивам пьесы Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», который стал для него настоящим бенефисом. И всё равно для многих зрителей любимой ролью актёра в театре был именно Карлсон.

На роль «мужчины в самом расцвете сил» поначалу пробовались другие актёры. Мишулин же выступал в качестве сорежиссёра и репетировал роль жулика. Лишь за 20 дней до премьеры Карлсоном стал Мишулин. Со спектаклем «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Мишулин объездил всю Россию. Вот как объяснял сам актёр популярность своего персонажа: «Карлсона будут любить, пока не уйдёт одиночество, а оно не уйдёт, потому что родители, хотя и любят своих детей, но в первую очередь думают о материальном. Так вот, пока дети будут чувствовать себя одинокими, они будут верить в Карлсона».

«Дорогой Карлсон, помоги мне стать артисткой»

Спектакль, поставленный более 30 лет назад, был чётко отрепетирован, но все эти годы оставалась одна загвоздка. По сценарию в заключительной части пьесы Карлсон дарит Малышу собаку. Но театрального пса, которого бы актёры возили с собой по разным городам, в труппе не было. Каждый раз приходилось подыскивать нового. То спаниеля, то таксу, то пуделя. А однажды выбрали той-терьера, который чуть не укусил Карлсона прямо во время спектакля. «Я очень хорошо помню этот спектакль, — рассказала нам заслуженная артистка России, художественный руководитель театра «У камина» Анна Макагон, — ведь именно благодаря ему я познакомилась с великолепным артистом, который стал моим учителем. В 10 лет я, живя в Тбилиси, написала Карлсону письмо: «Дорогой Карлсон, прилетай ко мне, пожалуйста, и помоги мне стать артисткой». Только через три года я получила ответ: «Дорогая Анечка, я буду в Тбилиси такого-то числа и надеюсь ответить на все твои вопросы». Я очень хорошо помню, как я шла в гостиницу на встречу со Спартаком Васильевичем, коленки дрожали, а в руках — фиолетовые хризантемы. Я ему рассказала, что хочу быть актрисой, читала ему Чехова, он очень тепло и хорошо меня принял, мы много разговаривали о профессии. Так благодаря Карлсону я познакомилась с потрясающим человеком и актёром. Потом, когда я уже оказалась в Москве, состоялась как актриса и стала худруком театра, я пригласила его к себе на трагедийную роль, потому что знала, что ему очень хочется попробовать себя в другом амплуа. Мишулин сыграл у меня доктора Ранка в мелодраме Ибсена «Кукольный дом».

По теме

На съёмках «Кабачка» Мишулин познакомился с женой

Почти 40 лет назад на телеэкран вышла передача «Кабачок «13 стульев», в которой были задействованы актёры Театра сатиры. Спартаку Мишулину досталась роль Пана Директора. За 15 лет существования программы Мишулин сыграл в более чем тысяче миниатюр. Персонаж его был деловым человеком тех лет: он был неглуп, самоуверен, любил подхалимаж, но и сам, если нужно, умел прогибаться. Кстати, сам Мишулин считал, что всенародная любовь пришла к нему именно после роли Пана Директора. Рассказывал, что женщины бросались к нему, просили расписаться — на шее, на груди, где угодно: «Тогда-то во мне началось зарождаться недоверие к женщинам, что они ради корысти интересуются мной. И когда очередная поклонница говорила: «Мне ничего не надо — лишь бы быть возле вас!», я проводил испытания. Приглашал даму к себе домой, но никаких попыток перейти к близости не делал. Некоторые даже жили у меня. В конце концов они начинали возмущаться: «Почему ты не проявляешь ко мне интереса?» Я же отвечал: «Но ведь ты хотела только видеть меня... Тебе же ничего не надо!» — после этого они обычно уходили...» И тем не менее именно во время съёмок очередной программы актёр познакомился со своей будущей женой Валентиной: она была монтажёром программы «Время» и работала в соседней телестудии.

Владимир Мотыль при выборе Саида не сомневался

Фильм Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» стал культовым фильмом нашей страны во многом и благодаря Мишулину. На роль Саида Мотыль выбрал актёра сразу и бесповоротно: «Я снял девять художественных фильмов и всегда очень тщательно подбирал актёров на главные роли, на одну роль всегда претендовали от трёх человек и больше. Единственная кандидатура — на роль Саида — не вызывала у меня сразу никаких сомнений. Я с Мишулиным познакомился ещё в Омске, где он тогда постоянно работал, а я ставил спектакль «Клоп», и пригласил его сыграть сразу три роли. Что он с успехом и выполнил, он потрясающе перевоплощался в абсолютно разных людей. Потом, уже в Москве мне очень понравился его Пан Директор из телевизионной передачи «Кабачок «13 стульев». Хотя именно из-за этой роли многие не понимали, как я могу брать Спартака на серьёзную роль Саида. Ведь Пан Директор, по мнению многих, совсем не серьёзная роль. И тем не менее я его на эту роль утвердил. И не пожалел. Хотя Спартак в начале и шутил: «Что ж ты, Володя, объездил всю Среднюю Азию, а на такую роль не кого-то из местного населения выбрал, а меня».

Мишулина трижды закапывали в песок

Изначально по сценарию у Мишулина было много текста. Так, планировалось, что Саид будет горячо выражать свою благодарность Сухову за то, что тот спас ему жизнь, выкопав из песка. Но, как мы знаем, всё получилось иначе: герой Мишулина — немногословный восточный человек. Кстати, во время съёмок всей съёмочной группе пришлось несладко, ведь вся работа проходила при 60-градусной жаре, в песках пустыни, кишащих всевозможными тварями. Анатолий Кузнецов, сыгравший Сухова, рассказывает: «Больше всех досталось Мишулину. Его трижды закапывали на жаре в песчаную яму. Оператор с режиссёром хотели сделать из закопанного человека что-то вроде зомби: на рассвете сажали Мишулина в яму, засыпали мокрым песком, закрывали шею кошмой, чтобы всё-таки не очень жгло, и до полудня ждали, когда песок раскалится и лицо Саида приобретёт сине-фиолетовый оттенок, вены вздуются, глаза вылезут из орбит. Но это было ещё не самым страшным. Ему мазали голову вареньем, и тогда лоб и щёки Мишулина облепляли тучи мух. Рядом по песку пускали змей. Во время перерывов прикрывали голову зонтом, давали покурить. Откапывать на обед не имело смысла — кормили из ложечки. Так что доставали его из песка только вечером. И так три дня. А всё из-за того, что первый дубль киноначальству не понравился, на втором обнаружили на плёнке царапину, и только третий подошёл. Спартак всё это выдержал очень стойко».

После «Белого солнца» киношная карьера Мишулина складывалась вполне удачно. Он играл в фильмах «Достояние республики», «Нет дыма без огня», «Перикола», «Очарованный странник», «Мастер и Маргарита», но для многих в кино он навсегда остался именно Саидом.

P.S. У Спартака Мишулина было несколько идей, которые, к сожалению, он так и не успел осуществить. Актёр рассказывал, что мечтает поставить спектакли «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына, «Котлован» Платонова и Тирсо де Молина «Дон Хиль-Зелёные штаны».

Была у него идея написать мемуары. Он говорил: «Сейчас все пишут. И меня просят. Но пока я собираю материал. Хочется самому осилить. А то эти все мемуары какие-то одинаковые. Язык один. А хочется сохранить свою стилистику. Вспомнить какие-то случаи, связанные с репетициями. Доступные для зрителя. Плюс разбавить анекдотом. Этакая рекламная пауза...» Актёр так и не успел выпустить в свет свою книгу, но известно, что многое успел написать.

В предстоящем театральном сезоне Александр Ширвиндт хотел удивить публику, представив ей трагического Спартака Мишулина: актёр собирался сыграть главную роль в пьесе Тургенева «Нахлебник», написанную в своё время для бенефиса Михаила Щепкина.

А кроме того, осиротели любимые Мишулина: жена, дочка Карина и внучка Кристина. Эти люди были самыми важными в его жизни. Карина на радость папе стала актрисой, Кристина, Мишулин был уверен, тоже пойдёт по его стопам, но увидеть это ему уже не удастся.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 10.11.2016 11:37
Комментарии 0
Наверх