Версия // Конфликт // «Советское наследие под снос? Почему в Шереметьево борются не с нарушениями, а с историей»?

«Советское наследие под снос? Почему в Шереметьево борются не с нарушениями, а с историей»?

2348

Чиновники против бизнеса

«Советское наследие под снос? Почему в Шереметьево борются не с нарушениями, а с историей»? (изображение: Шедеврум)
В разделе

В начале июня 2025 года Администрация городского округа Химки подала в суд иски с требованием снести несколько зданий грузового терминала АО «Шереметьево-Карго» – одного из самых старейших и квалифицированных грузовых операторов страны. Основание? Обвинение в «самовольном строительстве».

На первый взгляд – банальная строительная тяжба. Но за этими исками скрывается нечто гораздо большее: согласованная административная атака, в которой участвуют государственные ведомства, чиновники и структуры, а само дело похоже не на контроль за безопасностью, а на спланированное рейдерство с государственным лицом.

Самое абсурдное – под снос предлагают отправить здания, построенные в 1985 году Министерством гражданской авиации СССР. Они десятилетиями обрабатывали десятки тысяч тонн грузов, прошли все стадии сертификации, имеют более 235 лицензий, и одно из них даже зарегистрировано как опасный производственный объект. Несмотря на это, терминал оказался в центре атаки, методично проводимой по хорошо знакомому сценарию.

Бумажная зачистка: как советская авиационная инфраструктура стала «самостроем»?

Спустя 30 лет здания «Шереметьево-Карго» – грузового терминала, расположенного на территории Международного аэропорта Шереметьево, вдруг стали вызывать вопросы у различных ведомств и Администрации Химок.

Причем эти объекты были построены еще в советское время, приняты по всем правилам Центральным Управлением международного воздушного сообщения Министерства гражданской авиации СССР, стоят на кадастровом учёте, имеют действующие лицензии, сертификаты, а один из них даже имеет статус опасного производственного объекта, зарегистрированного в Ростехнадзоре.

Однако в 2025 году они вдруг превратились в «самострои». Причём – не по решению суда, а по цепочке административных действий, в которой особую роль сыграли Ространснадзор, Главное управление государственного строительного надзора Московской области, Администрация г.о. Химки и, наконец, заместитель генерального директора АО «МАШ» по корпоративному развитию Александр Ильин.

И если внимательно всмотреться в суть – перед нами не просто конфликт хозяйствующих субъектов, а пример административной агрессии, за которой стоит мощный ресурс, скоординированные действия чиновников и хорошо знакомый мотив: устранение конкурента через систему.

Но как такое стало возможным? И почему за обвинениями в «незаконном строительстве» скрывается не правовая забота о безопасности, а искусственно срежиссированный механизм устранения конкуренции?

Откуда ветер дует: письма Ильина

Первый шаг в этой схеме сделал Александр Ильин. В его полномочия входит не только стратегическое управление активами аэропорта Шереметьево, но и юридическое сопровождение интересов его «дочки» – компании «Москва Карго», конкурирующей с «Шереметьево-Карго» за обслуживание авиагруза, прибывающего в московский аэропорт.

Ильин направил серию обращений в Ространснадзор. В письмах зам гендиректора аэропорта утверждал, что здания, расположенные на территории «Шереметьево-Карго», являются самовольными постройками. Примечательно, что к доносам не было приложено ни одного документа, подтверждающего эту информацию, не проводилось экспертных оценок или осмотров, не запрашивались правоустанавливающие или технические документы у владельца зданий.

По теме

А основной «доказательной базой» стала ссылка на некий реестр самовольных построек, якобы опубликованный в интернете. Причем впоследствии по официальным разъяснениям ведомства, заносящего объекты в реестр, выяснилось: этот реестр носит исключительно справочный характер и не имеет официальной юридической силы. Но этого оказалось достаточным, чтобы механизм давления заработал.

Без проверки в реестр

Также позже стало известно, что господин Ильин действовал, конечно, не один. Параллельно шла бурная деятельность Главного управления государственного строительного надзора Московской области (Госстройнадзор).

А в исках, впоследствии поданных Администрацией Химкок, говорится о том, что после проведенного Госстройнадзором МО осмотра было установлено, что здания, попавшие в реестр, были реконструированы. Также в качестве самого «убийственного» аргумента Администрация приводит ссылки на статьи и презентации на сайте АО «Шереметьево-Карго», где говорится о реконструкции.

Правда, говоря на своем сайте о реконструкции, терминал имел ввиду обновление и усовершенствование IT-решений и производственных процессов. Надо сказать, что АО «Шереметьево-Карго» по праву можно отнести к числу тех российских компаний, которые своевременно прислушались к Указам Президента и сделали ставку на цифровизацию и импортозамещение. Это позволило не только укрепить свои позиции на рынке, но и обеспечить устойчивое развитие, сохранить рабочие места и приумножить благосостояние сотрудников. Сегодня «Шереметьево-Карго» – это не просто грузовой терминал, а полноценная экосистема, в рамках которой развиваются и взаимодействуют различные структуры, включая IT-направление, учебный центр, инновационный блок и производственные подразделения.

Причем цифровая трансформация терминала началась задолго до того, как она стала трендом. С первых лет существования коллектив компании активно внедрял инновационные решения, стремясь не просто автоматизировать процессы, а создать высокоэффективную цифровую платформу. Уже в 1990-х годах был создан собственный автоматизированный грузовой комплекс, а с развитием цифровых технологий компания последовательно модернизировала свои ИТ-системы.

Инструменты, предлагаемые АО «Шереметьево-Карго», действительно уникальны для отрасли. Компания активно развивает цифровые технологии, позволяющие клиентам выполнять большинство операций дистанционно – от оформления и оплаты до получения груза. Это делает взаимодействие с терминалом быстрым, удобным и максимально прозрачным. Современные цифровые решения применяются и на территории терминала, где можно воспользоваться сервисами без ожидания и лишних контактов. Именно развитая цифровая инфраструктура помогла предприятию не только адаптироваться к новым реалиям рынка авиаперевозок, но и продолжить поступательное развитие, расширяя возможности удалённого обслуживания.

Это также позволило добиться высокой степени лояльности и признания среди пользователей. Лучшим подтверждением этого является тот факт, что АО «Шереметьево-Карго» – единственная компания в аэропорту Шереметьево, которая имеет высшую потребительскую оценку 5 звёзд по версии Яндекса. Высокая востребованность цифровых сервисов грузового терминала также прослеживается и в отзывах, размещенных на сайте компании, среди которых встречаются такие комментарии, как: «Супер! Огонь! Спасибо большое!», «Очень довольны тем, как реализован функционал!», «Вообще шикарная тема!» и многие другие. Люди отмечают удобство, скорость, технологичность и клиентоориентированность сервисов.

Таким образом, АО «Шереметьево-Карго» удалось не просто внедрить цифровые решения, а выстроить целостную цифровую экосистему, способную адаптироваться к вызовам времени, обеспечивая безопасность, эффективность и высокий уровень сервиса для всех участников логистического процесса. Сегодня эта модель могла бы послужить примером успешной цифровизации и показать, что с опорой на собственные ресурсы, компетенции и ответственность перед обществом возможно устойчивое и прогрессивное развитие. Но именно сейчас начались очередные нападки на терминал и появились иски с требованием снести часть инфраструктуры высокотехнологичного грузового терминала.

По теме

Видимо, господину Ильину трудно принять, что руководство компании может практически половину своей прибыли на протяжении десятков лет вкладывать в развитие, так как в аэропорту не только не спешат с цифровым развитием, но даже обещанная инфраструктура до сих пор ждет своего часа. Так, уже много лет жители близлежащих населенных пунктов вынуждены «наслаждаться» зловонным запахом из реки Клязьма, в которую сливаются отходы из аэропорта. А обещанных очистных сооружений как не было, так и нет. Не менее печальная ситуация прослеживается и с аэродромным покрытием. Поэтому повреждение (порезы) пневматики колес авиалайнеров при посадке в «лучшем европейском аэропорту» уже стало делом привычным. А уходом на второй круг воздушных судов вообще уже никого не удивишь. Да, и посторонние предметы уже настолько прижились на перроне, что и посторонними их назвать сложно. Да и что тут такого, что куски перронного покрытия частенько лежат себе на взлетно-посадочной полосе? Кому они мешают? Ну разве что пилотам, так надо быть внимательнее при посадке в крупнейшей московской гавани. Ну а что касается цифрового развития, то и тут аэропорту есть чем похвастаться. Центральная автоматизированная база данных «Синхрон» настолько синхронизировала цифровое взаимодействие различных служб аэропорта, что некоторые авиалайнеры стали сбегать прям из аэропорта без прохождения необходимых контрольных действий. И не по собственной воле, а с разрешения диспетчеров и пограничной службы, которой не было известно об отсутствии разрешения на убытие воздушного судна со стороны таможенной службы.

Но несмотря на все перипетии, аэропорт продолжает получать награды. Вот недавно господин Ильин и Андрей Никулин (ранее «прославившийся» при скандале с багажным коллапсом по вине «Шереметьево Хэндлинг» – дочернего предприятия аэропорта, руководство которым он в то время осуществлял) были награждены грамотой. Причем особые слова благодарности были сказаны депутатом в отношении патриотического воспитания молодежи. Также он отметил возможность для молодого поколения получить отличный жизненный и трудовой опыт в аэропорту. И тут сложно не согласиться с представителем Мособлдумы. Достаточно вспомнить ряд происшествий с персоналом аэропорта, которые в некоторых случаях заканчивались достаточно трагично. Пожалуй, и, правда, очень важный опыт, который поможет быть осмотрительнее в дальнейшем при выборе работодателя.

Так, за последние годы в московском аэропорту Шереметьево произошло несколько серьезных инцидентов, свидетельствующих о проблемах с безопасностью и организацией труда.

В июне 2024 года 23-летнему технику при неустановленных обстоятельствах оторвало палец во время работы у ангара. В январе 2023 водитель телескопического трапа, предположительно под наркотиками, врезался в самолет и впал в кому. В 2022 году грузчик случайно ударил тележкой с напитками сотрудницу, которая получила ушиб и была направлена на лечение.

В декабре 2021 года Boeing столкнулся со служебным автомобилем, проводившим противообледенительную обработку, водитель машины пострадал, самолет пришлось заменить. В ноябре 2019 грузовая машина наехала на техника, впоследствии у него диагностировали перелом ноги. В июне 2019 сотрудник упал с лестницы при погрузке багажа и позднее скончался в больнице.

По теме

Но несмотря на то, что в аэропорту явно существует дефицит контроля за безопасностью, обучением персонала и техническим состоянием оборудования, Администрацию Химок все эти «незначительные» инциденты не особо беспокоят. И на фоне регулярных инцидентов в аэропорту, а в некоторых случаях даже с трагическим результатом, по мнению Администрации Химок, необходимо как можно скорее снести здания организации, где четкое соблюдение регламентов и процедур стоит во главе угла всей производственной деятельности.

Тем более, какие могут быть сомнения, когда имеются такие «весомые» доказательства, как ссылки на статьи и презентации с описанием реконструкций. Видимо, именно они и стали причиной включения зданий в список «самостроев» Главным управлением Госстройнадзора, возглавляемым Артуром Гарибяном. И что особенно важно: включение было произведено без официального выезда, без оповещения о проведении осмотра объектов собственника зданий, без запросов о предоставлении пропуска в зону транспортной безопасности. И судя по всему, осмотр мог проводится только где-то из-за угла с территории аэропорта. И именно эта информация и стала основанием «экспертного» заключения о реконструкциях. В то же время, несмотря на все уверения истцов, со времен постройки здания не поменяли своих границ и площади. Но, видимо, через забор в бинокль экспертам виднее…

Причем, даже если на минуту предположить, что реконструкция, и правда, проводилась, вызывает недоумение, почему в иске истец требует исключительно срочного сноса зданий, а не приведения их в соответствие с технической документацией, что предусмотрено, в частности, Постановлением Пленума Верховного суда РФ №44 от 12.12.2023 г., как альтернативная мера? Видимо, основная задача, поставленная перед ведомствами – не исправить, а избавить Шереметьево от неугодного конкурента.

В то же время речь в данном случае идёт не о ларьках, не о «гаражной застройке», а о капитальных объектах, построенных в 1985 году по решению Министерства гражданской авиации СССР. Их существование десятилетиями не вызывало вопросов. До тех пор, пока в Шереметьево не началась очередная битва за рынок грузового обслуживания между независимым оператором и «дочкой» аэропорта.

Администрация Химок: включение в игру

И вот, получив «реестровую заготовку» от Госстройнадзора, материал был передан в Администрацию городского округа Химки. Чиновники, в свою очередь, не провели собственную проверку, а просто направили запросы в Роспотребнадзор, а затем помчались в суд с иском о сносе.

Ключевую роль здесь сыграла Кристина Артуровна Мадатова – первый зам главы Администрации Химок. Именно она подписывала письма в надзорные органы. Что особенно важно – тексты этих писем почти дословно повторяют формулировки из писем Ильина. Без ссылки на иные источники. Без официальной проверки. Без запроса документов. В таком случае получается, что это не расследование, а копипаст – чиновничий Xerox, по сути поставленный на службу частному интересу.

Ни одного оригинального аргумента, ни одной альтернативной ссылки. Такая синхронность действий даёт основания считать, что действия Ильина и администрации были координированы, если не официально, то, как минимум, информационно.

(Наше издание уже обратилось в Администрацию Химок к Кристине Артуровне с запросом информации. Но что примечательно, Администрация Химок настолько открыта к гласности, что на ее сайте даже отсутствует раздел с контактной информацией для взаимодействия с прессой).

Надо сказать, Кристина Артуровна Мадатова – фигура в Химках хорошо известная. Её имя неоднократно звучало в контексте конфликтов интересов между администрацией, бизнес-структурами и гражданскими инициативами. В частности, она стала одним из лиц скандала вокруг парка «Дубки», когда местные жители Химок протестовали против застройки рекреационной зоны, а администрация, вопреки общественному мнению и обещаниям губернатора МО Андрея Воробьева, заявила, что не намерена расторгать договор с девелопером «Крост», ссылаясь на «интересы инвестора».

По теме

В свою очередь губернатор Андрей Воробьёв публично поддержал возвращение земли парку. Срок аренды участка застройщиком истёк. От администрации требовалось только одно письмо – уведомление о расторжении договора. Но администрация отказалась его отправлять. Мадатова обосновала это так:

«… нам надо учитывать мнение инвестора, чтобы со стороны «Кроста» в нашу сторону не было предъявлено неосновательного обогащения и требования о возврате арендной платы за весь период пользования участком, который они своевременно каждый раз платили».

Когда активисты напомнили, что компания систематически не платила арендную плату и даже проиграла суд, Мадатова ответила:

«Я уверена, соответственно, арендную плату они оплатили…».

«… в данном случае мы не можем рассматривать договор аренды как единственный документ. У нас договор аренды идет в связке с инвестконтрактом, о котором вы прекрасно знаете…».

Даже когда общественники указали на нормы Гражданского кодекса, позволяющие расторгнуть аренду по истечении срока, Мадатова настаивала:

«Ну вот Вы опять забываете про Конституцию, которая защищает права и других жителей, и застройщика. «Крост» является точно таким же интересантом, как и Вы, правильно?».

Показательно, что и в случае с «Шереметьево-Карго» – интересы крупнейшего аэропорта и его «дочки» стали приоритетом, даже в ущерб инфраструктуре советского периода, проверенной и сертифицированной.

Биография в тени: дело отца

Отдельного упоминания заслуживает информация о возможных родственных связях Кристины Мадатовой. По данным информационных ресурсов («MSK1.ru», «Химки-Logach»), она может являться дочерью Артура Мадатова, бывшего высокопоставленного чиновника Пенсионного фонда РФ. По информации издания «Коммерсант», в 2013 году Артур Мадатов был осуждён на 5 лет лишения свободы за хищение 15 миллионов рублей, предназначенных для реконструкции дома-интерната в Солнечногорске. Пользуясь своим служебным положением, заместитель управляющего столичным отделением Пенсионного фонда РФ помог вывести через фирму аффилированного подрядчика огромные денежные суммы на ремонт здания, работы в дальнейшем так и не были проведены.

Конечно, Кристина Мадатова не была участником того дела, и не несёт за это ответственности. Однако вопрос остаётся открытым: знал ли Глава Химок о биографии кандидата, назначая её на пост, связанный с контролем над землёй и инвестициями?

Также внимания заслуживает обстоятельство, придающее ситуации особый цинизм. Один из складов, подлежащих сносу по запросам администрации, – это сертифицированный, изолированный объект хранения опасных грузов, построенный в советское время, внесённый в реестры, зарегистрированный как опасный производственный объект, с наличием всех действующих лицензий, включая допуски к радиоактивным и взрывоопасным материалам.

И именно этот склад объявляется угрозой.

В то же время еще в 2024 году в другом районе Химок, согласно открытым публикациям, планировалось строительство нового склада, но уже на месте, где ранее должен был быть спортивно-оздоровительный комплекс.

Из этого следует, что Администрация Химок готова снести склады крупнейшего грузового терминала нашей страны, который около 36 лет является примерным налогоплательщиком, работодателем и высокотехнологичным предприятием, одним из первых взявшим свой курс на цифровизацию производственных процессов в соответствии с Указами руководства РФ, и при этом считает вполне приемлемым строить новый склад вместо спортивно-оздоровительного комплекса. Не правда ли, своеобразная забота об интересах г.о. Химки и его жителях?

По теме

В действиях администрации Химок нет экспертизы, нет анализа, нет правовой оценки. Зато есть, похоже, безоговорочное следование интересу одной стороны. Той, которая, по всей видимости, лучше встроена в административную систему. И это не просто локальная история – это институциональный тест: может ли в современной России советская, легально оформленная, лицензированная инфраструктура быть стерта по копипасту?

И не только «Шереметьево-Карго»: что происходит в самой администрации Химок

С другой стороны, контекст, в котором развивается история с «Шереметьево-Карго», не может быть отделён от более широкой ситуации внутри самой Администрации городского округа Химки, где происходят тревожные процессы, выходящие далеко за рамки юридических споров.

Как стало известно в начале июня 2025 года, силовики провели обыски и проверку в кабинете первого заместителя главы администрации Химок. На месте присутствовал его адвокат, а сам чиновник, по словам очевидцев, находился в неизвестном месте. Telegram-каналы, не аффилированные с мэрией, описали этот день как поворотный для города.

Авторы популярных городских источников отмечали, что день для чиновников Химок ох, какой непростой, а для жителей – судьбоносный.

«Что если силовики проверят и остальные МБУ, МКУ? Там не отмажешься тем, что провели душ первому заму или сделали ремонт в квартире еще кое-кому».

Иными словами, речь идёт не о единичной проверке, а о возможной системной зачистке внутри администрации, где могут быть замешаны бюджетные махинации, схемы на муниципальных контрактах и использование служебного положения в личных целях.

Зачистка в администрации Химок приобретает почти театрально-зловещий размах – её последствия теперь видны не только в кабинетах, но и в цифровом пространстве. На официальном сайте, на странице «Структура администрации», фамилии заместителей главы исчезают с пугающей скоростью, оставляя после себя безмолвные серые иконки. Всё это всё больше напоминает сюжет «Десяти негритят» Агаты Кристи, только вместо загадочного острова здесь муниципальный портал, а роли «исчезающих» исполняют реальные чиновники. Каждая новая пустая ячейка – немой приговор, тревожный сигнал тем, кто ещё остаётся: игра продолжается, а «считалка» ещё не до конца допета. И оставшимся руководителям остаётся лишь гадать, не исчезнут ли и их имена завтра так же внезапно, оставив после себя только пустоту да сомнительные воспоминания у жителей города.

Сложившаяся ситуация наглядно демонстрирует: внутренняя турбулентность, поразившая руководство Международного аэропорта имени великого русского писателя уже много лет назад, оказалась заразной – теперь её симптомы проявляются и в действиях чиновничьего аппарата, инициировавшего иск против терминала. А кулуарные игры и попытки силового давления указывают на то, что инфекция нестабильности распространилась и дальше.

Сколько стоит такой иск?

И в этом контексте особенно парадоксально выглядит настойчивость, с которой администрация добивается срочного сноса лицензированной инфраструктуры: чиновники, у которых в кабинетах работают силовики, при этом находят силы и ресурсы, чтобы инициировать иск о сносе зданий 1985 года, игнорируя десятки обращений от работников, юристов и жителей, и полностью доверяя «техническому» реестру, не имеющему правового веса?

Это вызывает закономерный вопрос: действительно ли борьба за «законность» в данном случае была мотивом? Или речь идёт о попытке обеспечить лояльность к определённым группам влияния в обмен на административную инициативу?

Администрация, подающая иск против стратегического объекта с легальными правами, лицензиями и допусками, – это не администрация в вакууме. Это орган, внутри которого в то же самое время идут обыски, силовики ищут документы, а ключевые чиновники находятся под давлением или отсутствуют на месте.

По теме

Это создаёт ощущение, что всё происходящее вокруг «Шереметьево-Карго» – не просто конфликт за территорию, а часть более широкой и тревожной схемы, в которой административный ресурс используется не ради порядка, а ради влияния, контроля и сохранения каналов доступа к ключевым объектам инфраструктуры.

Зачистка вместо конкуренции: как в Шереметьево вытесняют тех, кто развивается

Но что могло стать спусковым крючком для столь масштабной атаки? А дело было так:

В Шереметьево работают два грузовых терминала. Оба – участники рынка, оба обслуживают авиакомпании, оба заявляют о развитии. Но по факту условия игры неравные. Один из терминалов делает ставку на цифровизацию, безопасность и инвестиции в инфраструктуру. Второй – на административные ресурсы материнской организации и бюрократическое давление.

В центре конфликта независимый оператор «Шереметьево-Карго», с лицензированным складом для опасных грузов, международными сертификациями и собственной цифровой платформой, позволяющей автоматизировать обработку грузов, документооборот и контроль безопасности. Компания вкладывается в развитие, регулярно модернизирует складские мощности, внедряет ИТ-решения, обеспечивает соответствие международным стандартам.

По другую сторону – «Москва Карго», дочерняя структура самого аэропорта. У неё нет ни лицензированного склада для обработки определенных категорий опасных грузов, ни исправно работающей полноценной цифровой инфраструктуры. Зато бывают проблемы с пропажей груза. И даже судебные решения, подтверждающие отсутствие бережного отношения даже к грузам, сданным контролирующими ведомствами на ответственное хранение. Вместо инвестиций в развитие руководство компании регулярно делает попытки убрать конкурента с помощью административных рычагов. Вместо создания собственного сервиса ведет бюрократические войны с теми, кто этот сервис строит.

Ранее ФАС уже признала, а суд подтвердил, что аэропорт систематически нарушал антимонопольное законодательство, ограничивал доступ «Шереметьево-Карго» к инфраструктуре, создавал искусственные барьеры. Причём не в ответ на нарушения, а именно тогда, когда независимый оператор выигрывал тендеры благодаря своей эффективности и прозрачной работе.

Вместо того чтобы исправить ситуацию, руководство аэропорта и, в частности зам гендиректора по корпоративному развитию Александр Ильин, запускают волну административных атак. Начинаются массовые обращения в надзорные органы, иски, обвинения в «самовольном строительстве», требования снести объекты, построенные ещё в советское время. Всё это без экспертиз, без технических заключений, без анализа юридического статуса.

Одна из главных целей – уникальный лицензированный склад опасных грузов, принадлежащий «Шереметьево-Карго». Здание соответствует всем нормам, оборудовано по международным стандартам, и имеет стратегическое значение для авиалогистики России, а также зарегистрировано по всем правилам в Ростехнадзоре в качестве опасного производственного объекта. У «Москва Карго» аналога нет, и, видимо, вместо того чтобы построить свой, дочка аэропорта решила добиться сноса конкурентного.

Все это подтверждает, что искажённая логика достигла абсурда: наличие лицензии становится поводом для нападок, а её отсутствие – нормой. Не имея необходимой инфраструктуры для обработки определенных видов опасных грузов, клиентам «Москва Карго» могут предлагать размещать опасный груз прямо в автомобилях, на открытой парковке, без охраны, вентиляции, сигнализации. Но разве это не является грубым нарушением всех норм? Но реакция на происходящее нулевая. Тогда как соблюдение закона со стороны «Шереметьево-Карго» объявляется угрозой.

Параллельно с административными атаками игнорируются реальные риски: разрушения покрытий на взлётно-посадочной полосе, посторонние предметы на ВПП, инциденты с самолётами. Но вместо проверок фокус сосредоточен на борьбе с конкурентом. Всё, что делает «Шереметьево-Карго» для улучшения сервиса, превращается в объект давления. Всё, чего не делает «Москва Карго», воспринимается как приемлемое.

Это не конкуренция. Это системное устранение тех, кто инвестирует в развитие. Тех, кто вместо кулуарных решений выбирает цифровую трансформацию, международные стандарты и долгосрочное планирование. Крупнейший в стране аэропорт действует не как нейтральная инфраструктура, а как участник конфликта, использующий институциональные ресурсы для зачистки рынка.

Каждый тендер становится не стимулом к улучшению, а триггером для репрессий. Победа независимого игрока становится не признанием его эффективности, а поводом для новых административных шагов. В таких условиях невозможно говорить о развитии отрасли. Потому что, когда соблюдение закона считается угрозой, а инновации являются помехой, проигрывают не только конкуренты, проигрывает вся система.

Сегодня стоит не просто вопрос о будущем «Шереметьево-Карго». Фактически всей отрасли объявлен системный вызов. И главный вопрос: будет ли развитие критически важной инфраструктуры зависеть от цифровых и инвестиционных решений, или от близости к органам власти и возможности использовать административный ресурс против тех, кто играет по правилам?

Ведь когда соблюдение закона воспринимается как угроза, а отсутствие инфраструктуры является нормой, это уже не про конкуренцию, а про системную подмену понятий, угрожающих не только бизнесу, но и авиационной безопасности в целом.

К слову говоря, Минтранс уже обеспокоился происходящим в Международным аэропорту Шереметьево. И даже подал в суд иск на приостановление прав иностранных структур на Шереметьево. Суд с завидной скоростью рассмотрел заявление истца и удовлетворил исковые требования в полном объеме. Да и кому может понравится, когда в столь сложное для нашей страны время предположительно около 36 млрд рублей, заработанных в России, выводятся в неизвестном направлении?

А ведь собственникам аэропорта, пожалуй, стоило бы проявить хотя бы толику осторожности, особенно в свете печального опыта их коллег-олигархов, которые, увлекшись сложными офшорными схемами, в итоге утратили и контроль, и право собственности на другую важнейшую воздушную московскую гавань – аэропорт Домодедово. Но, как говорится, горбатого, увы, только могила исправит...

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 25.06.2025 10:12
Комментарии 0
Наверх