Версия // Общество // Соблюдение общих правил продажи оружия имеет важное значение для создания оборонного союза ЕС

Соблюдение общих правил продажи оружия имеет важное значение для создания оборонного союза ЕС

8233

Заранее договориться

В разделе

В этом году Германия, в связи с возражениями Франции и Соединенного Королевства, решила продлить эмбарго на поставки оружия Саудовской Аравии, что отражает обеспокоенность по поводу законности военного вмешательства последней в гражданскую войну в Йемене. Спор подчеркивает разногласия и неэффективность, которые все еще мешают европейской политике в области экспорта вооружений. А неспособность решить проблему серьезно подрывает усилия ЕС по повышению обороноспособности.

Такие инициативы как создание Европейского оборонного фонда, который стремится координировать, дополнять и усиливать инвестиции в национальную оборону, призваны решить проблемы обороноспособности Европы. Но, как отмечает Анн-Мари Дескот, посол Франции в Германии, если европейские правительства хотят совместно развивать военную технику, они должны безоговорочно доверять своим партнерам, чтобы экспортировать необходимые компоненты. Это требует прозрачных и предсказуемых правил экспорта.

Как отмечают эксперты, экспорт оружия может способствовать оборонному сотрудничеству с союзниками за счет улучшения оперативной совместимости. В некоторых случаях это также может способствовать повышению обороноспособности стратегических партнеров, поддержке усилий по решению глобально значимых проблем безопасности, таких как пиратство или терроризм. Экспорт в третьи страны позволяет европейским оборонным компаниям максимально использовать эффект масштаба, вынуждая их производить более конкурентоспособную продукцию. Чем больше стран участвуют в этих обменах, тем сильнее влияние.

Но экспортные ограничения также играют важную роль. Подобно тому как эмбарго на поставки оружия призвано обуздать агрессивное поведение страны, лишив ее военных ресурсов, ограничение экспорта оружия создает препятствия для правительств, которые могут использовать их для нарушения прав человека. Однако для того, чтобы такие ограничения работали, они должны применяться широко, последовательно и прозрачно. В этом смысле отсутствие последовательной политики экспорта вооружений подрывает доверие к ЕС как к проекту, основанному на демократических ценностях.

Следует признать, что общеевропейские нормативы экспорта оружия уже существуют. С восемью критериями для выдачи лицензий - включая уважение гуманитарного права – они являются одним из самых жестких в мире. Но правила не соблюдаются. Если ЕС хочет создать оборонительный союз, это должно измениться.

Успех потребует от европейских институтов преодоления значительного сопротивления. Оборона считается вопросом национального суверенитета, поэтому у европейских государств-членов нет политической воли уступить контроль над своей политикой экспорта оружия, скажем, наднациональному надзорному органу.

Еще более усложняет ситуацию то, что перед принятием решения об ограничении экспорта в конкретную страну члены ЕС должны прийти к единому мнению по поводу того, соответствует ли это общим интересам. А это совсем не просто. Например, в отношении Саудовской Аравии канцлер Германии Ангела Меркель сочла продажу оружия дестабилизирующим фактором. Но другие, такие как бывший министр иностранных дел Великобритании Джереми Хант, утверждают, что вооружение саудовцев повышает способность стран ЕС внести свой вклад в урегулирование конфликта в Йемене.

Помимо политических лидеров, общественные организации выразили обеспокоенность тем, что передача полномочий Европейской комиссии, которая менее подотчетна избирателям, чем национальные правительства, может снизить прозрачность. Некоторые опасаются, что общеевропейская политика будет приведена к наименьшему общему знаменателю, что снизит ее эффективность.

Даже в таких неблагоприятных условиях институты ЕС могут предпринять шаги для согласования политики в области экспорта оружия. Они могли бы запланировать увеличение расходов на исследования, работать с национальными правительствами, чтобы выявить пробелы в оборонных возможностях ЕС, и составить список необходимой военной техники. Имеющие необходимую инфраструктуру страны могли бы согласиться разработать необходимое оборудование в обмен на финансирование.

Наконец, ЕС может подтолкнуть государства-члены к усилению контроля за конечным использованием экспортируемого оружия. Он может способствовать этому дорогостоящему, трудоемкому и политически сложному процессу, направляя группы экспертов в страны-импортеры. О таких действиях - и об обмене конфиденциальными данными, которые они влекут за собой - нужно будет заранее договориться и включить в экспортные соглашения.

Обеспечение соблюдения правил экспорта оружия в масштабах ЕС будет нелегкой задачей. Но если государства-члены ЕС серьезно относятся к углублению сотрудничества в области обороны, не говоря уже о создании оборонного союза, эта битва не будет безнадежной.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 09.10.2019 16:30
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх