Выложил трек – и ты сразу на вершине чартов. Об этом мечтают и старые звёзды, и молодые начинающие артисты. История такие случаи знает, но не будем полагаться на один шанс из миллиона и посчитаем бюджет.
Записать трек на кухне и получить сразу миллионы фанатов не удавалось, кажется, ещё никому. Почему? Потому что один трек – это мало. С него обычно только начинается усеянная самыми разными испытаниями дорога к славе. Кто-то, как мама певицы Нюши, продаёт квартиру ради карьеры ребёнка. Кто-то безнадёжно влезает в долги. Кто-то продаётся в рабство лейблу и потом до конца жизни не может вернуть себе своё имя…
Но какова всё же цена вопроса? Сразу скажу, что артисту-девочке однозначно придётся потратить значительно больше, чем артисту-мальчику. На все эти ноготочки, реснички, наряды, затраты на макияж и укладки для выходов в свет.
А главное – артисту нужны песни. Можешь – сочиняй сам, не можешь – покупай песни. Цены разные – от 10 тыс. рублей и до бесконечности. Вот, например, одна моя знакомая покупает песни у топовых авторов, которые пишут звёздам первой величины, за миллион рублей и хвастается об этом знакомым. Успеха не случилось, к слову. В среднем цена за трек «под ключ» – 150 тысяч. Однако песня от звёздного автора, например Игоря Крутого, не гарантирует место в чарте, разве что повышает шанс на успех.
Далее – клипы. Сегодня принято снимать короткие вертикальные видео. Кто-то делает это сам, бесплатно, на условной парковке, а кто-то приглашает съёмочную команду человек на 20, арендует розовый гелик, обклеивает его мехом, а потом в сопровождении 10 танцоров долго-долго снимает контент. И тратит на это минимум миллион.
А ведь песнями с видео надо запастись на год вперёд, выпуская их каждый месяц. Посчитали? Переходим к команде артиста.
Она обычно состоит из следующих спецов. Менеджера – того самого, который за все процессы отвечает и всех координирует, за что получает зарплату от 50 тыс. рублей. SMM-специалиста, знающего все соцсети и постоянно туда что-то выкладывающего, – в Москве такой человек стоит 100 тыс. рублей. Контент-креатора – всё придумывающего, снимающего и монтирующего, цена договорная. Стилиста – ведущие представители этой профессии, одевающие Зиверт или Асти, просят от 500 тысяч. Визажиста – девочкам без него не выжить. Тренера – просто иметь карточку в фитнес-клуб или бегать по утрам недостаточно. Педагога по вокалу, хореографа. Некоторым везёт, у них есть даже арт-директор – я знаю такого профи, получающего у одной большой звезды 1,5 млн рублей. Команда серьёзного исполнителя в среднем обходится в миллион-полтора. А вот начинающему артисту многие вопросы придётся замкнуть на себя и, кроме менеджера и оператора рилсов, в команду никого не брать.
Теперь о глобальном. В мире шоу-бизнеса индустрия – на триллионы долларов. В России рынок музыки – около 50 млрд рублей в год, но топ-артисты забирают львиную долю. Стриминги платят копейки – 0,01 рубля за прослушивание. Чтобы заработать миллион, нужен миллиард стримов. Концерты – основной доход: билет 2–5 тыс., зал на тысячу человек – 2–5 млн минус расходы. В итоге стать артистом – от 500 тыс. на старте до бесконечности
Но вот парадокс: чем ты успешнее, тем больше затраты. Производство декораций или целого шоу обходится крайне недёшево. Например, недавний сольник Зиверт обошёлся в 180 млн рублей, она открыто написала об этом.
Впрочем, всегда есть план Б – пойти на сделку с дьяволом и подписать договор с продюсером. Он за тебя заплатит. Потом проект не пойдёт – и ты будешь ему должен, например, миллионов 150. Я знаю такой кейс: теперь «звезда» работает на трёх работах и, продав бабушкину квартиру, всё ещё должна тому злому дяде. Говорят, что таких историй очень много.
Теперь о глобальном. В мире шоу-бизнеса индустрия – на триллионы долларов. В России рынок музыки – около 50 млрд рублей в год, но топ-артисты забирают львиную долю. Стриминги платят копейки – 0,01 рубля за прослушивание. Чтобы заработать миллион, нужен миллиард стримов. Концерты – основной доход: билет 2–5 тыс., зал на тысячу человек – 2–5 млн минус расходы.
В итоге стать артистом – от 500 тыс. на старте до бесконечности. Но цена успеха – не только рубли, а нервы, время, отказы. Нужно иметь невероятную трудоспособность, харизму, талант, быть одержимым своим делом, тратить на него время в ущерб семье, любви, здоровью. Цена успеха может быть очень высока. И к этому надо быть готовым.